Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи ХI – ХV веков занимают заметное и достойное место. Хорошая сохранность псковских средневековых памятников письменности определяется тем, что на территории Псковщины не было татарских завоевательных походов, а военная угроза с Запада успешно останавливалась благодаря мощным крепостным стенам города. Следовательно фактор войн, и связанных с ними разрушений и пожаров был существенно ниже, чем других русских городах.
В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности. Псковские мастера часто использовали зеленый фон, тератологические заставоки и инициалы. Широкое использование желтого цвета, изображение человеческого лица в инициалах в фас, менее условные изображения человеческих лиц и птиц в орнаменте, являются специфическими чертами псковской рукописи. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI – XV веков занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI века с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 года, писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковских книг[21]. Тератологический стиль – один из приемов украшения книг с использованием рисунков животных, как реально существующих, так и мифологических существ.
|
|
Также, псковичи чаще прибегали к миниатюре, чем новгородцы. Псковские писцы оставляли на полях рукописей
пространные записи и приписки. В некой мере это был отход от классического канона книгописания, однако псковские мастера могли себе это позволить. На это влияла политическая и культурная самостоятельность вечевого Пскова.
Важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества играли монастыри. В ранней истории Пскова главным культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, затем Снетогорский. В XVI веке ведущая роль в деле рукописания перешла к Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырю. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.
Все памятники письменности средневекового Пскова можно разделить на несколько видов по жанру и содержанию. Самыми распространенными и многочисленными были книги на религиозную тематику (Библии, Евангилие, четьи минеи и др.). Это было определено традиционностью общества, доминирующей ролью религии в культуре и повседневности людей того времени. В эту группу книг необходимо отнести и жития святых, в том числе и местных героев псковской истории, в дальнейшем канонизированных церковью. Это жития псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого и других. Светская литература в привычном понимании этого слова до XVII века практически отсутствовала. Вторую группу письменных памятников составляют нормативно-правовые акты и официальные документы эпохи вечевой самостоятельности Пскова. Главным документов из этой группы может являться Псковская Ссудная грамота, речь о которой велась ранее. Также, следует отметить разнообразные договора и постановления, которые принимались на псковском вече. В третью группу памятников письменности можно отнести разнообразные повести о героическом прошлом города Пскова и Псковской земли. Эти памятники письменности представляют собой подробное описание военных событий, связанных с обороной от внешнего врага. В числе таких произведений необходимо отметить: «Повесть о псковском взятии», «Повесть о Псково-Печерском монастыре», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову».
|
|
Практически сразу по мере распространения письменности на Руси, Псков стал одним из центров летописания. Летописные своды представляют собой пятую группу памятников письменности. Начало ведения летописей в Пскове исследователи относят к XII веку. В целом же, процесс летописания на Псковщине развивался в двух центрах и закончился к XVII в. На первом этапе, когда Псков имел политическую независимость, таким центром был Троицкий собор, а инициаторами создания летописей выступали посадники. На втором этапе, после присоединения Пскова к Москве, центр переместился в Псково-Печерский монастырь, где летописание велось на протяжении XVI – XVII веков. В XIII – XIV веках псковское летописание носило местный характер, уделяя особое внимание взаимоотношениям с Ливонским орденом и спорам с Великим Новгородом и Литвой.
Псковское летописание представлено несколькими летописями, условно названными первая, вторая и третья. К концу XV века относится составление первого летописного свода в Пскове, который благодаря своему широкому политическому кругозору при описании различных событий (удельные столкновения, борьба в Орде, события в Новгороде и Литве), отразился в наиболее значительных русских летописях других княжеств. Первая летопись скорее всего относится к 1469 году. Вторая псковская летопись начинается с Жития Александра Невского и Повести о Довмонте. Последнее известие в летописи относится к 1486 году и оборвано на полуфразе. Можно предположить, что 1486 год – это время написания второго летописного свода. Судя по водяным знакам, третья рукопись псковской летописи могла быть написана около 1560 года, а приписки сделаны позднее основного текста. На обороте третьего чистого листа сделана запись о том, что рукопись принадлежала стольнику Василию Никифоровичу Собакину, а создана была трудами Ондрюшки Ильина, по прозвищу Коза.
В 1567 году в Пскове создается новый летописный свод. Яркой особенностью этого памятника было резко выраженное в нем неприятие власти московского царя. Предполагается, что летописный свод 1567 года создавался в Псково-Печерском монастыре при игумене Корнилии (убит опричниками). Корнилий является также автором одной из редакций Повести о Псково-Печерском монастыре. Для летописного свода 1567 года характерным является сочетание общерусских с местными известиями. Из общерусских событий в нем рассказывается о браках великого князя Василия Ивановича, о земельной реформе Елены Глинской, особенно подробно говорится о ходе Ливонской войны, и здесь же сообщается о пожаре в Пскове в 1550 года и о море 1552 – 1553 годов, когда умерло 4,8 тыс. человек. С безжалостной критикой описано пребывание в Пскове великого князя Ивана IV в 1546 году, когда в ответ на жалобы псковских челобитчиков он приказал палить им бороды, обливать горячим вином и жечь свечами[22].
|
|
Зачастую летописи в XVI – XVII веках писались по инициативе псковских воевод. Однако участие в создании псковских летописных памятников принимали и частные лица, например, в конце XVII века псковским служилым человеком был переписан «Летописец вскоре» (памятник общерусского летописания) и дополнен псковскими событиями до 1689 года.
Особое положение занимает памятник письменности, составленный в XVI веке старцем Филофем, монахом Псковского Елизарова монастыря. В двух посланиях, монах изложил свое понимание роли и значения московского царства, а также свой взгляд на русскую и мировую историю. Автор обращается к вопросам истории, анализирует причины падения Византийской империи. Также, Послание старца Филофея дает политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму – Константинополю и далее к Москве. Основа концепции «Москва – третий Рим», находится в сфере религиозной философии, а все практические политические выводы, которые были сделаны, идут от этого утверждения. Возникновение концепции, высказанной старцем Филофеем, было тесно связано и с политическими процессами в государстве, его внешними и внутренними политическими задачами, а также с требованиями и запросами общества на рубеже XV – XVI веков. Благодаря этим сочинениям государственная власть в России в конце XV – начале XVI веков получила теоретическое подкрепление. Послание всячески подводит читателя к идее легитимности власти московского великого князя, и даже ее святости[23]. Важным моментом в этом произведении оказывается употребление старцем Филофеем терминов «царь» и «царство». Напомним, что приобретение титула «царь» вместо прежнего «великий князь» стало позже одной из забот Ивана Грозного[24]. Можно с полной уверенностью сказать, что сочинение, составленное псковским монахом в XVI веке, легло в основу государственной идеологии Русского государства, обеспечивая его политические интересы на протяжение последующих веков.
|
|
К началу XVI века, с присоединением к Московскому государству, Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг была вывезена еще в ХVI – ХVII веках в Москву, где пополнила крупнейшие собрания того времени – Патриаршее и Типографское.
На данный момент, крупнейшим хранителем книжных памятников на Псковщине является Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На сегодняшний день в нем хранится около 100 тысяч экземпляров изданий основного фонда X – XXI веков. Особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные) рукописи. В коллекции псковского музея содержится 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, инициалы). Эти рукописи дают возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности. В собрании находится более 500 рукописных книг XIV – начала XX вв., представляющих местную рукописную традицию. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII – XVIII вв. В коллекциях музея также представлено более 3 тысяч экземпляров старопечатных книг XVI – XVIII веков с кирилловским, гражданским и латинским шрифтами. Имеются прижизненные издания русских писателей и поэтов, отечественная периодика, тиражированная графика, книги с автографами. Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, с лучшими образцами прикладного искусства псковских мастеров.
Тема 9