Методологические принципы психологии развития

АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский университет государственного управления

Кафедра Психологии

Костяк Татьяна Валерьевна

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Краткий конспект лекций

для студентов направления 030300.62 "Психология"

(программа подготовки бакалавра)

Москва 2014


 

Утвержден на заседании кафедры Психологии

Протокол №12 от 26.06.2014 г.

 

 

Рекомендован к изданию учебно-методическим советом МФЮА

Протокол №22-А/13-14 от 27.06.2014 г.

 

Костяк Т.В. Краткий конспект лекций «Психология развития и возрастная психология» для студентов направления 030300.62 "Психология" (программа подготовки бакалавра)

Москва, МУГУ, 2014 г.

 


Оглавление



ВВЕДЕНИЕ.. 4

РАЗДЕЛ 1 «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ». 5

Лекция 1. «Предмет психологии развития». 5

Лекция 2. «Методы возрастной психологии». 11

Лекция 3. «Факторы, определяющие психическое развитие». 17

Лекция 4. «Движущие силы развития психики. Понятие о ведущей деятельности». 22

Лекция 5. «Взаимосвязь обучения и развития». 27

Лекция 6. «Проблема периодизации психического развития». 34

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 48

Лекция 7. «Психологические особенности развития младенцев». 48

Лекция 8. «Психологические особенности развития детей раннего возраста». 66

Лекция 9. «Особенности психического развития в дошкольном возрасте». 93

Лекция 10. «Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста» 123

Лекция 11. «Особенности психического развития в подростковом возрасте». 148

Лекция 12. «Общая характеристика зрелого возраста». 180

Лекция 13. «Общая характеристика психики в пожилом возрасте». 194

 



ВВЕДЕНИЕ

Курс лекций по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» предназначен для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 "Психология" (программа подготовки бакалавра). Учебная дисциплина «Психология развития и возрастная психология» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки специалистов в вузах Российской Федерации.

В данном курсе представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология развития и возрастная психология» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса является формирование у студентов целостных представлений о закономерностях, механизмах и своеобразии психического развития в онтогенезе.

Задачи курса:

- формирование знаний об основных методологических принципах осуществления сравнительно-возрастного исследования;

- формирование представлений об основных концепциях психологии развития и возрастной психологии;

- обучение способам анализа отдельных возрастов средствами психологии развития и возрастной психологии;

- приобретение навыков анализа психологических объектов средствами психологии развития и возрастной психологии.



РАЗДЕЛ 1 «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Лекция 1. «Предмет психологии развития»

Предмет и задачи психологии развития

Психология развития изучает содержание и применение в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики.

Психология развития является методологической базой возрастной психологии.

Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики, то есть детерминанты, определяющие психическое развитие и феноменологию (проявления) этого развития на разных этапах онтогенеза от рождения до старости.

Предмет психологии развития:

1. Возрастные периоды развития

2. Причины и механизмы переходов от одного возрастного периода к другому

3. Закономерности психического развития

4. Темп и направленность психического развития

Теоретические задачи психологии развития:

1. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития в детском возрасте

2. Изучение периодизации психического развития в онтогенезе

3. Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов

4. Изучение возрастных особенностей и закономерностей формирования различных видов деятельности

5. Изучение возрастных закономерностей становления личности

Практические задачи психологии развития:

1. Определение возрастных норм психического развития

2. Контроль за ходом психического развития детей

3. Психологическое сопровождение кризисных периодов развития

4. Организация учебно-образовательного процесса

Связь психологии развития с другими науками

Гуманитарные науки
Естественные науки
Общая психология
 Система понятий Представления о психике
Педагогическая психология
Обучение и воспитание ребенка в процессе целенаправленного воздействия
Социальная психология
Развитие ребенка как субъекта общения и межличностного взаимодействия
Сравнительная психология
Дифференциальная психология
Клиническая психология
Патопсихология
Психология развития
Математика Биология Физиология Медицина
Педагогика Социология Этнография Культурология Логика Языкознание

Методологические принципы психологии развития

1. Принцип детерминизма - все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, то есть что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в психологии существовало несколько подходов к их объяснению.

2. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

3. Принцип развития - психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, то есть развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий, невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, то есть краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития. Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.

Соотнесение эволюционного и революционного путей генезиса психики, качественных и количественных параметров этого процесса.

Границы и динамика психического развития.

Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему.

Непреформированное (открытое) развитие – не имеет верхнего предела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: