Система мер антикоррупционной направленности, применяемых в отношении сотрудников полиции

Введение антикоррупционных стандартов, определяется как основное направление деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции[26].

Можно сказать, что антикоррупционный стандарт поведения сотрудника полиции:

– создает специальный правовой режим для реализации задач и функций государственной службы;

– принципиально влияет на его правовой статус;

– отводит особое место среди правовых запретов в системе государственной службы Российской Федерации административно‒правовым запретам;

– способствуют укреплению законности и правопорядка в процессе осуществления государственно‒служебной деятельности;

– обеспечивает кадровую безопасность ОВД[27].

Важнейшим элементом формирования антикоррупционного стандарта поведения выступает система правовых запретов и ограничений, котораяориентирована на обеспечение субъективных служебных прав сотрудников полиции, гарантирующих равенство их возможностей в процессе прохождения службы.

ФЗ«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[28] предусмотрены ряд ограничений к приему на службу в полицию граждан, с целью создания дополнительных средств обеспечения кадровой безопасности, включая предупреждение коррупции. В качестве таковых определены запреты нахождения на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу органы внутренних дел.

Так же на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ«О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[29], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно‒разыскной деятельности.

Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом МВД России.

В свою очередь, запреты и ограничения антикоррупционного характера, действующие в системе органов внутренних дел, можно классифицировать по следующим основаниям:

1) По сфере действия:

1.1) Запреты и ограничения применяемые в отношении сотрудников ОВД в политической сфере.Для сотрудников могут быть ограничены конституционные (основные) права на объединение и на участие в управлении делами государства, предусмотренные ст. 30, 32 Конституции РФ[30].

1.2) Запреты и ограничения, применяемые в отношении сотрудников полиции в экономической сфере.Сотрудники полиции, как и другие государственные служащие, могут быть ограничены в праве на экономическую деятельность в сфере частного предпринимательства, а также в возможности осуществлять вторичную оплачиваемую занятость (совместительство).

2) По периоду действия:

2.1) Действующие на граждан, претендующих на замещение должностей сотрудников ОВД.

2.2) Действующие в период прохождения службы.

2.3) Действующие в отношении граждан, прекративших службу (после увольнения).

3) По наступлению неблагоприятных последствий. За нарушение антикоррупционного стандарта поведения сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к различным видам ответственности:

3.1) Уголовная ответственностьза нарушение коррупционных норм и правил наступает согласно нормам Уголовного кодекса РФ (ст. 285, ст. 285.1, ст. 289, ст.290, ст. 291, ст. 291.1, ч.2; ст.292,ист. 159, ч.3, ст.160, ч.3, ст.165, ст. 226, ч.3 п. «в», ст.228.1, ч.3 п. «б», ст. 229, ч.2 п. «в», ст. 256 ч.3, ст. 258 ч.2, ст. 294 ч. 3, ст. 299, ст. 300, ст. 301, ст. 302, ст. 303, ст. 304, ст. 309, ст. 310, ст. 311, ст. 312, ст. 320, ст. 322.1, ст. 325 УК РФ[31]).

3.2) Административная ответственностьнаступает за совершение правонарушений, предусмотренных особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 17.13 ст. 19.28, ст. 7.27, ст. 19.17 ч.1, ст. 19.12, ст. 20.8 ч.1, ст. 20.9, ст. 20.11 ч. 2, ст. 20.16, ст. 20.19, ст. 20.24.КоАП РФ). Необходимо иметь ввиду, что процесс привлечения сотрудника полиции к административной ответственности необходимо строго соблюдать требования, предусмотренные ст. 2.5 КоАП РФ[32].

3.3) Дисциплинарная ответственность.Действующее законодательство РФ предусматривает привлечение сотрудника полиции к дисциплинарной ответственности по следующим основаниям:

‒ несоблюдение сотрудником ОВД запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством РФ (п. «к» ч. 1 ст. 58 и п. «а» ч. 1 ст. 50, ст. 50.1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[33], ч. 2 ст. 40 ФЗ«О полиции»[34]).

‒ невыполнение сотрудником полиции, обязанности представлять достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера(п. 8 ст. 8 ФЗ«О противодействии коррупции»[35]).

‒ невыполнение сотрудником требования об информировании руководства о случаях обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9 ФЗ «О противодействии коррупции»[36]).

3.4) Морально‒этический, когда сотрудник ОВД, не желает принять положения Типового кодекса о правилах и нормах поведения, а также стандарт антикоррупционного поведения[37].

Таким образом, важнейшим элементом формирования антикоррупционного стандарта поведения выступает система правовых запретов и ограничений, которая ориентирована на обеспечение субъективных служебных прав сотрудников полиции, гарантирующих равенство их возможностей в процессе прохождения службы. В свою очередь, запреты и ограничения антикоррупционного характера, действующие в системе органов внутренних дел, можно классифицировать по следующим основаниям: по сфере действия; по периоду действия; по наступлению неблагоприятных последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: