Методы диагностики речи у детей с интеллектуальными нарушениями

 

Методы диагностики нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, при этом они имеют свою специфику.

В рамках клинических методов диагностики производится общеклиническое или врачебное и параклиническое обследование детей с речевой патологией специалистами-медиками [31]. К общеклиническим методам диагностики относятся исследования в области рефлекторно-двигательных функций, чувствительности, функции черепных нервов, вегетативной нервной системы.

К параклиническим методам относятся: исследование цереброспинальной жидкости. ультразвуковое исследование головного мозга, рентгеноконтрастные методы исследования, методы нейровизуализации, электромиография и др.

Диагностика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью включает в себя:

- медицинскую диагностику,

- педагогическую диагностику,

- психологическую диагностику,

- логопедическую диагностику.

Психолого-педагогическая диагностика является важной в логопедии, потому что речь ребёнка связана со всеми психическими функциями, а своевременное диагностирование имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет вовремя оказать качественную помощь ребёнку с речевым нарушением.

Сама процедура психолого-педагогического исследования нарушения речи у детей начинается, в первую очередь, с плана, который соответствует озвученной проблеме, возрасту ребёнка и его актуальным возможностям. Диагностику нарушения речи у ребенка необходимо осуществлять с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой или учебной [32].

Психолого-педагогическое обследование детей – это единый комплекс, включающий в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое; каждое из них имеет своё направление, цели и задачи:

1) медицинское или клиническое обследование заключается в рассмотрении картины онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических данных анамнеза. Медицинское обследование проводится педиатром, терапевтом, невропатологом, офтальмологом, отоларингологом и другими,

2) педагогическое обследование, которое заключается в рассмотрении сведений об уровне овладения ребёнком знаниями, умениями, навыками, пониманием на определенном возрастном этапе,

3) психологическое, которое заключается в организации для психологического изучения ребенка с учетом его возраста, позволяющее выбрать форму и методику диагностической процедуры.

Психологическое обследование считается ведущим видом обследования, задачами которого является получение сведений о личности ребенка, уровне его умственного развития и поведении.

Диагностическая деятельность психолога обуславливается получением оценки неречевых симптомов в структуре речевого нарушения и определением коррекционного обучения. При психологическом обследовании используется только психологический инструментарий, соответствующий всем критериям, которые предъявляются к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, с наличием стандартизированных данных об особенностях их развития [33]. К ним относятся следующие методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент, тестирование и другие. Методы психологического обследования делятся на устные и письменные (интервью, беседа), бланковые, предметные (доски Сегена, кубики Кооса), аппаратурные, компьютерные; вербальные (словесно-логические) и невербальные (матрицы Равена).

Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных не стандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал – слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твердые – мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (шар – шары, кувшин – кувшины и пр.); картинки с изображением однородных предметов, которые различаются по определенному признаку (размер, форма, цвет и прочие); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок, которые предназначены для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал – это предложения, слова различной звуко-слоговой структуры, предметные и сюжетные картинки) [34].

Основной метод педагогического исследования – это обучающий эксперимент, позволяющий определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: методологическая база исследования речевых нарушений у детей речи находится на стадии теоретических и практических разработок.

 

Экспериментальное изучение грамматического строя речи у

младших школьников с интеллектуальными нарушениями

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: