Ценообразование в туризме

 

Социально-экономическая сущность цены

Цена - это экономическая категория, величина которой обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения.

Являясь одной их важнейших экономических категорий в условиях рыночной экономики, цена выполняет следующие функции:

является денежной мерой выражения стоимости и потребительной стоимости товара (услуги);

является объективным показателем конъюнктуры рынка, уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;

служит инструментом образования прибыли и управления эффективностью, фактором формирования налогооблагаемой базы;

выступает в качестве главной составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику;

является мощным фактором регулирования уровня жизни населения, влияющим на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;

может использоваться в качестве орудия конкурентной борьбы.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет населения.

С одной стороны, коньюктура рынка потребителей туристских услуг чрезвычайно чувствительна к колебаниям цен на туристский продукт и уровень цен во-многом определяет объем спроса на туристско-экскурсионные услуги. С другой стороны, правильное и полное отражение общей цены туристского продукта в рублях относится к существенным условиям договора о реализации туристского продукта между турпредприятием и туристом. Таким образом, понимание работниками туристской отрасли роли, механизма и стратегии ценообразования в туризме является экономической и правовой основой эффективного функционирования турпредприятия на рынке.

Ценообразование в туризме

Процесс установления цен на товары и услуги называется ценообразованием. Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. Эффективная ценовая политика обеспечивает получение предприятию запланированной прибыли, повышение конкурентоспособности продукции. Эффективная политика ценообразования обеспечивает предприятию:

- покрытие текущих издержек производства <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0805591808>;

возмещение произведенных капитальных затрат;

получение прибыли, обеспечивающей процесс расширенного воспроизводства <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0808489728>.

Таким образом, размер цены (Ц) складывается из произведенных затрат по формированию турпродукта (З) и планируемой прибыли (П) от его реализации.

 

 

Особенностью формирования цен в туризме является то, что влияние турпредприятия на себестоимость продукции достаточно ограничено ценовыми предложениями поставщиков услуг, законодательными требованиями к составу затрат, включаемых в себестоимость продукта, размером заработной платы работников турпредприятия, а установление конечной цены на реализуемый турпродукт является функцией самого турпредприятия. Уровень цены на услуги турпредприятия может изменяться в широких пределах (в зависимости от сезонных колебаний спроса и предложения, тарифов и т.д.) ограниченных, однако, покупательскими возможностями потребителя. Таким образом, ценовая политика турпредприятия - это установление наиболее эффективного соотношения между высокой ценой реализации и высокими объемами продаж.

В туризме, как правило, применяется три метода ценообразования:

формирование цены по составляющим элементам турпродукта (транспортные расходы, питание, проживание и так далее);

расчет цены по этапам и формам продвижения турпродукта на рынок;

определение цены на основе стратегии развития туристского предприятия.



Литература

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: