1. Эффект плацебо – изменение физиологического или психологического состояния под влиянием препаратов или процедур, назначенных под видом сильных средств. Механизмы – внушение и самовнушение.
2. Эффект Хоторна – участие экспериментатора стимулирует осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.
3. Эффект Пигмалиона – экспериментатор, уверенный в правильности своей гипотезы, непроизвольно действует на испытуемых так, что они дают подтверждение выдвинутой гипотезы.
4. Эффект аудитории – присутствие публики или экспериментатора приводит к тому, что простая и освоенная деятельность выполняется легче, чем новая и сложная.
5. Эффект первичности – оценка нового человека или явления зависит от первого впечатления. При этом информация, которая противоречит созданному образу, впоследствии искажается или отбрасывается.
| Методы возрастной психологии |
| Основные |
| Вспомогательные |
| Наблюдение |
| Эксперимент |
| Опрос |
| Тестирование |
| Анализ продуктов детского творчества |
| Беседа |
| Интервью |
| Анкетирование |
| По форме: непосредственное и опосредованное |
| По условиям: естественное и экспериментальное |
| По характеру взаимодействия: включенное и невключенное |
| По цели: целенаправленное и случайное |
| По упорядоченности: сплошное и выборочное |
| По фиксации результатов: констатирующее и оценивающее |
| лабораторный |
| естественный |
| Опрос – способ получения информации в ходе непосредственного или опосредованного общения с респондентом |
| Социометрия – метод изучения взаимоотношения в группе |
Контрольные вопросы к лекции № 2
1. Что такое метод исследования?
2. Что такое стратегия исследования?
3. Какие стратегии и какие методы использует психология развития?
4. Какие подходы к организации исследования существуют в психологии развития?
5. Что такое метод наблюдения?
6. Каковы условия проведения научного наблюдения?
7. Какие сложности встают на пути исследователя, использующего метод наблюдения, и каковы достоинства этого метода?
8. Что такое научный эксперимент?
9. В чем специфика эксперимента в изучении развития психики?
10. Какие феномены искажают достоверность психологических фактов?
Литература к лекции № 2
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.
2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.
Интернет-ресурсы к лекции № 2
1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)
2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи
3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)
4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)
5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology
6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)
Лекция 3. «Факторы, определяющие психическое развитие»






