Модуль №1. Введение в общую психологию

Кафедра психологии

Т.Б. Ильина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Направление подготовки 37.00.00 «Психологические науки»

Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»

 

 

 

Донецк-2016


Донецкий национальный университет

 


Кафедра психологии

Т.Б. Ильина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Направление подготовки 37.00.00 «Психологические науки»

Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»

 

 

 

Донецк-2016



ББК 88я73

І 46

 

Ильина Т.Б. Методические рекомендации к изучению учебного курса «Общая психология». Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности».   – Донецк, 2016. - 164 с.

 

 

Методические рекомендации подготовлены Т.Б. Ильиной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Донецкого национального университета.

 

Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Общая психология» предназначены в помощь студентам специальности «Психология служебной деятельности» для освоения содержания курса, общих понятий, терминов, психологических принципов и теорий.

В рекомендациях представлены основные вопросы курса (лекционные, семинарские), задания для самостоятельной работы, тесты, творческие задания, вопросы для самоконтроля и др.

 

Рекомендовано к печати кафедрой психологии ДонНУ, протокол №1 от 30.08.2016.

 

Рецензенты: Яновский М.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ.

 

Вилюжанина Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и психотренинговых технологий Донбасской юридической академии.

 


ВВЕДЕНИЕ

«Общая психология» - это фундаментальная теоретическая дисциплина, которая занимает центральное место в подготовке психолога. В структурно-логической схеме она выступает основой для изучения других психологических дисциплин. Основная цель курса – овладение научным понятийным аппаратом, основными психологическими теориями, закономерностями функционирования психических явлений, обретение первоначальных рефлексивных навыков.

В процессе изучения курса, как показывает практика, студенты сталкиваются с рядом трудностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что в психологии очень трудно выделить первичные и вторичные знания. Любое психическое явление в скрытом виде (имплицитно) представляет всю психическую жизнь человека в присущих ей процессах, состояниях, свойствах, в зависимости от социального и материального окружения и т.п. Поэтому сразу нужно осмыслить и принять следующую особенность предстоящей работы: любая тема, с которой ни начиналось бы изучение психологии, вынуждает преподавателя, ведущего этот курс, пользоваться теми терминами и иллюстративными примерами, которые полно и всесторонне студент сумеет понять только впоследствии.

Еще одну трудность представляет собой обиходное употребление ряда терминов, которыми пользуется психология как наука. Такие понятия, как личность, общение, деятельность, чувства, память, мышление, речь и т.п. активно используются в повседневном обиходе. Это создает иллюзию знакомости тех явлений, которые предстоит изучать, ощущение ненужности и бесполезности науки, которая «учит тому, что и так хорошо известно». Однако, во-первых, научный и житейский смысл многих понятий нередко не совпадает. Например, мы говорим «чувства», а психолог поправляет – «ощущения», не разводим между собой задатки и способности, и т.д. Поэтому даже студенты, сдающие экзамен по психологии, вкладывают в одни и те же слова различное содержание, а имеющийся у них эмпирический опыт вступает в противоречие с теоретическими знаниями, мешает их осмыслить и понять.

Еще одной трудностью является так называемый «терминологический шок»: множество авторских подходов, теорий, представление о психическом как о системе создает впечатление, что в таком количестве терминов и определений вообще невозможно разобраться. Однако эти трудности преодолимы стоит лишь прибегнуть к следующему простому приему. В случае возникновения соответствующего затруднения нужно сказать себе: «Этот термин мне пока еще до конца непонятен. У меня еще просто недостаточно знаний для полного его осмысления. Но в ходе дальнейшего изучения психологии у меня будет возможность полнее в нем разобраться. Меня не пугают сложные и непривычные звучания новых слов, терминов, определений – за каждым из них стоит моя собственная жизнь, в ее каждодневных проявлениях, знакомый мне из личного опыта смысл».

Курс состоит из 4 модулей. В первом «Введение в общую психологию» мы пытаемся подвести студентов к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход вовлекает в «главную» загадку психологии – что и как она должна изучать, каково соотношение индивидуального и личностного, приучает корректно относиться к существующим теориям и взглядам, понимая их относительную истинность и неизбежность развития.

Во втором модуле рассматриваются фундаментальные теории школы Выготского-Леонтьева. Обращение к этим темам осуществляется по «радиальному принципу», т.е. от общей теоретической основы (теория деятельности) – к разным не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам (гипотеза о происхождении психики, культурно-историческая теория, спор Выготского-Пиаже и др.).

Третий модуль непосредственное продолжение второго, посвящен проблемам индивидуальности, которые рассматриваются с позиции теории деятельности. Темы этого модуля интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, а также соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.

В четвертом модуле рассматриваются особенности познавательных процессов и отношений человека. Студенты должны понять, что все психические явления – это единая система, а их разделение – научная абстракция.

В процессе изучения курса знакомим студентов с именами наиболее известных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии. Это пробуждает эмоциональное отношение к психологии. При изучении курса достаточно часто обращаемся к оригинальным текстам, первоисточникам. Несколько тем раскрываются путем прямого анализа научного наследия автора. Среди них – концепция развития Высших психических функций Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, психологии индивидуальных различий В.С. Мерлина и др.

По изучении курса «Общая психология» студенты должны знать:

- содержание основных психологических научных терминов и понятий;

- основные этапы развития психологии как науки;

- основные отечественные психологические теории;

- закономерности развития и особенности проявления психических явлений.

Уметь:

- ориентироваться в первоисточниках и персоналиях;

- подбирать литературу по соответствующей теме;

- находить примеры психологической реальности в повседневной жизни;

- обладать навыками первичного рефлексивного анализа собственных состояний, действий и поступков.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

Дневная форма

Заочная форма

всего

В том числе

всего

В том числе

л п лаб с.р л п лаб с.р

Модуль 1. Введение в общую психологию

Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики 36 12 4   20 36 4 2   30
Тема 2. Психология личности 46 6 4   36 46 4 2   40
Тема 3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности 48 10 4 4 30 48 4 2   42
Всего по модулю 1 130 28 12 4 86 130 12 6   112

Содержательный модуль 2. Основные теоретические достижения психологии

Тема 4.Психологическая теория деятельности 48 10 4 4 30 48 4 2   42
Тема 5.Происхождение и развитие психики в филогенезе 56 10 4 2 40 56 4 2   50
Тема 6. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе 54 12 6 4 32 54 4 2   48
Всего по модулю 2 158 32 14 10 102 158 12 6   140

Модуль 3. Уровни психологического отражения. Становление индивидуальности

Тема 7.Психология сознания и несознаваемых психических процессов 52 10 4 4 34 52 2 2 2 46
Тема 8. Направления научной психологии в Западной Европе и США 54 14 10   30 54 2 4   48
Тема 9. Индивидуальность и жизненный путь личности 92 30 12 4 46 92 2 4   86
Всего по модулю 3 198 54 26 8 110 198 6 10   180

Модуль 4. Человек во взаимодействии: познавательные процессы, отношения

Тема 10. Психология познавательных процессов 118 40 12 6 60 118 10 6 6 96
Тема 11. Психология отношений человека 44 20 6 6 12 44 10 4 4 26
Всего по модулю 4 162 60 18 12 72 162 20 10 10 122
Всего часов по дисциплине 648 174 70 34 370 648 50 32 12 554

 



МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: