Теория
| Предмет исследования
| Методы
| Факторы развития
| Основные идеи
|
1. Теория рекапитуляции С. Холла
| Закономерности психического развития детей
| ü Анкетирование
ü Сравнительный анализ рисунков детей и первобытных народов
ü Анализ игр
| Биологический фактор: созревание инстинктов
| ü Онтогенез повторяет социогенез
ü Формы поведения ребенка генетически заданы и сменяют друг друга
|
2. Теория созревания А. Гезелла
| Содержание и темп психического развития ребенка от рождения до полового созревания
| ü Наблюдение
ü Тестирование
ü Опрос родителей
ü Сравнение развития близнецов, здоровых и больных детей
| Биологический фактор: генетически заданное созревание
| Психическое развитие зависит от созревания ЦНС
Неравномерность темпа психического развития
Замедление темпа развития в онтогенезе
|
3. Теория трех ступеней К. Бюлера
| Закономерности психического развития детей
| Зоопсихологический эксперимент
| Наследственность
| ü Перенос закономерностей развития психики животных на ребенка
ü Психика ребенка – промежуточное звено между психикой животных и психикой взрослого человека
ü Роль эмоций в развитии
|
4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
| Развитие психики
| Наблюдение
| Конвергенция факторов наследственности и среды
| Этапы становления мышления, речи и др.
|
5. Теория психосексуального развития З.Фрейда
| Развитие личности
| ü Анализ клинических случаев
ü Метод свободных ассоциаций
| ü Внутренний: биологическое созревание, преобразование количества и направленности энергии либидо;
ü Внешний: общение с родителями
| ü Развитие личности как адаптация к социуму
ü Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни
ü Стадии развития личности определены биологическим созреванием
|
6. Эпигенетическая теория Э.Эриксона
| Возрастное развитие личности на протяжении всей жизни
| ü Анализ клинических случаев
ü Этнографические исследования
ü Психоисторический метод
| ü Внутренний: созревание
ü Внешний: требования и ожидания общества, социальные задачи
| ü Стадии развития универсальны и предопределены генетически
ü Последовательность стадий неизменна
|
7. Бихевиоризм Дж. Уотсона
| Внешне наблюдаемое поведение
| ü Наблюдение
ü Экспериментальное научение
| Социальный фактор: научение
| ü Стимул è реакция
ü Развитие = научение
|
8. Теория оперантного научения Б. Скиннера
| Внешне наблюдаемое поведение
| ü Наблюдение
ü Экспериментальное научение
ü Экспериментальный анализ поведения
| Социальный фактор: научение
| Поведенческие модели определяются характером их подкрепления
|
9. Теория социального научения А. Бандуры
| ü Социализация
ü Условия и механизмы социального научения
| ü Манипулятивный эксперимент
ü Лабораторные и полевые исследования поведения
| ü Социальный фактор: научение через наблюдение
ü Внутренние когнитивные факторы
| ü Наблюдение создает когнитивный образ действий к определенной форме поведения
ü Взаимовлияние поведения, ситуационных и личностных факторов
|
10. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
| Когнитивное развитие от рождения до зрелости
| ü Свободное клиническое интервью
ü Наблюдение
ü Анализ решения экспериментальных задач
| ü Уровень зрелости ЦНС
ü Среда
ü Собственная интеллектуальная деятельность ребенка
| Интеллектуальное развитие – последовательность качественно различных стадий, порядок которых неизменен
|
11. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского
| ü Происхождение и развитие ВПФ
ü Строение и развитие сознания
| Формирующий эксперимент
| Обучение
| ü Опосредованный характер ВПФ
ü Интериоризация знаков как закон развития ВПФ
ü Системное и смысловое строение сознания
ü Культурно-исторический подход к развитию
ü Анализ механизма влияния обучения на развитие
|