double arrow

Тема №1. Предмет и задачи психологической науки и практики.

           Предмет психологии. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. Результаты научно-психологического исследования, их теоретическое и прикладное значение.

      Психология как естественная и общественная научная дисциплина. Значение психологического знания для хозяйственной деятельности, развития культуры и охраны здоровья людей. Междисциплинарные связи психологической науки.

      Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Основные направления изучения психики в истории психологии.

      Общее понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Формы отражения живой и неживой природы, особенности психического отражения. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.

      Отрасли психологии и задачи психологической практики. Формы взаимодействия психологической науки и практики. Общая и дифференциальная психология, основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование.

Методы психологии. Уровни методологии науки. Наблюдение, беседа, естественный и лабораторный эксперимент. Диагностические методики и тесты. Сравнительно–генетический, сравнительно–патологический, сравнительно–исторический  методы.

 

Тема №2. Психология личности.

      Общественные отношения как исходная предпосылка концепции человека. Личность как продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. Соотношение филогенеза и онтогенеза в развитии личности. Многозначность понятия личность в современной психологии. Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность.

      Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований. Выделение единицы как способ анализа структуры личности.

      Структура личности. Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности. «Факторный профиль» как единица строения личности (Р. Кэттелл).

      Влечение как элемент анализа строения личности. Представление о структуре личности в психоанализе З. Фрейда. Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна.

      Деятельность как единица строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов деятельности, общий профиль системы деятельностей (мотивов). «Я» как единица личности в теориях «личности как самосознания». Самооценка и уровень притязаний как элемент структуры личности. Самооценка и самоотношение. Современные подходы к описанию структуры самосознания. Объективный и субъективный подход к выделению движущих сил развития личности. Критерии, этапы и механизмы формирования личности.

 

Тема №3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

      Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.Конституционные, нейродинамические особенности как индивидуально - типические свойства.

      Индивидуальные свойства и особенности регуляции поведения личности. Конституционные типологии темперамента и характер личности. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Развитие возрастно-половых свойств индивида в онтогенезе личности.

 

МОДУЛЬ №2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Тема №4. Психологическая теория деятельности.

      Общее понятие о деятельности. Исследование психологических особенностей строения деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Действие и его целенаправленный характер как единица деятельности человека. Внутренние, умственные действия. Способы выполнения действий (операции). Преобразование действий в операции, их классификация и характеристика.

      Двигательный способ действия, наличие постоянной коррекции действия; роль афферентных систем и обратной сигнализации сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн). Уровни построения движений. Этапы формирования навыка.

 

Тема №5. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

      Поиск критериев психики в истории психологии. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Идея рефлекса в работах Р. Декарта. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна. Современные подходы к изучению поведения животных. Понятие о деятельности животных, ее усложнение в ходе эволюции.

      Мотивация поведения животных. Процесс опредмечивания потребности. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.

 

Тема №6. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

      Человек как общественное существо, продукт истории человечества. Понятие индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Проблема соотношения биологического, социального и культурного в психике человека. Понятие общественно-исторического опыта, язык как особое средство хранения и передачи его. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Условия присвоения опыта: интериоризация как переход совместноразделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность; экстериоризация как обогащение общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта.

      Формирование высших психических функций, их социальный, опосредованный и произвольный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: