double arrow

МОДУЛЬ №3. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.


Тема №7. Психология сознания и неосознаваемых психических процессов.

      Проблема сознания в психологии и философии. Метод интроспекции, самонаблюдения. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность, язык. Принцип единства деятельности и сознания. Психологическая характеристика сознания. Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение, личностный смысл. Их роль в построении сознательной картины мира.

      Самосознание, его структура и функции. Самопознание, самоотношение, уровень притязаний и самооценка. Современные подходы к описанию структуры самосознания.

      Сознание и несознаваемые психические процессы в регуляции деятельности. Классификация и характеристика неосознаваемых психических явлений. Защитные механизмы в регуляции личности. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, К.Г. Юнга.

 

Тема №8. Направления научной психологии в Западной Европе и США.

Психология как наука о поведении. Теоретические задачи и экспериментальная программа бихевиоризма. Необихевиоризм его достоинства и недостатки.




      Психология формы. Гештальтпсихология. Представление о движущих силах развития личности в теории К. Левина. Гештальттерапия Ф. Перлза.

      Гуманистическая психология. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития общества. (А. Маслоу).

      Тенденция к поиску жизни и самосознанию как движущая сила развития личности (В. Франкл, К. Роджерс).

      Сущность и основные направления трансперсональной психологии.

      Сущность и основные направления когнитивной психологии.

Тема №9. Индивидуальность и жизненный путь личности.

      Общая характеристика индивидуальности. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.

      Общая организация мотивационной сферы. Основные подходы к изучению мотивации. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы определяющие иерархию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы - стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания. Роль установок в ситуативном развитии мотивации. Исследования установок в школе Д.Н. Узнадзе. Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов. Каузальная атрибуция и мотивация. Фрустрация, реакция на состояние фрустрации. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Иеркса - Додсона.



      Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии.

      Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Я. Стреляу). Методы исследования темперамента и их использование при профотборе и профобучении.

      Понятие о способностях. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности. Талант и гениальность.

      Подходы к изучению характера. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко.

      Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф. Лазурский).

      Темперамент, характер и личность.

      Основные проблемы психологии эмоций. Основные концепции эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса. Данные экспериментальных исследований и теоретические представления о возникновении эмоций. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Функции эмоций в зависимости от принятого критерия эмоционального. Функции оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса.



      Эмоциональные формы поведения. Разновидности эмоциональных явлений. Аффекты, их биологическое значение. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Проблема устойчивых эмоциональных чувств человека.

      Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.

      Функции воли в различных подходах. Психологические механизмы волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых качеств.

 

МОДУЛЬ №4. ЧЕЛОВЕК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ОТНОШЕНИЯ.







Сейчас читают про: