Субъекты отношений, возникающих в сфере банкротства

Субъектами отношений, возникающих в сфере банкротства, кроме субъектов собственно отношения банкротства (должника и кредиторов), являются арбитражные управляющие, СРО, участники должника, контролирующие должника лица, арбитражный суд и др.

Должники. Круг лиц, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25, 65). Это все физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также государственных корпораций и фондов.

По долгам казенных предприятий и учреждений субсидиарную ответственность несут собственники имущества, переданного в оперативное управление таких юридических лиц. Поэтому проблем неудовлетворения требований кредиторов (проблем банкротства) не возникает.

Что касается политических партий, религиозных организаций, а также публичных корпораций и публичных фондов, то они могли бы признаваться банкротами, но законодатель исключил их из списка по соображениям политическим, имея в виду их роль в политической или экономической системе общества. Например, необходимостью обеспечениям гарантий идеологического и религиозного многообразия (ст. 13–14 Конституции РФ).

Что касается государственных корпораций и фондов, то государство стремится обезопасить их имущество, являющееся, по существу, государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако, по большому счету, такой подход означает не что иное, как законодательное установление двойных стандартов в отношении государственных и частных компаний.

Личность должника – юридического лица, несмотря на серьезные ограничения его дееспособности в ходе процедур банкротства, сохраняется вплоть до внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 149 Закона о банкротстве). В течение всего производства по делу сохраняется ряд полномочий органов управления должника, в частности полномочия принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника (например, ст. 125 Закона о банкротстве).

Кредиторы — это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (ст. 2 Закона о банкротстве).

Понятие кредиторов по Закону о банкротстве и по ГК не совпадают. С одной стороны, Закон о банкротстве относит к кредиторам также лиц, имеющих требования к должнику по уплате обязательных платежей, а также работников должника. С другой стороны к к кредиторам по Закону о банкротстве не относятся кредиторы по товарным (неденежным) обязательствам.

В числе кредиторов особо выделяются конкурные кредиторы и уполномоченные органы, которые наделяются широкими материальными и процессуальными правами в деле о банкротстве (право голоса на собраниях и др.).

Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности (привилегированные кредиторы, требования которых подлежат удовлетворению в первую очередь), а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (они не имеют права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства).

Уполномоченные органы — это органы исполнительной власти, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ. муниципальных образований) по денежным обязательствам. Уполномоченным органом по требованиям РФ является ФНС России.

Наблюдается тенденция на уравнивание правового положения уполномоченных органов и конкурсных кредиторов: они имеют равные права на участие в собрании кредиторов, их требования удовлетворяются в одной очереди. Однако объединение их в одну группу пока не произведено, остаются различия их правового положения, в частности, в процедурах финансового оздоровления и мирового соглашения. Так, если в отношении требований конкурсных кредиторов действует гражданско-правовой режим (допускается рассрочка, отсрочка, скидка с долгов и т.п.), то в отношении требований уполномоченных органов – публично-правовой режим (подлежат применению требования законодательства о налогах и сборах - п.3 ст.84, п.1 ст.156 Закона о банкротстве). Такой подход оказывает негативное влияние на практику применения восстановительных процедур.

Особенность участия кредиторов в производстве по делу о банкротстве заключается в том, что интересы всех кредиторов представляет собрание (комитет) кредиторов. Порядок созыва и проведения собрания кредиторов, формирования комитета кредиторов, их компетенция определены ст. 12–18 Закона о банкротстве. В указанных статьях содержатся общие правила об организации и проведении собрания кредиторов, применяемые ко всем процедурам банкротства, если иное не предусмотрено специальными правилами о порядке деятельности собрания кредиторов применительно к отдельным процедурам.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов вправе участвовать и другие кредиторы, но без права голоса: представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, представитель органа по контролю (надзору). Указанные лица вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Кредиторы привилегированных очередей (первой и второй очереди - ст. 64 ГК РФ) не являются участниками собрания кредиторов, так как не относятся к числу конкурсных кредиторов. Не является участником собрания кредиторов и арбитражный управляющий. На него возложены обязанности по организации и проведению собрания кредиторов.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, включенным в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Собрание кредиторов является правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. По общему правилу решения на собрании кредиторов принимаются простым большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов (ст.15 Закона о банкротстве).

Решения по наиболее важным вопросам (об избрании комитета кредиторов, о введении процедур банкротства, о выборе арбитражного управляющего или СРО, об отстранении арбитражного управляющего)  принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва. Решение собрания кредиторов может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве по заявлению заинтересованных лиц.

Собрание кредиторов вправе избрать комитет кредиторов на период проведения процедур банкротства. Состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов в количестве от 3 до 11 человек. Комитет кредиторов обязательно избирается, если в деле о банкротстве участвует 50 и более конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием, т.е. каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатов, предложенных в комитет кредиторов, и может по своему усмотрению отдать все свои голоса за одного или нескольких кандидатов. При этом каждый конкурсный кредитор и уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. Таким образом, обеспечиваются интересы меньшинства на собрании кредиторов.

При принятии решений на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Размер требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, представителями которых являются члены комитета кредиторов, во внимание не принимаются. Решение комитета кредиторов считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Арбитражный управляющий — лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства (наблюдения - временный управляющий, финансового оздоровления - административный управляющий, внешнего управления - внешний управляющий, конкурсного производства - конкурсный управляющий).

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, определены ст. 20- 20.7 Закона о банкротстве. Арбитражным управляющим признается гражданин РФ. Он является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий должен быть членом одной из СРО, которая устанавливает обязательные условия членства в этой организации (п.2 ст.20):

- наличие высшего образования;

- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем 6 месяцев;

- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Экзамен сдается комиссии, состав которой утверждается органом по контролю (надзору) (Росреестр): представители образовательного учреждения, органа по контролю (надзору), а также представитель национального объединения СРО;

- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления, а также отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

- наличие договора обязательного страхования ответственности, внесение установленных СРО взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной СРО, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок. Минимальный размер страховой суммы по договору страхования не может быть менее чем 3 млн. руб. в год. В течение 10 дней со дня утверждения арбитражным судом внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности. Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не может быть менее размера, указанного в п.2 ст.24.1.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных арбитражным управляющим, они обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда СРО (ст.25.1). Компенсационный фонд формируется за счет членских взносов членов СРО в размере не менее 50 тыс. руб. на каждого ее члена, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда по договору доверительного управления, заключаемого с управляющей компанией. Требование о выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, только при условии недостаточности средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков и отказе арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица;

Законом определяются лица, которые не могут быть утверждены арбитражными управляющими в процедурах банкротства: лица, заинтересованные в отношении должника или кредиторов (ст.19); лица, в отношении которых введены процедуры банкротства; лица, не возместившие убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (ст. 20.4); лица, которые дисквалифицированы;  лица, не заключившие договор страхования ответственности; лица, которые и не имеют доступа к государственной тайне (п.2 ст.20.2).

Заявитель по делу о банкротстве (конкурсный кредитор, уполномоченный орган) либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве дополнительные требования, обусловленные особенностями управляемого объекта, его величиной, сложностью, удаленностью от центров (п.3 ст.20.2): наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур банкротств.

Арбитражный управляющий не соответствующий условиям членства в СРО, исключается из ее членов и не может быть представлен в арбитражный суд для утверждения его в деле о банкротстве (п.5 ст.20). Арбитражный управляющий подлежит отстранению судом в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению его управляющим, если такие обстоятельства возникли после утверждения его управляющим.

Статьей 45 Закона о банкротстве определен порядок утверждения арбитражного управляющего, который основан на принципах соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего и свободного доступа заинтересованных лиц к проведению указанной процедуры.

В соответствии с этим порядком при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная СРО представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст.20 и 20.2 Закона о банкротстве.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе СРО заявленная СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

В случае непредставления заявленной СРО в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве в течение 10 дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или СРО арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов другой СРО.

В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение 3 месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Законом о банкротстве должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

СРО - это некоммерческая организация, основанная на членстве, имеющая целью регулирование и обеспечение деятельности своих членов. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определены п. 3 ст. 50 ГК РФ. Организация приобретает статус СРО с даты включения сведений о ней в единый государственный реестр СРО, который ведет орган по контролю (надзору) (Росреестр) за деятельностью СРО.

Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в указанный реестр является выполнение ею обязательных требований, предусмотренных п.2 ст.21 Закона о банкротстве: наличие не менее чем 100 членов; участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, за исключением процедур банкротства отсутствующего должника; наличие сформированного компенсационного фонда; создание органов управления и специализированных органов СРО.

СРО обязана сформировать следующие специализированные органы: 1) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия; 2) орган по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве; 3) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Статьей 22 Закона о банкротстве определены права и обязанности СРО. СРО вправе представлять и защищать права и законные интересы своих членов — арбитражных управляющих, применять в отношении них меры дисциплинарной ответственности. СРО обязана разрабатывать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, осуществлять контроль за профессиональной деятельностью своих членов, вести реестр арбитражных управляющих — членов организации, проводить стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, формировать компенсационный фонд.

СРО вправе создавать объединения СРО (ст. 26.1 Закона о банкротстве). Объединение СРО, в составе которого более чем 50% всех СРО, имеет статус национального объединения СРО, которое вправе: разрабатывать федеральные стандарты; разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих; представлять интересы СРО в их отношениях с органами власти; защищать права и законные интересы СРО; осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве полномочия.

Национальным объединением СРО разрабатываются федеральные стандарты, в том числе в части: порядка ведения реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитета кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки СРО своих членов.

Разработанные национальным объединением СРО федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих направляются в регулирующий орган (Минэкономразвития России) для утверждения (п.11 ст.26.1 Закона о банкротстве).

Регулирование и контроль (надзор) в сфере банкротства. Закон о банкротстве определяет компетенцию: а) органов, призванных осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (Правительство РФ, регулирующий орган – Минэкономразвития России); б) органа по контролю (надзору) в указанной сфере (Росреестр); в) уполномоченных органов (ФНС России) (ст. 29).

Правительство РФ устанавливает: порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом и требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций; устанавливает порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства (п. 1, 5 ст. 29 Закона о банкротстве).

Регулирующий орган - Минэкономразвития России утверждает: единую программу подготовки арбитражных управляющих; правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе; федеральные стандарты, представляемые национальным объединением СРО (п.4 ст.29 Закона о банкротстве).

Орган по контролю (надзору) – Федеральное служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящееся в ведении Минэкономразвития России: ведет реестр СРО и сводный государственный реестр арбитражных управляющих; осуществляет контроль (надзор) за соблюдением СРО законодательства; участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки; возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, СРО или ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд; оказывает поддержку СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности; осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия (п.3 ст.29).

В реализации отношений банкротства участвуют и иные органы государственной власти, например, органы государственной регистрации юридических лиц, учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Тема 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: