Глава 14. Банкротство стратегических организаций

 

Под стратегическими организациями понимаются: а) федеральные ГУПы и публичные АО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом, например, организации, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических организаций, к которым применяются правила Закона о банкротстве, касающиеся стратегических организаций, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 684 «О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства» в целях нормативной экономии установлено, что в качестве стратегических организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные ст. 190–196 Закона о банкротстве, рассматриваются стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные перечнем, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Особенности банкротства стратегических организаций проявляются, прежде всего, в предупреждении их банкротства. В этих целях Правительство РФ: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических организаций и их платежеспособности; проводит их реорганизацию; обеспечивает проведение реструктуризации их задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических организаций (ст. 31 Закона о банкротстве); осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических организаций меры (ст. 191 Закона о банкротстве).

Особенности рассмотрения дел о банкротстве стратегических организаций проявляются в том, что в качестве лица, участвующего в деле (наряду с лицами, предусмотренными ст. 34), признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация. Так, если возбуждено производство в отношении организации, осуществляющей работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, лицом, участвующим в деле, признается Минобороны России.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегической организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 1 млн. руб., если соответствующие требования не исполнены должником — стратегической организацией в течение шести месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены (п. 2–3 ст. 190).

Особенности процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций, проявляются в следующем.

Правительство РФ вправе установить перечень дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» утвержден следующий перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегической организации:

— наличие стажа работы в стратегических организациях не менее 5 лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

— участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

— наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Закон о банкротстве наделяет широкими полномочиями федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическая организация. Указанный орган может заявить ходатайство о ведении финансового оздоровления или дать заключение о введении внешнего управления; с ним согласовывается план внешнего управления, а при продаже предприятия покупатель заключает с ним соглашение об исполнении условий конкурса.

Исходя из целевой установки Закона о банкротстве, признание стратегической организации банкротом и введение в отношении нее конкурсного производства осуществляется только при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления (ст. 194 Закона о банкротстве).

Продажа предприятия должника - стратегической организации, как во внешнем управлении, так и в конкурсном производстве осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если Законом о банкротстве не установлено иное. Так, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса, если в его состав входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу. Обязательные условия конкурса — обеспечение сохранения целевого назначения предприятия и имущества мобилизационного назначения; выполнение договоров должника, связанных с выполнением оборонного заказа и других государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.

При продаже предприятия должника - стратегической организации, предназначенной для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия. К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, может осуществляться в общем порядке, предусмотренном ст. 111 (ст.196).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: