Псковские памятники письменности

 

Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи ХI – ХV веков занимают заметное и достойное место. Хорошая сохранность псковских средневековых памятников письменности определяется тем, что на территории Псковщины не было татарских завоевательных походов, а военная угроза с Запада успешно останавливалась благодаря мощным крепостным стенам города. Следовательно фактор войн, и связанных с ними разрушений и пожаров был существенно ниже, чем других русских городах.

В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности. Псковские мастера часто использовали зеленый фон, тератологические заставоки и инициалы. Широкое использование желтого цвета, изображение человеческого лица в инициалах в фас, менее условные изображения человеческих лиц и птиц в орнаменте, являются специфическими чертами псковской рукописи. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI – XV веков занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI века с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 года, писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковских книг[21]. Тератологический стиль – один из приемов украшения книг с использованием рисунков животных, как реально существующих, так и мифологических существ.

Также, псковичи чаще прибегали к миниатюре, чем новгородцы. Псковские писцы оставляли на полях рукописей

пространные записи и приписки. В некой мере это был отход от классического канона книгописания, однако псковские мастера могли себе это позволить. На это влияла политическая и культурная самостоятельность вечевого Пскова.

Важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества играли монастыри. В ранней истории Пскова главным культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, затем Снетогорский. В XVI веке ведущая роль в деле рукописания перешла к Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырю. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.

Все памятники письменности средневекового Пскова можно разделить на несколько видов по жанру и содержанию. Самыми распространенными и многочисленными были книги на религиозную тематику (Библии, Евангилие, четьи минеи и др.). Это было определено традиционностью общества, доминирующей ролью религии в культуре и повседневности людей того времени. В эту группу книг необходимо отнести и жития святых, в том числе и местных героев псковской истории, в дальнейшем канонизированных церковью. Это жития псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея,  Саввы Крыпецкого и других. Светская литература в привычном понимании этого слова до XVII века практически отсутствовала. Вторую группу письменных памятников составляют нормативно-правовые акты и официальные документы эпохи вечевой самостоятельности Пскова. Главным документов из этой группы может являться Псковская Ссудная грамота, речь о которой велась ранее. Также, следует отметить разнообразные договора и постановления, которые принимались на псковском вече. В третью группу памятников письменности можно отнести разнообразные повести о героическом прошлом города Пскова и Псковской земли. Эти памятники письменности представляют собой подробное описание военных событий, связанных с обороной от внешнего врага. В числе таких произведений необходимо отметить: «Повесть о псковском взятии», «Повесть о Псково-Печерском монастыре», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову».

Практически сразу по мере распространения письменности на Руси, Псков стал одним из центров летописания. Летописные своды представляют собой пятую группу памятников письменности. Начало ведения летописей в Пскове исследователи относят к XII веку. В целом же, процесс летописания на Псковщине развивался в двух центрах и закончился к XVII в. На первом этапе, когда Псков имел политическую независимость, таким центром был Троицкий собор, а инициаторами создания летописей выступали посадники. На втором этапе, после присоединения Пскова к Москве, центр переместился в Псково-Печерский монастырь, где летописание велось на протяжении XVI – XVII веков. В XIII – XIV веках псковское летописание носило местный характер, уделяя особое внимание взаимоотношениям с Ливонским орденом и спорам с Великим Новгородом и Литвой.

Псковское летописание представлено несколькими летописями, условно названными первая, вторая и третья. К концу XV века относится составление первого летописного свода в Пскове, который благодаря своему широкому политическому кругозору при описании различных событий (удельные столкновения, борьба в Орде, события в Новгороде и Литве), отразился в наиболее значительных русских летописях других княжеств. Первая летопись скорее всего относится к 1469 году. Вторая псковская летопись начинается с Жития Александра Невского и Повести о Довмонте. Последнее известие в летописи относится к 1486 году и оборвано на полуфразе. Можно предположить, что 1486 год – это время написания второго летописного свода. Судя по водяным знакам, третья рукопись псковской летописи могла быть написана около  1560 года, а приписки сделаны позднее основного текста. На обороте третьего чистого листа сделана запись о том, что рукопись принадлежала стольнику Василию Никифоровичу Собакину, а создана была трудами Ондрюшки Ильина, по прозвищу Коза.

В 1567 году в Пскове создается новый летописный свод. Яркой особенностью этого памятника было резко выраженное в нем неприятие власти московского царя. Предполагается, что летописный свод 1567 года создавался в Псково-Печерском монастыре при игумене Корнилии (убит опричниками). Корнилий является также автором одной из редакций Повести о Псково-Печерском монастыре. Для летописного свода 1567 года характерным является сочетание общерусских с местными известиями. Из общерусских событий в нем рассказывается о браках великого князя Василия Ивановича, о земельной реформе Елены Глинской, особенно подробно говорится о ходе Ливонской войны, и здесь же сообщается о пожаре в Пскове в 1550 года и о море 1552 – 1553 годов, когда умерло 4,8 тыс. человек. С безжалостной критикой описано пребывание в Пскове великого князя Ивана IV в 1546 году, когда в ответ на жалобы псковских челобитчиков он приказал палить им бороды, обливать горячим вином и жечь свечами[22].

Зачастую летописи в XVI – XVII веках писались по инициативе псковских воевод. Однако участие в создании псковских летописных памятников принимали и частные лица, например, в конце XVII века псковским служилым человеком был переписан «Летописец вскоре» (памятник общерусского летописания) и дополнен псковскими событиями до 1689 года.

Особое положение занимает памятник письменности, составленный в XVI веке старцем Филофем, монахом Псковского Елизарова монастыря. В двух посланиях, монах изложил свое понимание роли и значения московского царства, а также свой взгляд на русскую и мировую историю. Автор обращается к вопросам истории, анализирует причины падения Византийской империи. Также, Послание старца Филофея дает политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму – Константинополю и далее к Москве. Основа концепции «Москва – третий Рим», находится в сфере религиозной философии, а все практические политические выводы, которые были сделаны, идут от этого утверждения. Возникновение концепции, высказанной старцем Филофеем, было тесно связано и с политическими процессами в государстве, его внешними и внутренними политическими задачами, а также с требованиями и запросами общества на рубеже XV – XVI веков. Благодаря этим сочинениям государственная власть в России в конце XV – начале XVI веков получила теоретическое подкрепление. Послание всячески подводит читателя к идее легитимности власти московского великого князя, и даже ее святости[23]. Важным моментом в этом произведении оказывается употребление старцем Филофеем терминов «царь» и «царство». Напомним, что приобретение титула «царь» вместо прежнего «великий князь» стало позже одной из забот Ивана Грозного[24]. Можно с полной уверенностью сказать, что сочинение, составленное псковским монахом в XVI веке, легло в основу государственной идеологии Русского государства, обеспечивая его политические интересы на протяжение последующих веков.

К началу XVI века, с присоединением к Московскому государству, Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг была вывезена еще в ХVI – ХVII веках в Москву, где пополнила крупнейшие собрания того времени – Патриаршее и Типографское.

На данный момент, крупнейшим хранителем книжных памятников на Псковщине является Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На сегодняшний день в нем хранится около 100 тысяч экземпляров изданий основного фонда X – XXI веков. Особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные) рукописи. В коллекции псковского музея содержится 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, инициалы). Эти рукописи дают возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности. В собрании находится более 500 рукописных книг XIV – начала XX вв., представляющих местную рукописную традицию. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII – XVIII вв. В коллекциях музея также представлено более 3 тысяч экземпляров старопечатных книг XVI – XVIII веков с кирилловским, гражданским и латинским шрифтами. Имеются прижизненные издания русских писателей и поэтов, отечественная периодика, тиражированная графика, книги с автографами. Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, с лучшими образцами прикладного искусства псковских мастеров.

 

Тема 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: