Вопрос 13. Анализ эффективности приватизационных процессов в России

Приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 г. ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную. Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г. президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации". Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер. Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали. Законодательство 1990-х гг. не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы. Всего в 1991-1992 гг. было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 г. количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 г.- до 112,6 тысяч. За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.". На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны. Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. Залоговые аукционы в России — один из механизмов приватизации, серия сделок в форме аукциона, проведённых в 1995 году, в результате которых ряд коммерческих банков получил в собственность государственные пакеты акций нескольких крупных промышленных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). По схеме этих аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им в качестве залога пакеты акций госпредприятий. Причём, банки выдавали кредиты деньгами Министерства финансов, которое открывало в каждом из банков счёт и размещало на нём средства. С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов России заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров. Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Для реализации этой схемы были организованы аукционы, в которых приняли участие несколько банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность банков. 31 августа 1995 г. президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей. В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 г. общее число приватизированных предприятий достигло 126 793. Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 г. (вступил в силу 2 августа 1997 г., действовал до 2002 г.). Другие исследователи считают нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов. Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации. На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.

Еще до начала рыночных реформ госпредприятия были выкуплены номенклатурой(директорский корпус, разного рода дельцы) по низким ценам, благодаря союзному закону об аренде трудовыми коллективами гос.предприятий. таким образом значительная часть общенародной собственности была роздана номенклатуре-номенклатурная приватизация (1989).

2 августа 1992 года был подписан указ «О введении системы приватизационных чеков в РФ». 10000 рублей-один ваучер. Предполагалось что вкладывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды.

С марта 1992 года проходила так называемая малая приватизация-продажа с аукционов магазинов, прачечных и др предприятий сферы обслуживания. К 1996 году 84% мелких предприятий в стране было приватизировано. Всего в частные руки перешло более половины промышленных предприятий, который производили около 70% валового национального продукта. Ваучерная и последующие приватизационные акты привели к потере гос.сектором ведущей роли в экономике. Ваучеры-ценные бумаги, удостоверяющие право их владельцев на долю государственной собственности.

Финансовые «пирамиды». Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Многие из них собрав чеки у населения исчезли. Более 30 млн вкладчиков оказались обманутыми. Государство не создало защиту населения от мошенников. Более того, оно создало свою «пирамиду»-ГКО(государственные краткосрочные обязательства), которая лопнула в 1998 году, поставив на грань банкротства всю Россию. Игра в «пирамиды» позволила вырастить собственных олигархов. Присвоение государственных активов стало самой эффективной формой накопления частного капитала. В стране складывался «грабительский капитализм». К сожалению изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. Падение производства продолжалось все 90-е годы. Российский рынок был заполнен импортными товарами. Таким образом во второй половине 90-х гг большинство крупных и средних предприятий России превратились в коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: