Направление | Понятие развития | Цель психического развития | Движущие силы | Механизмы | Фактор |
Психоанализ | Трансформация врожденных бессознательных влечений: либидо, агрессии, тревоги, чувства неполноценности. Процесс социализации, носит насильственный характер: общество заставляет подавлять свои влечения | Адаптация к среде | Врожденные бессознательные влечения | Идентификация и компенсация | Биологический |
Бихевиоризм | Научение, приобретение ЗУН, формирование связей между стимулами и реакциями | Адаптация к среде | Информация о стимулах и реакциях | Интериоризация | Социальный |
Гештальт психология | Рост и дифференциация гештальтов – целостных фигур, составляющих содержание психики. Изменение гештальтов определяет характер понимания внешнего мира и поведения в нем | Адаптация к среде | Рост и дифференциация гештальтов | Биологический (созревание) и социальный (обучение) | |
Генетическая психология | Формирование адекватной схемы ситуации | Адаптация как процесс активного взаимодействия организма со средой | Собственная активность | Ассимиляция и аккомодация | Биологический |
Гуманистическая психология | Становление открытой саморазвивающейся личности | Самоактуализация | Стремление к самоактуализации | Идентификация и отчуждение | Социальный |
3.4. Двухфакторные теории развития (В. Штерн, А. Гезелл, К. Лоренц):
|
|
· среда – это условие развертывания врожденных программ развития.
· причина развития - созревание, а среда детерминирует конкретные проявления поведения, их интенсивность и направленность.
В. Штерн в теории конвергенции попытался показать, что всякий раз поведение определяется действием внешних и внутренних факторов в разных соотношениях. Развитие, таким образом, представляет собой конвергенцию внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Контрольные вопросы к лекции № 3
1. В чем специфика биогенетического подхода в психологии развития?
2. Каковы особенности социогенетических теорий психического развития?
3. Как решается вопрос о факторах развития психики в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?
4. Какие методы исследования использовались в ранних теориях психического развития?
5. Какие факторы психического развития описаны в психоаналитическом подходе?
6. Какие механизмы психического развития разработаны в психоанализе?
7. Как решается вопрос о факторах психического развития в бихевиоризме?
8. Как понимается психическое развитие в генетической психологии?
9. В чем специфика гуманистического подхода к психическому развитию?
10. Как решается вопрос о факторах психического развития в двухфакторных теориях?
|
|
Литература к лекции № 3
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.
2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.
Интернет-ресурсы к лекции № 3
1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)
2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи
3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)
4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)
5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology
6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)
Лекция 4. «Движущие силы развития психики. Понятие о ведущей деятельности»