Интегративные модели М. Лайнен и Дж.Янга

В особую группу в рамках когнитивно-бихевиорального под­хода входят интегративно ориентированные модели.

В модели пограничного личностного расстройства Марши Лайнен в центр ставится эмоциональная, когнитивная и по­веденческая дисрегуляция (Лайнен М. — 2008). Данная модель завоевала широкую популярность благодаря доказанной эффек­тивности разработанного на ее основе метода диалектической терапии, соединяющей принципы и техники когнитивно-бихевиорального подхода и буддизма. Обучение техникам само­регуляции сопровождается подчеркнутым принятием психоте­рапевтами чувств пациентов и систематическим подкреплением новых форм поведения, которые вырабатываются в ходе терапии. Необходимо отметить отличие подхода М. Лайнен от традицион­ных моделей рассматриваемого направления: когнитивная дис­регуляция не рассматривается ею как источник эмоциональной и поведенческой — ни одна из сфер психической жизни не счи­тается основной, всем им уделяется равное внимание.

М.Лайнен выделила следующие наиболее важные особенности па­циентов с пограничным личностным расстройством.

Эмоциональная уязвимость. Паттерн значительных трудностей при регулировании отрицательных эмоций, включая высокую чувствитель­ность к негативным эмоциональным раздражителям и медленное воз­вращение к обычному эмоциональному состоянию, а также осознание и ощущение собственной эмоциональной уязвимости.

Самоинвалидизация. Тенденция игнорировать или не признавать собственные эмоциональные реакции, мысли, представления и поведе­ние. Предъявляются к себе нереалистично высокие стандарты и ожида­ния. Может включать сильный стьщ, ненависть к себе и направленный на себя гнев.

Продолжающийся кризис. Модель частых стрессогенных, негатив­ных средовых событий, срывов и препятствий, часть из которых возни­кает в результате дисфункционального стиля жизни индивида, неадек­ватного социального окружения или случайных обстоятельств.

307


Подавленные переживания. Тенденция к подавлению и чрезмерно му контролю негативных эмоциональных реакций — особенно тех, ко торые ассоциируются с горем и потерями, включая печаль, гнев, чуй ство вины, стыд, тревогу и панику.

Активная пассивность. Тенденция к пассивному стилю решении межличностных проблем, включая неспособность к активному преодо­лению трудностей жизни, зачастую в комбинации с энергичными по­пытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения, выученная беспомощность, безнадежность.

Воспринимаемая компетентность. Тенденция индивида казаться более компетентным, чем он есть на самом деле, обычно объясняется неспособностью к генерализации характеристик настроения, ситуации и времени, также неспособность демонстрировать адекватные невер­бальные сигналы эмоционального дистресса.

В последнее время широкое распространение получает так называемая схема-терапия {schema therapy) личностных рас­стройств исследователя из Колумбийского университета США Джеффри Янга, в основе которой лежит синтез когнитивно-бихевиорального подхода и теории привязанности. Согласно этой модели личностная патология есть следствие глубоких нарушений в отношениях с близкими взрослыми в раннем детстве, их неуме­ния удовлетворить важнейшие потребности ребенка в: 1) надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие); 2) автономии, компетентности и чувстве идентично­сти; 3) свободе выражать свои истинные потребности и эмоции; 4) спонтанности и игре; 5) реалистичных ограничениях и само­контроле.

Риск развития личностного расстройства, согласно Дж.Янгу, зависит также от особенностей врожденного темперамента, ко­торый в значительной степени определяет как характер тяжелого раннего опыта (например, доминирование агрессии скорее прово­цирует физический эбьюз со стороны близких взрослых), так и его последствия (отвержение со стороны матери наносит больше вреда робкому и стеснительному от природы ребенку, чем общительно­му и стремящемуся к контактам с другими людьми). В результате чрезмерной выраженности определенных черт темперамента даже в относительно здоровом окружении у ребенка может возникнуть риск личностной патологии и, напротив, даже благоприятные осо­бенности темперамента в виде уравновешенности и общительно­сти могут привести к формированию пограничного расстройства в условиях, травмирующих психику ребенка.

Дж.Янг выделяет ряд негативных когнитивных схем, типичных для пограничного расстройства личности и связанных с: 1) отвержением; 2) дефицитом автономии и навыков; 3) отсутствием разумных ограничений; 4) подстройкой под ожи­дания других; 5) запретом на самовыражение. Схема-терапия,

308


основанная на описанной модели, направлена на перестройку соответствующих когнитивных структур путем удовлетворения фрустрированных потребностей в процессе психотерапии в от­ношениях с психотерапевтом (Young J., Klosko J., Weishaar M. — 2003). В этом принципиальное отличие его позиции от позиции М.Лайнен, которая отводит психотерапевту более техническую роль. Общее в их позициях — указание на необходимость при­нятия пациента таким, какой он есть, с его чувствами и пробле­мами и постоянная поддержка и стимуляция к позитивным из­менениям в ходе терапии. Важно еще раз подчеркнуть интегра-тивный характер последних моделей, в которых явно просматри­ваются также идеи экзистенциально-гуманистической традиции, прежде всего клиент-центрированного подхода К. Роджерса (см. т. 1, гл. 5).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: