Содержание логопедической помощи по коррекции нарушений

Грамматического строя речи детей с интеллектуальными

Нарушениями

 

В ходе формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста следует принимать во внимание структуру речевых дефектов, проблемы дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм, а также несформированность грамматических значений.

Огромную значимость в работе по развитию грамматического строя имеет в коррекционной школе применение онтогенетического принципа. Большое количество грамматических форм, которые усваивает ребёнок в норме возрасте ещё дошкольном, у ребёнка с интеллектуальными нарушениями оказывается неусвоенным в младших классах [6].

На рисунке 5 представлена рекомендованная последовательность логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями.

 

 

Рисунок 5 – Логопедическая работа по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями

 

Продолжительным и сложным процессом считается работа по развитию формы словообразования у детей с интеллектуальными нарушениями, ее надо начинать с уменьшительно-ласкательных и прочих простых словообразовательных форм существительных. Затем ведется работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, также над родственными словами [2].

Особое внимание при составлении структуры предложения стоит уделить усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), с постепенным усложнением и последовательным включением в структуру высказывания (предложения). Распространяется предложение сперва за счет простых объектных отношений (Мальчик поливает цветы.), потом – локативных (Дети идут в сад.), в последующем – атрибутивных (Это папин чемодан. Папа несёт чёрный чемодан).

Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:

а) практическое усвоение лексических и грамматических связей языка,

б) формирование правильного произношения,

в) развитие связной речи.

Формирование лексико-грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование практических навыков словоизменения и словообразования,

2) формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных,

3) развитие навыков словоизменения и словообразования.

Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление глаголов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и родам.

Пример дифференциации единственного и множественного числа существительных.

Вначале ребенку предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза, таз, дом). Уточняется семантика этих слов (Покажи, где слон, где столы, где вазы и т.д.). Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Для закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1) образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза),

2) использование слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа используются следующие виды работы:

1) игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят (Я вижу стол, стул, окно и т.д.),

2) Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже (Что ты любишь? Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? и т.д.).

При уточнении формы дательного падежа используются следующие виды работ:

1) игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без кисти, рыбак без удочки, парикмахер без ножниц продавец без весов, а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно (удочка – рыбаку, весы – продавцу и т.д.),

2) ответы на вопросы к картинке «Кто кому что дает?», (Бабушка дает внучке ленту. Мама дает дочке куклу).

При уточнении формы родительного падежа используются следующие виды заданий:

1) «Угадай; чьи это вещи?» – детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называется один из предметов, дети говорят, кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки),

2) игра "Чьи хвосты?". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой изображения хвостов. Показывается хвост и следует вопрос: «Кому принадлежит хвост?» (это хвост лисы, это хвост зайца).

При уточнении формы творительного падежа предлагаются детям следующие задания:

1) ответь на вопрос «Кто чем работает?» По картинкам (маляр – кистью, парикмахер – ножницами),

2) добавь слово к глаголу (рисовать – карандашом, писать – ручкой, копать – лопатой, пилить – пилой),

3) назови пары предметов по картинкам (книжка с картинками, кошка с котятами, корзина с грибами, ваза с цветами).

При уточнении форм предложного падежа предлагают ответить на вопрос по картинкам: «Где что лежит?», «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги). «Где что покупают?» (лекарства, хлеб, игрушки). «Где что растет?» (грибы, овощи, фрукты).

С целью развития словоизменения глаголов используются следующие задания:

1) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

2) дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, причесывать – причесываться, прятать – прятаться, катать – кататься).

Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени (Мальчик спал, девочка..., дети... Заяц бежал, лиса..., звери...).

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом – домик, лиса – лисичка),

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая – рыженькая),

3) образовать прилагательное из существительного (дерево – деревянный, железо – железный),

4) образовать глаголы с различными приставками (налил – вылил, входят – выходят).

Таким образом, содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку при обучении их в школе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Формирование грамматического строя речи представляет собой сложный и длительный процесс, который предполагает высокий уровень развития познавательной деятельности учащихся. Все грамматические категории усваиваются у детей 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью, в той же последовательности, что у нормально развивающихся детей, но имеют характерные особенности. Для детей данной категории характерен более медленный темп усвоения грамматических форм.

У детей с интеллектуальными нарушениями грамматический строй речи характеризуется нарушениями, все периоды развития грамматического строя речи протекают с «затягиванием» в более поздние сроки. Главным средством развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями является систематическое коррекционное воздействие на уроках русского языка, речевой практики, логопедических занятиях.

Проведенное экспериментальное исследование грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями государственного казённого образовательного учреждения Краснодарского края школы-интерната станицы Шкуринской показало, что 20% испытуемых школьников имеют низкий уровень развития грамматического строя, 80% – средний, высокого уровня формирования грамматического строя речи у данного контингента школьников не выявлено.

Таким образом, в ходе формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста следует принимать во внимание структуру речевых дефектов, проблемы дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм, а также несформированность грамматических значений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: