Понятие движущих сил и условий психического развития

В отечественной психологии подчеркивается необходимость разведения условий и движущих сил психического развития.

· условия психического развития - наследственные факторы и анатомо-биологические предпосылки развития, которые задают морфологическую основу психики, но не определяют ее содержания.

· социальная среда - источник развития,

· движущие силы развития – общение, обучение и воспитание.

В современной психологии рассматриваются три фактора развития:

· биологический,

· социальный,

· собственная активность человека, его ожидания, целеустремленность, переживания, смысложизненные ориентации, которые преломляют действие не только средовых, но и генетических факторов.

Подобная активность проявляется достаточно рано, опосредуя внешние и внутренние воздействия, и делает психическое развитие каждой отдельной личности по-настоящему уникальным. Главным вопросом становится не изучение пропорционального влияния наследственности и среды, а исследование характера взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития ребенка.

Активность ребенка может принимать разные формы в зависимости от возраста и социального окружения. Это может быть восприимчивость ребенка к одним средовым воздействиям в ущерб другим, или избирательность в отношении элементов окружающей среды, или взаимодействие с обществом на основе взаимовлияния и осознанного приспособления к конкретным условиям жизни.

Понятие социальной ситуации развития в психологию ввел Л.С. Выготский в качестве структурного компонента психологического возраста. В учении о структуре и динамике возраста он сформулировал положение о социальной среде как источнике психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований.

Исследование социальной ситуации включает анализ роли среды в развитии ребенка, изучение отношения ребенка к отдельным компонентам среды, оценку позиции ребенка в социальном окружении. Рассматривая отношение ребенка к обществу, Л.С. Выготский выделял два плана отношений: «ближайшие» и «далекие». Ближайшие отношений связывают ребенка с близким взрослым и сверстником, а далекие – с социальным взрослым – носителем общественных требований, ограничений и смыслов деятельности.

4.2. Биоэкологическая модель среды Ури Бронфенбреннера

Развитие, с точки зрения экологического подхода, понимается как включенность ребенка в разнообразные социальные отношения, значимость которых с возрастом меняется. Понять содержание развития можно только с учетом реальных жизненных ситуаций, естественная окружающая среда является основным источником воздействий на развивающегося ребенка.

Многоуровневая система среды, центром которой является развивающаяся личность, согласно концепции Бронфенбреннера, включает в себя следующие четыре системы: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.

Микросистема представляет собой ближайшее социальное окружение ребенка, включающее первоначально только семью, а со временем дополняющееся отношениями, складывающимися у ребенка с образовательными и медицинскими учреждениями, сверстниками, соседями и религиозными институтами (если религия играет важную роль в семейных ценностях). Бронфенбреннер подчеркивает, что влияние носит взаимный характер и развивающийся ребенок не только испытывает влияние со стороны окружения, но сам в полной мере воздействует на него через индивидуальные биологически или социально опосредованные особенности (темперамент, привычки, черты характера, физические особенности и т.д.).

У. Бронфенбреннер выделяет различные механизмы взаимодействия между индивидом и его окружением. Различные свойства и качества личности вызывают специфические реакции со стороны среды - индивид определенным образом структурирует окружающую его действительность. Степень активности личности и способность к саморегуляции также влияют на характер отношений со средой. Помимо этого характер взаимодействия и направление развития зависит от избирательной ориентации личности, поведенческих диспозиций, концептуализации опыта и социальных требований.

Индивидуальные микросистемы тесно связаны между собой, каждый индивид влияет на остальных людей, входящих в систему. Суммарное взаимовлияние составляет целостный динамический контекст, детерминирующий развитие и представлено в концепции Бронфенбреннера мезосистемой.

Мезосистему составляют взаимосвязи между микросистемами, окружающими индивида. Развитая мезосистема способна оптимизировать развитие через расширение взаимодействий и осуществление комплексного влияния на ребенка. Успешность учебной деятельности, например, зависит не только от школы, но и от семьи, отношения родителей к учебе, мнения сверстников в отношении значимости школьной успеваемости и многих других связей между микросистемами.

Третий уровень – экзосистема – состоит из социальных контекстов влияющих на ребенка или подростка опосредованно, через окружающих людей. Бронфенбреннер приводит пример влияния обстановки на работе у родителей на их эмоциональное состояние и отношение к детям. Особенности систем здравоохранения и социального обеспечения, друзья родителей, расширенная семья являются контекстами, влияющими на развитие.

Последний уровень – макросистема – включает в себя культурные, идеологические, социальные контексты прямо или косвенно воздействующие на развитие ребенка. Доминирующее мировоззрение, традиции и нормы поведения, принятые в обществе определяют воспитательные ценности, культурно обусловленное отношение к детям и опосредованно (через социальные институты) формируют поведение индивида.

Наряду с этим, Бронфенбреннер выделяет хроносистему как ось временных изменений, происходящих с ребенком и отражающую значимость экологических контекстов в разных возрастах. Интенсивное развитие личности в подростковом возрасте приводит к повышению значимости макросистемных контекстов развития, критичности подростка в отношении идеологии общества, моральных ценностей, религиозных убеждений и политических взглядов, доминирующих в обществе. Хроносистема чувствительна как к текущим изменениям, так и к процессам, связанным с разворачивающимся жизненным циклом личности, возрастными периодами, когортными отличиями.

Непосредственно активность ребенка разворачивается на уровне микросистемы во взаимодействии с ближайшим окружением, но каждый из уровней системы: мезо-, экзо- и макро- имеет свое неповторимое значение в развитии.

Подход Бронфенбреннера позволяет понять социальную ситуацию развития как иерархически организованную контекстуальную и одновременно целостную (неразделимую) систему.

Контрольные вопросы к лекции № 4

1. Как соотносятся между собой движущие силы, условия и факторы психического развития?

2. Какова роль собственной активности ребенка в психическом развитии?

3. Что такое социальная ситуация развития?

4. Как понимается психическое развитие в экологическом подходе?

5. Какие факторы влияния среды входят в микросистему?

6. Какие влияния оказывает мезосистема на психическое развитие ребенка?

7. Что такое экзосистема применительно к экологическому подходу?

8. Как влияет макросистема на психическое развитие?

9. Что такое хроносистема?

10. Как соотносятся экологический подход и понятие социальной ситуации развития?

Литература к лекции № 4

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: