double arrow

I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 13 страница


142                                          АПОЛЛОНИЙ ТИРСКИЙ

Филострат сообщает, что А. с молодости следовал пифагорейскому обычаю, выдержал пятилетний обет молчания, полностью воздерживался от сексуального общения и животной пищи, не носил никакой кожаной одежды, не стриг волос, полностью пренебрегал любыми материальными благами. Набравшись мудрости в родном крае, он предпринял длительное путешествие на Восток, жил при дворе персидского владыки, а затем в Индии среди брахманов. Божественное происхождение А. подтверждается у Филострата его многочисленными пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению, - это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам» (V. Apoll. I 10; VI 40; V 28). Праведность заключается при этом не в воздержании от злодеяний, но в добровольном следовании совершенным правилам (VI21; VII 14), и подлинный праведник отличается от просто добродетельного человека, говоря словами Филострата, «не отчасти, но вполне».

Текст и пер.: Philostratus. The Life of Apollonius of Tyana. Ed. Ch. P. Jones. Camb. (Mass.), 2005; ConybeareF. С (ed.). Philostratus. Life of Apollonius of Tyana. Vol. 1: Books I-V; Vol. 2: Books VI-VIII. Epistles of Apollonius. Treatise of Eusebius. Camb. (Mass), 19504; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского (вкл. Письма Аполлония). Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М., 1985.

Лит.: Wundt M. Apollonios von Tyana. Prophétie und Mythenbildung, - ZWTh 49, 1906, S. 309-366; Campbell F. W. G. Apollonios of Tyana. A study of his life and times. L., 1908; Bowie E. L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality, - ANRW II, 16, 2, 1978, p. 1652-1699; Грабаръ-Пассек Μ. Ε. Философский роман. Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского», - Античный роман. М., 1969, с. 230-255; Кнабе Г. С. «Жизнеописание Аполлония Тианского», βασιλβύς χρηστός и Корнелий Тацит, - ВДИ, 1972, 3, с. 30-56; Струкова А. С. Концепция философа-чудотворца в произведении Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», -Академия. Вып. 5, 2003, с. 265-284.

Е. В. АФОНАСИН

АПОЛЛОНИЙ ТИРСКИЙ Ç Απολλώνιος 6 Τύριος) (1 в. до н. э.), представитель позднего периода Стой, специально занимался историей стоической школы. По сообщению Страбона, старшим современником которого он, видимо, был, составил «список философов Зеноновой школы и их сочинений» {ττίναζ των άπο Ζήνωνος φιλοσόφων καΐ των βιβλίων) (Strab. XVI 2, 24, невозможно установить, являются ли эти слова точным названием). Сочинение А. содержало также тексты писем Зенона - их цитирует Диоген Лаэртий, для которого А. послужил важным источником сведений о биографии основателя Стоя (VII 1; 2; 6 ел.; 24; 28). Однако Диоген упоминает название «О Зеноне» (VII 2), - возможно, это название части т. н. «Списка», возможно, самостоятельное произведение.

Лит.: Krönert W. Kolotes und Menedemos. Texte und Untersuchungen zur Philosophen-und Literaturgeschichte. Amst, 19652, 133 ел.; MejerJ. Diogenes Laertius and his Hellenistic Background. Wiesb., 1978, p. 75 ел.

А. А. СТОЛЯРОВ

АПОЛЛОФАН (Άπολλοφάνης) (3 в. до н. э.), философ-стоик, ученик Аристона Хиосского (Athen. VII 28Id = SVF I 408). Родом из Антиохии


АПУЛЕЙ                                                      143

Месопотамской (Steph. Byz. s. v. Αντιόχεια). Сочинения утрачены, по названиям известны: «Физика» (D. L. VII140 = SVF 1404) и «Аристон» (SVF I 408). Занимался, по-видимому, всеми разделами учения. Специально интересовался проблемой пустоты (1404), единственный из стоиков насчитывал в душе не восемь, а девять частей (Tertull. De an. 14 = 1405; в чем смысл его нововведений, установить невозможно), добродетель сводил к разумности (φρόνησις ~ Ι 406), следуя канонам стоического учения. Имя А. фигурирует в связи с теорией памяти в приписываемом Филодему из Гадары трактате «О чувственном восприятии» (РНегс. 19/698, col. XV = I 407). Вероятно, был одним из источников доксографии Аэтия (напр., Stob. I 49,7а).

Фрагм.: SVF 1404-408; рус. пер.: Столяров, Фрагменты, I. М., 1998. Лит.: Longo Auricchio F. Lo stoico Apollofane nei papiri ercolanesi, - RAAN 41, 1967, p. 266-270.

А. А. СТОЛЯРОВ

АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125, Мадавра в Сев. Африке -до 170 н. э.), римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.

Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я - «Асклепий» (лат. перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Α., см. Gersch 1986), «Об истолковании» (Пер1 ερμηνείας - руководство по риторике 3-4 вв., содержащее ссылку на Α.), речь «О божестве Сократа» (De deo Socratis), аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (De mundo, свободный лат. перевод псевдоаристотелевского тратата «О мире» (Περί κόσμου) и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в изд. Божо (Beaujeu 1973, p. IX-XXIX).

«Платон и его учение» (De Piatone et eius dogmate) - один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона (180-189). Отмечая, что Платон первый объединил три части философии (189), А. не дает изложения логики, 1-й частью философии считая физику, которая делится на теологию и космологию (190-207) и антропологию (207-218). Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (ούσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из 4-х элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке = ειμαρμένη А. различает провидение, или божественную мысль (sententia = λόγοςΊ), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим он оставляет место свободной воле (aliquid in nobis = то èv ήμΐν - 205-206). Подчеркивая трансценденстность


144                                                           АРАТ

первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist. Ε. Ν. Ι, 1097а34слл.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности = οίκείωσι,ς - 222, о совершенном мудреце - 247-252) и перипатетические (идеальное государство - резальтат смешения монархии, олигархии и демократии - 260) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Соч.: Apulei Opera quae supersunt. Rec. R. Helm. T. 1-3. Lpz., 1907 (19725) (ВТ); Apulei Platonici Madaurensis de philosophia libri. Rec. P. Thomas. Lpz., 1908, 19703; Apulée. Opuscules philosophiques et fragments. Ed. J. Beaujeu. P., 1973; Apuleius. De Philosophia libri très. Ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; Apuleius ofMadauros. The Isis-Book [=Metam. XI]. Ed. with an introd., transi, and comm. by J. Gwyn Griffiths. Leiden, 1975; Londey D., Johanson С The logic of Apuleius (including a complete Latin text and Engl. transi, of the Peri hermene-ias). Leiden, 1987; Apuleius. Rhetorical Works. Tr. by S. Harrison, J. Hilton, V. Hunink. Oxf., 2001; рус. пер.: Апулей. Платон и его учение, в кн.: Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995; Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.

Лит.: Index Apuleianus. Ed. by W. A. Oldfather, H. V. Canter, B. E. Perry. Middletown, 1934 (repr. 1979); Swahn J.-O. The Tale of Cupid and Psyche. Lund, 1955; Moreschini Cl. Studi sul «De dogmate Platonis» di Apuleio. Fir., 1966; Sullivan M. W. Apuleian Logic. The Nature, Sources and Influence of Apuleius' Peri hermeneias. North Holland, 1967; Thibau R. Les Métamorphoses d'Apulée et la théorie platonicienne de l'Éros, - StudPhilosGand 3, 1965, p. 89-144; Regen F Apuleius Philosophus Platonicus. Untersuchungen zur Apologie (Demagia)undzuDemundo.B.;N. Y., \91\\DillonJ. The Middle Platonists. L., 1977,19962, p. 306-340; Apuleio e il platonismo. Fir., 1978; Aspects of Apuleius' Golden Ass: A collection of original papers. Ed. by В. L. Hijmans, R. T. van der Paardt. Groningen, 1978; Symposium Apuleianum Groninganum, 23-24 oct. 1980. Ed. by В. L. Hijmans, V. Schmidt. Groningen, 1982; Brenk F. E. In the Light of the Moon. Demonology in the Early Imperial Period, -ANRWII, 16, 1, 1986, p. 2068-2145 (об Α.: S. 2131-2135); Gersch St. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. T. I. Notre Dame (Ind.), 1986, p. 329-387; Hijmans B. L. Apuleius, Philosophus Platonicus, - ANRW II, 36,1,1987, p. 395-475; Flamand J.-M. Apulée de Madaure, - DPhA I, 1989, p. 298-317. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН

АРАТ ("Αρατος) из Сол (ок. 310 - ок. 245 до н. э.), греческий поэт и приверженец учения стоической школы. Изучал философию в Афинах, вероятно, у Зенона Китайского; с 276 вместе со стоиком Персеем находился при дворе царя Македонии Антигона Гоната, по заказу которого написал свое самое известное произведение - дидактическую поэму «Явления» (Φαινόμ€να). Согласно «Введению» грамматика Ахилла (3 в. н. э.), А. был также автором «Канона», в котором изложил учение Пифагора о гармоническом движении светил (Achill. Introd. in Arat., 15 Maass).

Поэма Α., ставшая одним из самых популярных школьных сочинений раннего периода Стой, представляет собой гекзаметрическое переложение «Зеркала» и «Явлений» Евдокса Книдского. Предприняв попытку изложить


ΑΡΕΤΕ                                                         145

астрономические сведения, известные из трудов Евдокса, возвышенным стилем, А. архаизировал свой язык, подражая Гомеру и Гесиоду. Поэма традиционно, согласно каноническому изданию Теона Александрийского, делится на две части: астрономическую и метеорологическую. После краткого вступления, гимна к Зевсу, следует описание звездного неба: созвездий, планет и небесных кругов (согласно теории Евдокса—Каллиппа, которую разделял и Аристотель); разъяснение календаря, часов, месяцев и времен года; признаки хорошей и плохой погоды по Луне, Солнцу, созвездию Яслей и наземным явлениям. Начальные стихи «Явлений» по своему религиозному пафосу сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос наполнен присутствием Бога, опекающего людей и руководящего ими посредством знамений (это учение о промыслительных знамениях божества излагается также в заключительной части поэмы). А. пишет, что Зевс - начало всего, «он всюду» и потому не имеет среди людей особенного имени, принимая их все (ουδέποτε άρρητον), для человечества он «отец» (πατήρ), «великое чудо» (μέγα 0α£/χα), «благо» (oveiap), «мы — порода (γένος) его», он заботится о нас, посылая «знаменья верные» для жизни: когда следует сеять, когда собирать урожай и т. п., и «пределы времен» указывают звезды.

Еще в Античности дискутировался вопрос, в какой мере сам А. был знатоком астрономии, которую взялся излагать. Критиком воззрений, сообщаемых в поэме, стал великий античный астроном Гиппарх Никейский (190— 125 до н. э.), его комментарий - наиболее ранний из сохранившихся текстов, посвященных А. и его поэме (см.: Hipparchi in Arati et Eudoxi phaenomena commentariorum libri III, éd. С Manitius. Lpz., 1894); «Явления» комментировал также старший современник Гиппарха математик и астроном Аттал Родосский, от 4-х книг его комментариев сохранились фрагменты, известные по репликам у Гиппарха. Стоик Посидоний написал «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии» не в пользу А. Благодаря своим литературным достоинствам поэма стала предметом подражания и изучения. Близко к тексту ее пересказывают Плиний Старший в «Естественной истории» и Вергилий в «Георгиках»; поэму не раз переводили на латынь стихами и прозой (Цицерон, Цезарь Германик, Авиен, Аноним 7 в.). О популярности Аратова сочинения говорит цитата стиха «мы порода его» в проповеди ап. Павла в Афинах (Деян. 17:28), которую слушали в т. ч. «некоторые из эпикурейских и стоических философов» (Там же, 17:18).

Текст: Arati Phaenomena. Ed. Ε. Maass В., 1893; Commentariorum in Aratum Reliquiae. Ed. E. Maass. В., 1898 (repr. 1958); Arati Phaenomena. Ed. J. Martin. Fir., 1953; Scholia in Aratum vetera. Ed. J. Martin. Stuttg., 1974. Рус. пер.: Арат. Явления, - в кн.: Небо, наука, поэзия: античные авторы о небесных светилах. Пер. и комм. А. А. Россиуса, вступ. ст. Г. М. Дашевского. М., 1992, с. 25-61 (пер.); 119-189 (комм.).

Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phénomènes d'Aratos. P., 1956; Ludwig W. Aratos, -RE, Suppl. X, 1965, col. 27-30; Erren M. Aratos Phaenomena. Münch., 1971; Poccuyc A. A. Композиция «Явлений» Арата, -ВДИ, 2004, 4, с. 21-38.

M. А. СОЛОПОВА

ΑΡΕΤΕ (греч. арет-η), добродетель; однако перевод арете русской «добродетелью» не отражает исходного значения арете: собранность, слаженность, пригодность (тот же корень в слове гармония; ср. у D. L. VIII 33 высказывание Пифагора о том, что арете - как и здоровье, всякое благо и бог - есть гармония); отсюда одно из основных значений арете — добротность, хоро-


146                                                         АРЕТЕ

шее качество: еще у Платона наряду с развитой философской концепцией арете-добродетели встречаем это употребление слова в выражениях арете глаз, ушей, тела в целом, арете собак, лошадей, земли, воды и т. п. (ср. Resp. 60Id: арете... любой утвари, живого существа или действия).

Через значение доблесть (преимущественно воинскую) - качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку, - арете переходит к более отвлеченному значению высокого нравственного качества вообще, для приобретения которого нужны специальные усилия. «Порок достигается легко, а овладеть арете трудно», говорил еще Гесиод (Орр. 287); но к ним следует стремиться, поскольку «наслаждения смертны, арете - бессмертны» (изречение, которое приписывал Периандру Деметрий Фалерский ар. Stob. Ill 1,172. 96-97). «Ни к чему не следует стремиться чрезмерно, середина лучше всего, - так, Кирн, ты обретешь арете, которую добыть тяжело», поучает Феогнид (Theogn. 335-336). Как понятие практической этики арете изначально тесно связана с умеренностью, скромностью, сдержанностью, воздержностью (ср. изначальный смысл заповеди γνώθι σαυτόν - блюди себя). Именно воздержность (σωφροσύνη) Гераклит называет величайшей арете (DK22 В 112).

Однако при всей необходимости трудов для достижения арете, культивируемой мудрецом, она всегда есть некое природное свойство благородного человека: если деньги бог дает и самому подлому (πανκάκω) человеку, то арете - удел немногих (Theogn. 149-150). Ситуация решительно меняется у софистов: арете ставится под контроль рассудка и объявляется дисциплиной, которой за скромную мзду можно обучить всякого так же, как грамоте, музыке и т. п. (ср. Dialex. 6, 1: о возможности научиться арете - at οώακτόν). Протагор прямо объявляет себя «учителем арете» (DK80 А 5), и хотя Горгий отказывается от этого имени (DK82 А 21), существа дела это не меняет: понятие арете становится все более демократичным и политизируется; вместе с этим создаются предпосылки для его интеллектуализации, что делает арете центральной проблемой воспитания гражданина, а впоследствии - воспитания философа. Ученик софистов Демокрит считал (DK68 В 179), что арете более всего достигается благодаря стыду (αιδώ^), которому следует учиться наряду с грамотой, музыкой и борьбой; к арете можно направить убедительной речью (В 181), и чтить ее означает прежде всего чтить истину (В 302). В своих взглядах на арете к софистическим подходам примыкают Сократ и сократики. Возможность научить арете, которой одной довольно для счастья, признавал Антисфен (D. L. VI 10-11), считавший, однако, что арете - не в речах или знаниях, а в поступках. Ксенофонт считал, что упражнение в арете (ασκησι,ς αρετής) благодаря общению с достойными людьми так же необходимо для души, как для тела - физические упражнения (Mem. I 2, 20).

Софистическая постановка вопроса об арете была исходной для Платона. Однако (как и у Исократа, едко высмеивавшего софистические обещания научить арете без учета природных данных обучаемого) подход Платона к вопросу об арете принципиально отличается от софистического. Начиная диалог «Менон» с вопроса «можно ли научиться арете?» (ара δώακτόν άρζτή;), Платон показывает невозможность решить его на путях традиционных подходов (99е: «нет арете ни от природы, ни от учения, и если она кому достается, то по божественному уделу, помимо разума»). В «Государстве»


ΑΡΕΤΕ                                                         147

Платон показывает (кн. IV), что хорошие природные задатки в сочетании с правильным обучением дают результат (= позволяют воспитать добродетельного человека) только в правильно устроенном государстве, структура которого аналогична строению человеческой души. Поэтому мудрость, мужество и воздержность суть арете разумного, пылкого и вожделеющего начал человеческой души, а также трех соответствующих классов в государстве: философов-правителей, воинов и производителей. Главная арете -справедливость - должным образом сочетает и уравновешивает три начала как в человеке, так и в государстве, три класса которого получают воспитание и выполняют обязанности в строгом соответствии со складом их души. И в «Законах» Платон подчеркивает (963а), что арете - цель законодательства. Однако, выделяя социальный аспект воспитания, Платон не оставляет без внимания метафизическую и нравственную сторону вопроса: при любом состоянии общества благородная душа будет стремиться к справедливости и, упражняясь в арете-добродетели, насколько это возможно для человека, постарается уподобиться богу (Resp. 613а).

При рассмотрении природы арете Аристотель также исходит из строения человеческой души. Поскольку в душе есть разумная и неразумная части (αλογον καϊ λογικόν), добродетели-аретси делятся (Ε. Ν. I, 1102a23-ПОЗаЮ) на этические и дианоэтические, или добродетели нрава и добродетели ума (ήθους καϊ διανοίας). Помимо этого Аристотель различает добродетели природные (φυσικαι) и добродетели в собственном смысле слова (κύριαι), причем вторые - в отличие от первых - невозможны без разума (М. М. II, 1206b 18-29). Возвращаясь к традиционному пониманию арете как середины (Е. N. II, 1107а: μεσάτης), Аристотель трактует отдельные этические αρεταί как среднее состояние между избытком и недостатком некоего качества в страстях и поступках (мужество - среднее между трусостью и безрассудной храбростью, воздержность - среднее между бесчувствием к удовольствию и распущенностью, и т. п.); вместе с тем Аристотель подчеркивает сознательный характер арете: добродетели суть некий результат выбора (προαιρέσεις), или - не без выбора (II, ПОбаЗ). Дианоэтические добродетели делятся исходя из противопоставления в сфере ума знания (то επιστημονικόν) и рассуждения (το λογικόν): цель первого - истина как таковая, достижимая благодаря науке (επιστήμη) и уму (νους); второго - истина, достижимая в поведении и творчестве благодаря искусству (τέχνη) и практической сметке (φρόνησις - VI, 1139а6 sq.).

Стоики, усвоившие платоновское учение о четырех основных добродетелях, учили — в отличие от Платона и Аристотеля — о самодовлеющем значении арете для счастья и о взаимообусловленности (άντακολουθία) добродетелей (SVFIII72 etc.). Согласно Эпикуру (D. L. X 132), добродетели естественны и неразрывно связаны с приятной жизнью (συμπεφύκασιν τω ζην ήδεως). Средний платонизм синтезировал платоновские, перипатетические и стоические представлении об арете (ср. Ale. Didasc. XXIX-XXXI).

Неоплатонизм последовательно развивает учение об иерархии добродетелей: Плотин выделяет политические, катартические и теоретические добродетели, подчеркивая при этом, что у бога - в сфере ума - не добродетели, а их образцы-парадигмы (Enn. I 2, 7. 1-3); но уже Порфирий и Ямвлих специальное рассматривают парадигматические добродетели как ту ступень восхождения души, на которой она объединяется с богами умопостигаемо-


148                                                   АРИЙДИДИМ

го мира. В школе Прокла (Marin. V. Рг. 3) в связи с этим говорил о теургических добродетелях, увенчивая ими физические, этические, политические, катартические и теоретические добродетели-аретси.

Лит.: Kramer H.-J. Arete bei Platon und Aristoteles. Hdlb., 1957 (Amst., 19672).

Ю. А. ШИЧАЛИН

АРИЙ ДИДИМ ("Apeios Δ'ώυμος) (ок. 70 - после 9 до н. э.), греческий док-сограф и политический деятель времен имп. Августа; на основании характера его творчества А. условно относят к приверженцам стоицизма.

Почти все, что касается биографии и сочинений Α., - предмет предположений и реконструкций. Полное имя «Арий Дидим» встречается у Евсевия Кесарийского (Рг. Εν. XV 15, 1. 1; 15, 9. 1) как имя автора доксографиче-ского сочинения 'Επίτομη («Эпитома», «Сводка [учений]»), цитируемый Евсевием фрагмент посвящен учению стоиков о боге и устроении космоса. Принимая во внимание ссылки на авторов, известных по имени «Арий» либо «Дидим», составителя «Эпитомы» отождествляют: 1) с философом Арием Александрийским, приближенным имп. Августа, 2) «Дидимом», автором соч. «О взглядах Платона», которое также цитирует Евсевий Кесарийский (Рг. Εν. XI 23. 2), и 3) «Дидимом», которого цитирует Иоанн Стобей (см. Stob. II 1, 17; II 7, 1; IV 39, 28). Сохранились разнообразные биографические сведения об А. как друге и советнике имп. Августа (Dio Cass. LI 16, 3-4; Plut. Ant. 80; Praec. ger. reip. 18, 814d; Julian. Ер. 51, 433d), назначенном прокуратором Сицилии (Plut. Reg. et imp. apopht., 207ab); Светоний приводит имена сыновей А. - Никанор и Дионисий - и отмечает их образованность, представлявшую интерес для Августа (Aug. 89). Против принятого после «Греческих доксографов» Г. Дильса отождествления Ария-философа и Дидима-доксографа аргументирует Göransson 1995, р. 203-218, в энциклопедии Der Neue Pauly Арию и Дидиму-доксографу посвящены отдельные статьи, однако это мнение пока не стало общепринятым.

Основное сочинение А. - историко-философский компендий, известный как 'Επίτομη - было составлено, вероятно, по школьному, а не тематическому принципу, в связи с чем на него имеются ссылки также по названию IJepl alpeceœv («О школах»). Основное внимание А. в своем сочинении уделяет изложению учению Платона, Аристотеля и стоиков. В источниках встречается название Пер\ των άρεσκοντών Πλάτων ι («Ο мнениях Платона», Рг. Εν. XI 23, 2) - по-видимому, один из разделов «Эпитомы». Будучи приближенным к семье имп. Августа, А. написал «Утешение к Ливии на смерть Друза» - философическое послание к жене Августа, потерявшей сына. Дата этого события (9 до н. э.) важна для уточнения датировки жизни самого А. Впоследствии «Утешение к Ливии» А. стало образцом для Сенеки, который, возможно, приводит пересказ некоторых его частей в своем «Утешении к Марции» (Consolatio ad Marciam, 4). Климент Александрийский упоминает о сочинении некоего Дидима «О пифагорейской философии» (Strom. 116, 80. 4), что, возможно, также имеет отношение к Арию Дидиму и его компендию.

К стоикам А. относят по следующим основаниям: 1) хорошее знание стоической философии, особенно этики, представленное в «Эпитоме»; 2) характер цитирования стоиков и наличие полемических замечаний по ад-


АРИЙДИДИМ                                                  149

ресу перипатетиков в том же произведении; 3) маргиналии в рукописях Ρ и F седьмой (посвященной стоикам) книги Диогена Лаэртия, согласно которым конец этой книги содержал утраченное «жизнеописание Ария».

«Эпитома» Α., составленная в большей мере на основе предшествующих учебников и компиляций, чем на оригинальных источниках, реконструируется на основании цитат в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского и «Антологии» Стобея (реконструкция учитывает также некоторые анонимные фрагменты доксографического сочинения, цитируемого ими). До сих пор не было попытки объединить тексты, приведенные у Г. Дильса, и тексты у Стобея в одном издании. Тематически фрагменты относятся к физике и этике; возможно, в компендий А. были включена и логика (т. н. «скептический» фрагмент, Stob. Ill 17, 17, предположительно служил введением к логическому разделу, в нем приведены наиболее общие определения философии). Т. обр., в сочинении мог быть выдержан традиционный принцип разделения философии на три «вида» - логику, физику и этику - для каждого из разделов, посвященного отдельной школе (ср. реконструкцию Дильса: Dox. Gr., 72-73). Как доксограф А. демонстрирует обширную эрудицию и педантичное внимание к деталям; представляют интерес его принципы подбора и организации материала. Он не всегда сохраняет нейтральную позицию по отношению к излагаемому материалу, допуская полемические замечания (чаще всего, против учения перипатетиков). Трудно решить, характеризуют ли имеющиеся в тексте А. дословные повторы его авторский стиль или стиль работы позднейших доксографов.

Т. н. «физические» фрагменты, собранные у Дильса, относятся к Платону и его учению об идеях (fr. 1, известен по двум источникам: Рг. Εν. XI 23, 2-6 = Stob. 112, 2а), Аристотелю и различным аспектам его учения о природе: понятию φύσις, форме и материи, элементах, времени, небесных телах, метеорологических явлениях, чувственном восприятии (fr. 2-17) и основоположениям философии стоиков: понятиям «причина», «тело», «сущность», учению о космосе, пневме, превращениям элементов и пр. (fr. 18-40), при этом стоические материалы тщательно атрибутированы конкретным авторам (Зенону, Хрисиппу, Аполлодору Селевкийскому, Посидонию и др.), а не представлены как мнения «школы вообще».










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: