Направление путей совершенствования и реализации мер антикоррупционной направленности в органах внутренних дел

Ученые, занимающиеся проблемой противодействия коррупции, в качестве обще‒социальных сфер противодействия коррупции в целом, и коррупции в полиции в частности, выделяют условно следующие:политическую;правовую;служебную;социальную;идеологическую[40].

В соответствие с рассмотренным антикоррупционным законодательством можно отнести к общим мерам предупреждения коррупции в органах внутренних дел следующие.

В политической сфере – курс руководства страны на претворение в жизнь антикоррупционной политики, в том числе и в полиции. При этом анализ нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых в системе МВД России подтверждает выбранную позицию‒ искоренение данного явления в системе органов внутренних дел.

Для ускорения этого процесса, при совершенствовании служебной деятельности сотрудников полиции необходимы:

– четкая правовая регламентация служебной деятельности сотрудников полиции. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем введения антикоррупционных стандартов, опирающихся на разработку и внедрение административных регламентов;

– совершенствование подбора и расстановки кадров в полиции;

– ротация сотрудников полиции, в том числе и руководителей органов внутренних дел;

– объективное и своевременное разрешение конфликта интересов, возникающих в процессе осуществления оперативно‒служебных задач;

– немедленное отстранение от выполнения служебных обязанностей в случае подозрения в совершении коррупционной деятельности и увольнение в случае подтверждения этого;

– осуществление повышенного контроля за доходами и расходами сотрудников полиции;

– обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;

– пересмотр сложившейся практики клановости по продвижению «своих людей» на новые, более статусные должности;

– стажировка российских специалистов по противодействию коррупции в странах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции;

– формирование системы кадрового резерва, которая бы позволяла отбирать кандидатов на должности и периодически проводить контрольную проверку на профессиональную пригодность лиц, давно занимающих такие должности;

– осуществление выборочных сравнительных проверок стоимости имущества должностных лиц и их легальных доходов;

– совершенствование каналов связи населения с руководством ОВД, в частности через Интернет, по которым граждане могли бы сообщать о фактах коррупции среди сотрудников полиции и получать информацию о результатах проверки их сообщений.

В свою очередь в социальной сфере общими мерами предупреждения коррупции в полиции могут выступать:

– дифференцированное денежное вознаграждение сотрудников полиции в зависимости: от служебной нагрузки, от времени нахождения на службе, от места несения службы («кабинетная» или «наружная» службы) и др.;

– предоставление сотрудникам полиции услуг, обеспечивающих им достойный уровень жизни;

– обеспечение комфортным и качественным жильем сотрудников полиции и членов их семей;

– установление и принятие для полицейских единых правил на работу по совместительству;

– гарантированная денежная или социальная (например, дополнительные отпуска) компенсация за сверхурочную службу, в том числе в выходные и праздничные дни.

В настоящее время наибольшие проблемы проявляются в идеологической сфере. Доверие населения к полиции на сегодняшний день находится на низком уровне, в чем не последнюю роль сыграли не только правонарушения среди сотрудников полиции, но и целенаправленная дискредитация сотрудников полиции политическими и общественными деятелями, а также СМИ.

Поэтому в этой области противодействию коррупции в полиции будут способствовать следующие общие меры:

– пропаганда среди сотрудников полиции норм административного и уголовного законодательства;

– утверждение в сознании сотрудников полиции антикоррупционной идеологии (начиная с антикоррупционного обучения в учебных заведениях);

– коррекция правового сознания сотрудников полиции, направленная на отторжение и неприятие не только коррупционных деяний, но и коррупционного поведения (психологические тесты, тренинги);

– правовое обучение и воспитание сотрудников полиции в рамках профессионального дополнительного образования;

– самовоспитание;

– повышение престижа службы в полиции;

– повышение правовой грамотности населения, активное участие общественных объединений и СМИ в противодействии преступности совместно с сотрудниками полиции;

– создание общественных консультаций граждан по защите их прав и свобод, например, так называемых «юридических клиник»;

– постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в полиции.

Таким образом, в качестве обще‒социальных сфер противодействия коррупции в целом, и коррупции в полиции в частности, можно выделить условно следующие: политическую; правовую; служебную; социальную; идеологическую. В свою очередь, каждая из указанных выше обще‒социальных сфер противодействия коррупции нуждается в совершенствовании, для получения наибольшего позитивного результата в рамках административно‒правовых средств формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование административно‒правовых средств формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции, позволяет сформулировать следующие выводы.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятельность и базируется на правилах правового и морального характера и направлена на решение правовых, организационных, правоохранительных задач.

Результативность антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел может быть обеспечена при проведении комплекса взаимосвязанных, взаимодополняющих мер предупредительного, реагирующего характера, поэтому соответствующие мероприятия должны иметь законодательный статус, профилактический характер, влечь взаимодействие различных отечественных и международных организаций.

Субъекты антикоррупционной деятельности – это установленные законодательством должностные лица и органы, уполномоченные законом, подзаконным актом на проведение совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел. В тоже время участниками антикоррупционной деятельности являются лица и органы, вовлекаемые в сферу антикоррупционных мероприятий ее субъектами с целью оказания содействия, необходимого для противодействия коррупции в органах внутренних дел.

Важнейшим элементом формирования антикоррупционного стандарта поведения выступает система правовых запретов и ограничений, которая ориентирована на обеспечение субъективных служебных прав сотрудников полиции, гарантирующих равенство их возможностей в процессе прохождения службы. В свою очередь, запреты и ограничения антикоррупционного характера, действующие в системе органов внутренних дел, можно классифицировать по следующим основаниям: по сфере действия; по периоду действия; по наступлению неблагоприятных последствий.

В целях искоренения коррупционного поведения и дальнейшего стимулирования добросовестного выполнения сотрудниками полиции служебного долга следует шире применять практику поощрения сотрудников, отказавшихся от взятки, а также необходимо применение и иных видов поощрений.

Так же следует сказать, что в качестве обще‒социальных сфер противодействия коррупции в целом, и коррупции в полиции в частности, можно выделить условно следующие: политическую; правовую; служебную; социальную; идеологическую. В свою очередь, каждая из указанных выше обще‒социальных сфер противодействия коррупции нуждается в совершенствовании, для получения наибольшего позитивного результата в рамках административно‒правовых средств формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции.

Материалы исследования применимы для в рамках совершенствования административно‒правовых средств формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции. Теоретические выводы работы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблематики формирования антикоррупционного поведения в деятельности полиции, а также в учебном процессе юридических учебных заведений при преподавании специальных курсов по профилактике и предупреждению коррупционного поведения в деятельности полиции, а также при подготовке учебных пособий по данной проблематике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: