Тема №11. Психология отношений человека

Семинар №26

1. Личность и группа: основные эффекты и проблемы взаимодействия.

2. Виды, качества и особенности развития социальных групп.

3. Коллектив и команда: признаки, структура, функции.

Литература: [3, 20, 21, 27, 34, 35]; [11, 12,28].

Семинар №27(4 часа)

1. Социально-психологические явления в малых и больших группах.

2. Методы исследования межличностных отношений в малых группах (конкретные примеры).

3. Ознакомление с прикладными аспектами учета социальных отношений в практической деятельности (на примере теории ролей).

Литература: [3, 20, 21, 27, 34,35]; [11, 12, 28].

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлена потребность в общении между людьми?

2. Какую роль играет общение в жизни?

3. В чем заключается социальная суть общения?

4. Какая роль в общении принадлежит невербальной коммуникации?

5. В чем проявляется культура невербального общения?

6. В чем проявляется коммуникативная функция к речи?

7. В чем заключается суть интерактивной стороны общения?

8. Что такое механизм идентификации при восприятии другого человека?

9. Как происходит стереотипизация в познании человека человеком?

10. По каким принципам общение подразделяют на разновидности?

11. Каковы условия эффективности общения?

12. Достаточно ли для характеристики общения утверждение «Общение – это обмен информацией между людьми»?

13. Всегда ли обмен информацией является общением?

14. Можно ли обмен сигналами, имеющий место у животных, назвать общением?

15. Всегда ли завершенность общения является необходимым условием взаимопонимания?

16. Может ли официальное изменение статуса члена группы повлиять на его неофициальный статус?

17. Может ли личность получить в коллективе статус, который не отвечает критериям ее реальной ценности как члена группы?

18. Чем обусловлена внутригрупповая дифференциация группы? Какие факторы на нее влияют?

19. По каким признакам разделяются группы людей?

20. Какая группа может стать для личности референтной?

21. Какими признаками характеризуются группы разной степени организации?

22. Каковы существенные признаки коллектива?

23. В чем существенное отличие официального и неофициального лидера группы?

24. Чем определяется статус личности в коллективе?

25. В чем заключается суть метода социометрии и в чем ограниченность его в варианте, предложенном Дж. Морено?

26. По какой социометрической шкале определяется статус члена группы?

27. Всегда ли референтная группа является для личности образцом положительных эталонов поведения, качеств личности?

28. Существуют ли качества личности, необходимые для лидерства при любых условиях?

 



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (І семестр)

1. Высшие психические функции, их строение, условия развития.

2. Гипотеза о возникновении и развитии психики (А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри).

3. Гипотеза о происхождении сознания (А.Н. Леонтьев).

4. Деятельность, сознание, личность (А.Н. Леонтьев).

5. Деятельность как объяснительный принцип психических явлений.

6. Деятельность как основание личности. Акмеологический подход к исследованию личности.

7. Критерии, этапы, механизмы формирования личности.

8. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

9. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.

10. Механизмы психологической защиты.

11. Мотивационно-личностный аспект деятельности.

12. Бихевиоризм, его преимущества и ограничения.

13. Общее понятие о психике, структура психической деятельности человека.

14. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.

15. Основные методы психологического исследования.

16. Основные направления изучения личности.

17. Основные методы психологического исследования.

18. Особенности психического отражения (в трудах отечественных психологов).

19. Особенности психологии как науки, отраслевой состав. Научная и житейская психология.

20. Понятие индивида и личности в отечественной психологии.

21. Понятие о личности. Движущие силы, условия развития. Современные теории личности.

22. Понятие сенситивного периода и его роль в развитии личности.

23. Характеристика неосознаваемых психических явлений.

24. Принципы деятельностного подхода при изучении психических явлений.

25. Принципы психологических исследований.

26. Проблема деятельности в отечественной психологии (по работам А.Н. Леонтьева).

27. Происхождение и развитие психики в филогенезе (по работам Л.С. Выготского).

28. Процесс формирования двигательного навыка. Теория уровней Н.А. Бернштейна.

29. Психические явления. Проблема предмета в психологии.

30. Современные подходы к изучению самосознания.

31. Работа А.Н. Бернштейна по физиологии активности и физиологии движений.

32. Работы Л.С. Выготского о формировании и развитии психических функций.

33. Рефлекторное кольцо, схема сенсорных коррекций и их роль в организации движений человека.

34. Системный подход в психологии.

35. Современные направления психологических исследований в психологии.

36. Структура и проблемы исследования индивидных свойств человека.

37. Сущность гештальтпсихологии, ее основные принципы и законы.

38. Теоретические задачи и экспериментальная программа бихевиоризма.

39. Теория отражения. Психическое отражение, его уровни и особенности.

40. Структура сознательных образов.

41. Объект и предмет психологического исследования.

42. Характеристика операционно-технического аспекта деятельности человека.

43. Этапы развития психики в филогенезе.

44. Основные научные отечественные (советские) школы.

45. Основные механизмы развития личности.

46. Понятия о личности. Структура и критерии ее развития.

47. Стадии психосексуального развития. Этапы формирования половой идентичности.

48. Проблема периодизации психического развития личности.

49. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных.

50. Психологическая характеристика сознания.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: