double arrow

Теории психического развития

Биогенетические теории (преформизм)
Двухфакторные теории
Социогенетические теории
Наследственность – ведущий фактор Развитие – это развертывание врожденных особенностей, ограниченное верхним пределом Развитие = созревание
Среда – ведущий фактор Психика ребенка – пассивный объект внешнего воздействия Развитие = формирование Верхнего предела развития нет
Развитие – результат взаимодействия наследственности и среды
Культурно-историческая теория
Наследственность – это условие развития Среда (культура) – это источник развития
Психическое развитие
3.2. Факторы психического развития в основных психологических теориях

Теория Предмет исследования Методы Факторы развития Основные идеи
1. Теория рекапитуляции С. Холла Закономерности психического развития детей ü Анкетирование ü Сравнительный анализ рисунков детей и первобытных народов ü Анализ игр Биологический фактор: созревание инстинктов ü Онтогенез повторяет социогенез ü Формы поведения ребенка генетически заданы и сменяют друг друга
2. Теория созревания А. Гезелла Содержание и темп психического развития ребенка от рождения до полового созревания ü Наблюдение ü Тестирование ü Опрос родителей ü Сравнение развития близнецов, здоровых и больных детей Биологический фактор: генетически заданное созревание Психическое развитие зависит от созревания ЦНС Неравномерность темпа психического развития Замедление темпа развития в онтогенезе
3. Теория трех ступеней К. Бюлера Закономерности психического развития детей Зоопсихологический эксперимент Наследственность ü Перенос закономерностей развития психики животных на ребенка ü Психика ребенка – промежуточное звено между психикой животных и психикой взрослого человека ü Роль эмоций в развитии
4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна Развитие психики Наблюдение Конвергенция факторов наследственности и среды   Этапы становления мышления, речи и др.
5. Теория психосексуального развития З.Фрейда Развитие личности ü Анализ клинических случаев ü Метод свободных ассоциаций ü Внутренний: биологическое созревание, преобразование количества и направленности энергии либидо; ü Внешний: общение с родителями   ü Развитие личности как адаптация к социуму ü Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни ü Стадии развития личности определены биологическим созреванием
6. Эпигенетическая теория Э.Эриксона Возрастное развитие личности на протяжении всей жизни ü Анализ клинических случаев ü Этнографические исследования ü Психоисторический метод ü Внутренний: созревание ü Внешний: требования и ожидания общества, социальные задачи ü Стадии развития универсальны и предопределены генетически ü Последовательность стадий неизменна
7. Бихевиоризм Дж. Уотсона Внешне наблюдаемое поведение ü Наблюдение ü Экспериментальное научение Социальный фактор: научение ü Стимул è реакция ü Развитие = научение  
8. Теория оперантного научения Б. Скиннера Внешне наблюдаемое поведение ü Наблюдение ü Экспериментальное научение ü Экспериментальный анализ поведения Социальный фактор: научение Поведенческие модели определяются характером их подкрепления  
9. Теория социального научения А. Бандуры ü Социализация ü Условия и механизмы социального научения ü Манипулятивный эксперимент ü Лабораторные и полевые исследования поведения ü Социальный фактор: научение через наблюдение ü Внутренние когнитивные факторы ü Наблюдение создает когнитивный образ действий к определенной форме поведения ü Взаимовлияние поведения, ситуационных и личностных факторов
10. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже Когнитивное развитие от рождения до зрелости ü Свободное клиническое интервью ü Наблюдение ü Анализ решения экспериментальных задач ü Уровень зрелости ЦНС ü Среда ü Собственная интеллектуальная деятельность ребенка Интеллектуальное развитие – последовательность качественно различных стадий, порядок которых неизменен
11. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского ü Происхождение и развитие ВПФ ü Строение и развитие сознания Формирующий эксперимент Обучение ü Опосредованный характер ВПФ ü Интериоризация знаков как закон развития ВПФ ü Системное и смысловое строение сознания ü Культурно-исторический подход к развитию ü Анализ механизма влияния обучения на развитие

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: