double arrow

Психическое развитие в основных психологических школах

Направление Понятие развития Цель психического развития Движущие силы Механизмы Фактор
Психоанализ Трансформация врожденных бессознательных влечений: либидо, агрессии, тревоги, чувства неполноценности. Процесс социализации, носит насильственный характер: общество заставляет подавлять свои влечения Адаптация к среде Врожденные бессознательные влечения Идентификация и компенсация Биологический
Бихевиоризм Научение, приобретение ЗУН, формирование связей между стимулами и реакциями Адаптация к среде Информация о стимулах и реакциях Интериоризация Социальный
Гештальт психология Рост и дифференциация гештальтов – целостных фигур, составляющих содержание психики. Изменение гештальтов определяет характер понимания внешнего мира и поведения в нем Адаптация к среде Рост и дифференциация гештальтов   Биологический (созревание) и социальный (обучение)
Генетическая психология Формирование адекватной схемы ситуации Адаптация как процесс активного взаимодействия организма со средой Собственная активность Ассимиляция и аккомодация Биологический
Гуманистическая психология Становление открытой саморазвивающейся личности Самоактуализация Стремление к самоактуализации Идентификация и отчуждение Социальный

3.4. Двухфакторные теории развития (В. Штерн, А. Гезелл, К. Лоренц):

· среда – это условие развертывания врожденных программ развития.

· причина развития - созревание, а среда детерминирует конкретные проявления поведения, их интенсивность и направленность.

В. Штерн в теории конвергенции попытался показать, что всякий раз поведение определяется действием внешних и внутренних факторов в разных соотношениях. Развитие, таким образом, представляет собой конвергенцию внутренних задатков с внешними условиями жизни.

 

Контрольные вопросы к лекции № 3

1. В чем специфика биогенетического подхода в психологии развития?

2. Каковы особенности социогенетических теорий психического развития?

3. Как решается вопрос о факторах развития психики в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

4. Какие методы исследования использовались в ранних теориях психического развития?

5. Какие факторы психического развития описаны в психоаналитическом подходе?

6. Какие механизмы психического развития разработаны в психоанализе?

7. Как решается вопрос о факторах психического развития в бихевиоризме?

8. Как понимается психическое развитие в генетической психологии?

9. В чем специфика гуманистического подхода к психическому развитию?

10. Как решается вопрос о факторах психического развития в двухфакторных теориях?

Литература к лекции № 3

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.

Интернет-ресурсы к лекции № 3

1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)

4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)

5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology

6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)



Лекция 4. «Движущие силы развития психики. Понятие о ведущей деятельности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: