I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 16 страница

Сочинения. Подлинные сочинения А. распадаются на три класса: 1) опубликованные при жизни и литературно обработанные (т. н. экзотерические, т. е. научно-популярные), главным образом диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок - эмпирическая база теоретических трактатов; 3) т. н. эзотерические сочинения - научные трактаты («прагма-тии»), часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни А. не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало известны). Все дошедшие до нас подлинные сочинения A. (Corpus Aristotelicum - свод, сохранившийся в византийских рукописях под именем Α., включает также 15 неподлинных сочинений) принадлежат к 3-му классу (кроме «Афинской политии»), сочинения первых двух классов (и, судя по античным каталогам, часть сочинений 3-го класса) утрачены. О диалогах дают некоторое представление фрагменты - цитаты у позднейших авторов (см. Aristotelis Opera III. Librorum deperditorum fragmenta. Collegit Olof Gigon. Oxf., 1987; см. также издания V. Rose, 18863; W. D. Ross, 1955).

Проблема относительной хронологии сочинений А. тесно переплетена с проблемой эволюции философских взглядов А. Согласно генетической концепции немецкого ученого В. Йегера (1923), в академический период А. был ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти Платона, пережив мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественнонаучного эмпиризма. Соответственно Йегер и его школа


166                                                   АРИСТОТЕЛЬ

датировали сочинения А. по степени «удаленности» от платонизма. Теория Йегера, предопределившая пути развития аристотелеведения в 20 в., в настоящее время мало кем разделяется в чистом виде. Согласно концепции шведского ученого И. Дюринга (1966), А. изначально был противником трансцендентности идей, наиболее резкий тон его полемика носит именно в ранних сочинениях, наоборот, в своей зрелой онтологии («Метафизика» Γ-Ζ-Η-Θ) он по существу вернулся к платонической проблематике сверхчувственной реальности.

Датировка сочинений А. по Дюрингу. До 360 (параллельно «Федру», «Ти-мею», «Теэтету», «Пармениду» Платона): «Об идеях» (полемика с Платоном и Евдоксом), диалог «О риторике, или Грил» и др. 1-я пол. 50-х (параллельно «Софисту», «Политику» Платона): «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2-7, 8, 1, 9), «Аналитики» (см. «Органон»), диалог «О философии» (одно из важнейших утраченных сочинений, основной источник сведений о философии А. в эллинистическую эпоху; кн. 1: развитие человечества от первобытного состояния до становления наук и философии, достигающих вершины в Академии; кн. 2: критика учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях; кн. 3: космология А. - альтернатива «Тимею»); конспект лекций Платона «О благе»; А «Метафизики»; диалог «О поэтах», «Гомеровские вопросы», первонач. вариант «Поэтики», кн. 1-2 «Риторики», первоначальный вариант «Большой этики». От 355 до смерти Платона в 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму Платона); «Физика» (кн. 1, 2, 7, 3-4), «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4), полемика по вопросу об идеях («Метафизика» M 9, 1086Ь21 - TV, Л, /, Μ 1—9, В), переработка кн. 1-2 и книга 3 «Риторики», «Евдемова этика», диалог «Евдем» (о бессмертии души), «Протрептик» («Увещание» к философии, использовано в «Гортензии» Цицерона и «Протрептике» Ямвлиха) и др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347-334): «История животных» (кн. 1—6, 8), «О частях животных», «О передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1-3), первые наброски малых естественно-научных сочинений и «О душе». К этому же периоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом по описанию 158 государственных устройств («Политий») греческих полисов и утраченное описание негреческих обычаев и установлений, «Политика» (кн. 1, 7—8), эксперты из «Законов» Платона. 2-й афинский период (с 334 и вплоть до смерти): «Риторика» (переработка), «Политика» (кн. 2, 5, 6, 3-4), первая философия («Метафизика», Г9 Ε, Ζ, Η, Θ), «Физика» (вероятно, кн. 8), «О рождении животных», вероятно, сохранившаяся редакция малых естественнонаучных сочинений и трактата «О душе», «Никомахова этика».

Логика, методология и теория познания. А. различает три вида знания и соответствующих наук и искусств: теоретическое (θεωρία = «созерцание» или «умозрение»), практическое (πραξις = «действие») и пойети-ческое или творческое (ttoluîv = «делать, творить»). Цель теоретического знания - знание ради знания, постижение истины; практического - достижение практической цели; пойетического - произведение (технологическое знание). К сфере теоретического знания относятся «первая философия» или метафизика, физика, математика; к сфере практического знания - этика и политика; к сфере пойетического знания - риторика, поэтика, а также все прикладные искусства или ремесла (такие как медицина). Различным сферам знания соответствуют различные когнитивные способности: способностью созерцать и познавать первые причины вещей обладает теоретический разум (нус), способностью вырабатывать правильное решение обладает практический разум или здравый смысл (φρόνησις). Объектом


АРИСТОТЕЛЬ                                                  167

теоретического разума является необходимое и неизменное (напр., законы природы) - то, что не зависит от нашей воли. Объектом практического разума является возможное - события, которые могут быть предопределены нашим выбором. Практическое знание не может претендовать на математическую точность, т. к. в сфере возможного (т. е. человеческой деятельности) существует фактор непредсказуемости. И в практической, и в пой-етической сфере знания огромную роль играет опыт (эмпирия): поэтому юноша может достичь высот в математике, но для вызревания государственного ума или мастера в области искусств требуются долгие годы опыта. В 1-й книге «Метафизики» даже знание первых причин, т. е. знание теоретическое, также выводится из опыта: чувственные восприятия порождают память, акты памяти - опыт или эмпирические представления, а обощение эмпирических представлений приводит к научному (ίπιστήμη) или творческому (τέχνη) знанию.

Объекты теоретических наук делятся на 1) существующие отдельно (т. е. реально) и изменяющиеся - физические тела; 2) существующие реально и неизменные - бог; 3) не существующие реально и неизменные. Первыми занимается метафизика или теология, вторыми - физика, третьими - математика. Вопреки Платону, признававшему математические объекты (такие, как числа, линии, геометрич. фигуры и т. д.) онтологическими сущностями, занимающими промежуточное положение между умопостигаемым и чувственным миром, А. считал их «абстрактными» (понятие абстракции или «отвлечения» - άφαίρβσις - впервые введено в философию Α.), τ. е. «отвлеченными» мыслью от физических тел. Признавая ценность математики как специальной науки, А. считал ее бесполезной для изучения «изменяющегося» природного бытия. У Платона высшей формой философского знания была диалектика, - Аристотель низвел ее до уровня вспомогательной дисциплины, введя различение между диалектическим умозаключением, исходящим из «вероятных», непроверенных посылок (4V8o£a), и аподиктическим, или доказательным, умозаключением (силлогизмом), исходящим из истинных посылок и приводящим к точному знанию (эпистемэ). Это различение послужило фундаментом, на котором А. впервые построил стройную систему формальной логики, изложенную в «Органоне» — своде логических сочинений. В «Категориях» рассматриваются простые термины, соединение которых образует суждения (субъекты и предикаты). В трактате «Об истолковании» (правильнее «О выражении») рассматриваются сами суждения, в «Первой Аналитике» показано, как суждения соединяются в аподиктические силлогизмы (умозаключения), и анализируются их формы (фигуры), «Вторая Аналитика» содержит теорию доказательств, «Топика» представляет собой практическое руководство по диалектике (искусству диспута), и, наконец, в примыкающих к ней «Софистических опровержениях» классифицируются типы логических ошибок в диспутах. Хотя силлогистика А. имеет строго дедуктивный характер, первые начала доказательств, по Α., недоказуемы и усматриваются либо путем индукции («наведения» — επαγωγή), τ. е. обощением на основе частных случаев, либо путем интеллектуальной интуиции (δια νοός).

Физика. Биология. «Физическая философия», или «наука о природе», занимает у А. доминирующее положение по объему и детальности разработки: от абстрактных «принципов природы» и теории движения


168                                                   АРИСТОТЕЛЬ

(«Физика») через космологию, теорию элементов («О небе», «О возникновении и уничтожении») и «Метеорологию» к психологическому трактату «О душе» и биологическим работам.

Понятие «природы» или «естества» {φύσις, откуда τα φυσικά, «то, что относится к природе», т. е. «физика») у А. отнюдь не является синонимом «мира». Это онтологическая категория, указывающая, во-первых, в рамках оппозиции «естественное / искусственное» на то, что не создано руками мастера, а во-вторых, в рамках оппозиции «естественно/насильственно» на «внутренний», невынужденный источник движения. В отличие от мира неподвижных артефактов, созданных «искусством» (технэ), природное бытие характеризуется «прирожденной» способностью к движению и изменению. Соответственно, А. определяет «природу» как «принцип движения и покоя». Понятие «движения», или «процесса изменения» (греч. κίνησις), т. обр., оказывается центральной проблемой теоретической физики А. Изменение возможно в четырех категориях: относительно сущности (возникновение и уничтожение), относительно свойств (качественное изменение), относительно количества (рост и убыль) и относительно места (пространственное перемещение). Вопреки элеатам и платоникам, считавшим движение логически невозможным и потому нереальным, А. в «Физике» I, 5-7 объясняет изменение из трех факторов: субстрат изменения, или материя (то, что остается неизменным в его процессе), отсутствие формы (или качества) и форма (или качество), появляющася в процессе изменения. Изменение, т. обр., состоит в том, что субстрат приобретает новую форму или качество (напр., Сократ из необразованного становится образованным), или, по-другому, в переходе от возможного к действительному. А. не признает существование пустого пространства и поэтому оперирует только понятием «места», которое понимается как «крайняя граница окружающего тела»: соответственно всякое перемещение оказывается «взаимозамещением» тел. Время определяется как «число движения относительно более раннего и более позднего».

Аристотелевское понятие природы телеологично; природа является также принципом целесообразности («бог и природа ничего не делают напрасно»), но телеологизм А. не имеет ничего общего с провиденциализмом или креационизмом, т. к. ставит своей основной целью объяснить вечность биологических видов: целевой причиной оказывается реализация формы (вида).

В космологии А. твердо придерживается геоцентрической модели и утверждает конечность мира (вопреки атомистической теории бесконечности Вселенной) и его вечность - вопреки платоновскому «Тимею» и ионийским космогониям. Мир делится на подлунный, состоящий из четырех элементов (огня, воздуха, воды и земли) и надлунный (светила и сфера неподвижных звезд, состоящие из «пятого» божественного элемента - эфира). Каждый из четырех подлунных элементов характеризуется сочетанием двух первичных свойств; огонь = горячее + сухое, воздух = горячее + влажное, вода = влажное + холодное, земля = сухое + холодное. По традиционной интерпретации, первичные свойства имманентны бескачественной «первомате-рии» — субстрату, что объясняет возможность их взаимопревращения: напр., утрачивая свойство горячего и приобретая свойство холодного, огонь становится воздухом, и т. д. Двум легким элементам (огню и воздуху) присуще


АРИСТОТЕЛЬ                                                  169

«естественное» движение вверх, двум тяжелым (воде и земле) - «естественное» движение вниз; надлунному эфиру присуще естественное движение по кругу, объясняющее видимое вращение неба. Неизменность эфира и его вечное круговращение гарантируют вечность мира. Единственный вид изменения в надлунном мире - пространственное перемещение, подлунный мир подвержен всем четырем видам изменения. Эта дуалистическая космология, вдохновленная мифологическими представлениями о «горнем» мире богов, была серьезным регрессом по сравнению с ионийской и атомистической физикой, утверждавшей единство физических законов и однородность Вселенной.

Психология. А. различает естественнонаучную и моральную психологию. Первая изложена в трактате «О душе» и рассматривает «душу» (φυχή) в биологическом контексте — как носительницу различных «органических» функций в животном царстве (от растений до человека); вторая изложена в кн. 1-й и 6-й «Никомаховой этики» и фокусируется на психологической основе морального характера человека (разум и эмоции, добродетель, слабоволие и т. д.). А. отвергает как материалистические концепции «души» ранних ионийских философов (душа = воздух, и т. д.), так и пифагорей-ско-платоновский дуализм (душа - бессмертная божественная субстанция), и определяет душу как форму или энтелехию (конечную реализацию) тела в рамках методологического гилеморфизма. Душа относится к телу, как форма к материи и как актуализация к потенциально обладающему жизненными функциями. В подлунном мире потенциально живыми являются «органические» (т. е. обладающие функциональными органами) тела растений, животных и человека; душа определяется как их «первая энтелехия», которая относится ко «второй», как обладание знанием - к его реализации в научном исследовании. Т. обр., душа и тело - не две различных вещи, а два аспекта психофизического единства. Простейшая функция души - питание и размножение - реализуется на низшей ступени царства живого - в растениях; душа животных, кроме того, обладает функцией движения и чувственного восприятия; душа человек, помимо растительных и животных функций, обладает также разумом {логосом).

Все функции души связаны с телесными органами и потому смертны: единственное исключение — «активный интеллект» (нус), «привходящий извне» и потому не имеющий материального субстрата и бессмертный (аристотелевская уступка дуализму). В рамках моральной психологии в «Никомаховой этике» А. делит человеческую душу на рациональную и иррациональную часть. Иррациональная подразделяется на растительно-репродуктивную, совершенно лишенную разума и не имеющую отношения к моральной деятельности, и более высокую (эмоциональную, вместилище «страстей»), «причастную разуму» постольку, поскольку она спобна «слушать» разум, как «сын - отца». В свою очередь, рациональная часть души делится на «научную» или «теоретическую» (нус) и «вычисляющую» или «вырабатывающую решения» (способность «здравого смысла» - фронесис). Как рациональная, так и иррациональная часть наделены своим особым видом «желания» или «стремления». Воля человека понимается как «желающий разум» или «разумное желание». Ощущение (αϊσθησυς) А. объясняет как ассимиляцию органа чувств объекту восприятия: воспринимая тепло, рука нагревается, воспринимая цвет, глаз окрашивается, и т. д. Такая асси-


170                                                   АРИСТОТЕЛЬ

миляция происходит благодаря пропорциональному смешению базисных противоположностей в органе (напр., горячего и холодного): чувственное восприятие, т. обр., подобно моральной добродетели в этике, есть «середина» между двумя полюсами: слишком сильный и слишком слабый стимул не воспринимается. В отличие от питания, при котором происходит усвоение материи пищи, ощущение воспринимает только чувственную форму объекта, но не его материю. Наряду с отдельными ощущениями А. признавал наличие «общего ощущения» {κοινή αϊσθησις, лат. sensus communis), ответственного за восприятие «общих сенсорных данных» (таких, как размер, форма, длительность, покой или движение, единичность или число воспринимаемых объектов), за осознание факта восприятия и за различение объектов восприятия различных органов чувств.

Животная душа отличается от растительной способностью к «воображению» (φαντασία), или ментальному вопроизведению чувственного образа вещи после акта восприятия; из этой способности выводятся память, воспоминание и сновидения. Двигательная функция души зависит от наличия желания или влечения к объекту желания, данному либо в непосредственном ощущении, либо в чувственном образе, т. е. выводится из ощущения или воображения. Чистая мысль, или интеллект (нус), воспринимает умопостигаемые формы вещей подобно тому, как ощущение воспринимает их чувственные формы. Чтобы воспринимать любые формы, интеллект должен быть сам свободен от любых форм и не связан с материей. При этом «душа никогда не мыслит без образов»: интеллект мыслит чистые формы через образы; невозможно мыслить непротяженный или вневременной объект.

Метафизика. Термин «метафизика» происходит от названия «То, что идет после (греч. μετά-) физики», под которым Андроник Родосский в 1 в. до н. э. объединил сочинения А. по «первой философии», поместив их в своем издании «после» сочинений по физике. Сам А. также называл эту философскую дисциплину «мудростью» (софия) и иногда - «теологией». Неоплатонические комментаторы (Симпликий) впервые истолковали слово «после» в смысле трансцендентности, сверхприродности. В отличие от отдельных наук, «отсекающих» в качестве своего предмета отдельный род бытия, первая философия изучает «бытие как таковое», а также конечные причины и «первоначала» (άρχαί) всего сущего. Такое определение «первой философии» как общей онтологии дается в 4-й книге «Метафизики» и соответствует схоластической «общей метафизике» (metaphysica generalis). Наряду с этой концепцией метафизики в текстах А. признается и другая, по которой метафизика изучает особый вид бытия, а именно бытие «обособленное» и неподвижное, т. е. божественное. Эта вторая концепция соответствует схоластической «специальной метафизике» (metaphysica specialis), или теологии. (Согласно теории немецкого ученого В. Иегера, это расхождение объясняется эволюцией взглядов А. от платонической веры в сверхчувственное бытие к физикализму.) Онтология А. включает 1) учение о категориях сущего или теорию субстанциального и акцидентально-го бытия; 2) теорию сущности; 3) учение о четырех причинах и началах бытия и 4) учение о возможности и действительности, или потенциальном и актуальном бытии. Учение о категориях («предикатах») формально представляет собой классификацию всех возможных значений глагола «быть»


АРИСТОТЕЛЬ                                                  171

и типов предикации, соответствующих различным родам бытия. Основная мысль А. в том, что в высказывании «Сократ есть человек» (в греч. языке употреблении связки «есть» необходимо при любой предикации) термин «есть» имеет другое значение, нежели в высказывании «Сократ есть белый», т. к. выражает сущность, а не качество, и следовательно, указывает на другой род бытия. Таких «категорий» А. устанавливает 10: 1) сущность); 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) состояние; 9) действие; 10) страдание (см. «Категории»). Первая категория обозначает субстанциальное, или независимое, бытие; категории 2-10 - бытие акцидентальное, или «привходящее». Качества, количества и т. д. реальны («есть») лишь постольку, поскольку определяют сущность или «имманентны» ей. (Как указал Э. Бенвенист, категории А. являются классификацией частей речи: сущность - существительное, качество - прилагательное, количество - числительные, отношение - сравнительная степень прилагательного, действие и страдание - активный и пассивный залог глагола и т. д.) Только сущность может сущестовать самостоятельно в отличие от акцидентальных или зависимых родов бытия. В «Категориях» первичными сущностями (т. е. наиболее реальными) признаются единичные вещи («этот конь»), тогда как универсалии (роды и виды) квалифицируются как «вторые сущности», поскольку они «сказываются» (предицируются) о первичных сущностях, но не наоборот. Однако в 7-й книге «Метафизики» «первая сущность» отождествляется с «чтойностью», или формой вещи. Поскольку все, что «сказывается об х», онтологически зависимо от х, универсалии (такие, как роды и виды) не могут быть первыми сущностями -вопреки платоновской теории идей.

Если категориальный анализ нацелен на «сущее», то каузальный анализ имеет своим предметом сущность или реальное бытие. Знать для А. означает знать первые причины, или начала, вещи или явления. Таких причин четыре: форма (или «чтойность»), материя («то, из чего»), движущая или производящая причина («то, под действием чего») и целевая причина («то, ради чего»). В мире артефактов производящая причина (мастер) всегда вне-положна вещи; в мире живых организмов движущая, формальная и целевая причина могут совпадать; «человек рождает человека». Форма не может существовать без материи, как и материя без формы: это учение об их нераздельности известно как гилеморфизм. Синтез материи и формы образует единичную или конкретную вещь («вот это нечто»). Материя - это чистая возможность бытия, форма — ее реализация или действительность (энергия, в биологии энтелехия). Актуально сущее возникает из потенциально сущего под действием предсуществующего актуально сущего. Таким актуально сущим для всего мира в целом является неподвижный перводвигатель или божественный ум (нус), приводящий в движение сферу неподвижных звезд как объект эроса.

Этика. А. отвергает идеалистическую этику Платона с ее идеей абсолютного Блага, избегая при этом софистического релятивизма и стремясь объективно обосновать ее в самой человеческой природе. Этика А. - часть политической науки, которая исследует моральный характер человека в связи с поведением, эмоциями («страстями») и достижением счастья (эв-демонии). Это практическая наука, цель которой - «действие» (праксис). В отличие от теоретических наук этика и политика не могут притязать


172                                                   АРИСТОТЕЛЬ

на безошибочную точность; их положения действительны лишь «по большей части». Чисто теоретическое знание этики бесполезно: слушатели лекций по этике должны уже быть морально воспитаны и знать, что хорошо и что предосудительно (фактологическое знание); только в этом случае они могут подняться на теоретический уровень и понять, почему это так (научное знание причин).

Вопреки платоновской концепции единого абсолютного Блага (идеи добра), А. признает множественность благ, которые являются конечными целями различных наук и практических искусств. Наивысшее благо для человека -счастье (эвдемония), которое понимается одними как наслаждение (жизнь ради удовольствия), другими как честь и слава (практическая жизнь политика), третьими как созерцание-теория (созерцательная жизнь философов). Счастье есть деятельность (энергия) души, согласная с добродетелью, которая определяет моральный выбор (προαίρζσις). Для полного счастья недостаточно одного обладания добродетелью: необходим минимум «внешних» благ (таких, как социальный статус, здоровье, красота, наличие детей и т. д.).

Добродетели делятся на этические (добродетели характера) и дианоэти-ческие (интеллектуальные); первые соответствуют иррациональной (эмоциональной) части души, вторые - рациональной. Этические добродетели представляют собой «установки», или «навыки» (Цесд), а не знания (вопреки Сократу) и воспитываются через упражнение (ασκησις): мы становимся добрыми, совершая добрые дела, как становятся кифаристами, играя на кифаре. Дианоэтические добродетели приобретаются через обучение. Этическая добродетель представляет собой «середину» между двумя крайностями -избытком и недостатком определенной эмоции. Так, мужество - это «середина» между безрассудством и трусостью; целомудрие - середина между распущенностью и бесчувственностью, и т. д. Золотая середина определяется «правильным принципом» (логосом): т. обр., моральное совершенство основано на согласии между разумом и чувствами. В 6-й книге «Никомаховой этики» правильный принцип отождествляется со «здравым смыслом» или моральной разумностью (φρόνησις). «Нелья быть добрым, не будучи разумным, как и нельзя быть разумным, не будучи добрым». Здравый смысл является дианоэтической добродетелью практического разума, мудрость (σοφία) - дианоэтической добродетелью теоретического или научного разума. В итоге А. размывает границы между этическими и дианоэтическими добродетелями и сближается с сократовским интеллектуализмом.

Необходимым условием счастья является дружба, которая бывает трех видов: 1) ради удовольствия, 2) ради пользы и 3) ради благородства; только в благородной дружбе друг является не средством, а целью и становится «другим Я», которому желают добра «ради него самого». Этика А. -это этика самореализации человека, понимаемой как претворение на деле (энергия) его «предназначения» или «дела» (эргон), т. е. рациональной деятельности. Такая самореализация возможна только в гражданской общине или полисе.

Политика. Политическая наука (πολιτική τέχνη) стремится к практическому достижению общего блага, как этика - блага индивидуального. Индивидуальное и общественное благо, по Α., совпадают, но общее благо имеет ценностный приоритет (как «более божественное»); политика, следовательно, оказывается «архитектонической» наукой, определяющей целе-


АРИСТОТЕЛЬ                                                  173

сообразность и статус всех остальных наук и искусств. Первичной формой социальной организации является семья, семьи объединяются в сельские общины, а сельские общины в гражданскую общину, или город-государство (полис) - высшую форму социальной организации. Гражданский статус определяется правом участия в политической и судебной практике. Полис существует «по природе», и человек по природе является «полисным животным», т. е. существом, не способным жить в одиночестве и естественно образующим общины. Как семья основана на добровольном подчинении жены и детей мужу-отцу, так полис основан на подчинении управляемых управляющим. В правильных формах правления, или конституциях (поли-тиях), правители правят ради общего блага, в извращенных - ради собственного. К правильным относятся монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление многих). Извращенная форма монархии - тирания, аристократии - олигархия, политии - демократия. Формы правления различаются по своим ценностным установкам, которые определяют условия допуска граждан к должностям. Олигархия основана на принципе богатства, аристократия - на принципе доблести, демократия - на принципе свободы. «Желательный», или идеальный государственный строй («Политика», кн. 7-8) может быть охарактеризован как «аристократия» в изначальном смысле слова («правление лучших» -Pol. 1293b5 слл.). В нем сословная дифференциация социальных функций (Платон) заменяется возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - собственно политическую («совещательную»), физический труд (земледелие, ремесло) и торговля — удел рабов; отличительный признак свободного гражданина - «досуг» (σχολή), необходимый для реализации эвдемонии в эстетической или умозрительной деятельности. Рабство, по Α., существует «от природы», отношение «раб - господин» - такой же необходимый элемент структуры полиса, как «жена - муж» - в семье; рабами должны быть не-греки («варвары»). Исходя из учения о «золотой середине» (μβσότης), А. выдвигает в качестве условно-образцового государственного устройства, легче всего реализуемого для большинства полисов в реальных условиях, «политию» (смешение олигархии и демократии), в которой поляризация бедных и богатых снимается преообладанием зажиточных средних слоев.

Поэтика и риторика. Платон в 10-й книге «Государства» осуждает поэзию (особ, трагическую) как далекую от реальности и препятствующую моральному воспитанию граждан в идеальном полисе; вызывая эмоциональное потрясение слушателей, она усиливает страсти, неподконтрольные разуму; при этом поэтический мимесис, понимаемый как «вживание» в образ героя, приводит к раздвоению личности слушателей и нарушает основной принцип платоновской утопии: «каждому заниматься своим делом». А. в «Поэтике» попытался доказать воспитательную ценность поэзии с помощью теории «катарсиса» (очищения): вопреки Платону, сопереживание страстям героя не распаляет страсти слушателя, а, наоборот, приводит к благотворному «очищению» от жалости и страха, тем самым восстанавливая душевную гармонию и благотворно влияя на нрав (этос).










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: