double arrow

Заполните таблицу соответствия имени мыслителя характеру его онтологии, ключевым понятиям его философии и основному философскому труду.

Философ Философская онтология Ключевые понятия философии Наименование философского труда
  Парменид        
  Платон        
  Аристотель        
  Ф. Аквинский      
  Б. Спиноза      
  Р. Декарт      
  П.-А. Гольбах      
  Им. Кант      
  Г. В. Ф. Гегель        
  К. Маркс        

 

4. Восстановите последовательность в становлении физических картин мира (квантово-полевая, натурфилософская, механическая, термодинамическая, электромагнитная) и заполните таблицу.

Физическая картина мира (ФКМ) Период существования ФКМ Основные законы ФКМ Основные представители ФКМ, внесшие вклад в ее развитие
       
       
       
       
       

Повышенный уровень освоения темы:

В рамках задания повышенной сложности студенту предлагается письменно проанализировать сильные и слабые стороны материализма и идеализма и высказать в аргументированной форме свое предпочтение относительно одной из них. Ответьте на вопрос, каким образом данное предпочтение сказывается на остальных убеждениях человека?


 

 

ЗАНЯТИЕ 3. « Сущность и природа сознания»

Основные понятия: сознание, самосознание, физикализм, солипсизм, идеальное, отражение, психика, бессознательное, знак, язык

План занятия

1. Сознание как проблема. Попытки выявления сущности сознания в истории философии. Основные варианты решения психофизической проблемы: психофизическое взаимодействие и психофизический параллелизм.

2. Происхождение сознания. Структура и функции сознания. Отражение как предпосылка возникновения сознания.

3. Природа идеального. Проблема моделирования идеального. Искусственный интеллект.

4.  Сознание и бессознательное. Индивидуальное и надындивидуальное сознание. Самосознание.

5. Сознание и язык.

Методические рекомендации

Сознание изучается многими областями науки: психологией, социологией, медициной, кибернетикой …. Специфически философский взгляд на сознание – представление о нем, как о целостности, выявление его сущности. В философии сознание проблематизируется в онтологическом, гносеологическом, антропологическом и социальном аспекте. Онтологическая направленность проблемы сознания выражается в ответах на вопросы о том, является ли сознание частью единого (физического и духовного) мира, возникло ли как закономерный этап эволюции живых существ или его возникновение случайно, есть ли другие формы сознания, похожие или кардинально отличающиеся от специфически человеческих. К этой же группе философских проблем можно отнести изучение сознания как специфической формы бытия, выявление природы субъективной реальности, сущности идеального, соотношения сознания и самосознания, условий тождества личности, выявление структуры сознания, изучение способов существования сознания, в частности, языка и речи как знаковых (семиотических) феноменов. Гносеологический аспект изучения сознания связан с решением проблем принципиальной познаваемости мира – в состоянии ли человеческое сознание адекватно отражать внешний мир? Может ли сознание человека постичь собственную сущность? Эту группу проблем мы рассмотрим на следующем семинарском занятии в теме «Познание». Сознание как специфически человеческое явление, выражающее сущность человека относится к группе антропологических проблем и будет рассмотрено нами в теме «Человек». И, наконец, место и роль сознания в объяснении социальных процессов – одна из проблем социальной философии и также будет рассмотрена нами в соответствующей теме курса «Философии».

Итак, в этой теме мы коснемся онтологического аспекта философских проблем сознания. Сущность сознания определить совсем непросто. Определить понятие, как известно, означает подвести его под более широкую категорию. Такой категории для сознания не существует, человеку не с чем сопоставить это понятие, поскольку сознание – та непосредственная реальность, за пределы которой он не в состоянии выйти. Кроме того, содержание сознания составляет большое количество разнородных явлений – от проявлений интуиции и слабо осознаваемых человеком структур психики до ясно осознаваемого логически выверенного оперирования абстрактными понятиями. Выявить в непосредственно данных в наблюдении феноменах сознания некое единство, общность структуры, его сущность – задача не из легких. Этим объясняется множество философских теорий сознания, объясняющих сущность данного феномена.

Готовясь к занятию, студенту необходимо разобраться в сильных и слабых сторонах целого спектра теорий, предлагающих различное соотношение материального и идеального в структуре сознания: от физикализма до солипсизма; а также уделить внимание анализу и классификации теорий, описывающих соотношение физических и психических явлений в области сознания (психофизическая проблема). Также вопросы семинарского занятия ориентируют на рассмотрение других проблем онтологии сознания: его происхождение, структура и функции, сущность сознательных феноменов и их отличие от бессознательного, выражение сознания (мышления) через язык и речь.

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1.

1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии? Почему А. Шопенгауэр называл сознание «загвоздкой Вселенной»?

2. В чем заключается сущность души (сознания) по мнению античных философов? Как во взглядах Платона и Аристотеля проявляются предпосылки материализма и идеализма в трактовке сознания? В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом?

3. Как средневековые представления о раздвоенности души (Августин Блаженный) получили продолжение в современной формулировке психофизиологической проблемы? Поясните, в чем суть психофизиологической проблемы. Какие основные решения этой проблемы предлагались в философии?

4. В чем заключается субстанциальная концепция сознания (Р. Декарт – душа как мыслящая субстанция)?

5. Что такое солипсизм? Какие философские концепции сознания можно назвать солипсистскими?

6.    Охарактеризуйте основные стратегии изучения сознания (самонаблюдение; изучение феноменов, в которых проявляется сознание (язык, орудия труда, творчество, деятельность и др.); исследование физиологических, кибернетических, биологических, социокультурных и иных предпосылок сознания; анализ высказываний о ментальных состояниях.

К вопросу 2.

1. Каковы биологические и социальные предпосылки возникновения сознания?

2. Назовите крупнейшие структурные компоненты сознания. Что такое рефлексия? Какова роль рефлексии в структуре сознания?

3. Что может служить условием тождества личности (память, тело, сознание)?

4. Согласно функционалистской теории, сознание есть набор функций. Какие функции закрепляются за сознанием в этой теории? Какие аргументы приводятся критиками данной теории?

5. Что такое отражение? Присуще ли сознание только человеку? Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения? В чем состоит специфика отражения в неживой природе, в растительном и животном мире?

6. Как Вы считаете, существуют ли предпосылки мыслительной деятельности в форме «врожденных идей» (Р. Декарт) или сознание изначально – «чистая доска» (Дж.Локк)?

7. Прочитайте текст и поясните, почему Декарт считает свободу воли первичным врожденным понятием? Как связаны «врожденные идеи» и «принцип сомнения» Декарта?

«Нам присуща свобода воли (libertas voluntatis), и мы по собственному своему выбору можем со многим соглашаться либо не соглашаться; положение это настолько ясно, что его следует отнести к нашим первичным и наиболее общим врожденным понятиям. Это было вполне ясно и несколько выше, когда мы, пытаясь во всем усомниться, дошли до того, что вообразили, будто некий могущественнейший наш создатель пытается нас всеми способами обмануть; тем не менее мы при этом ощущали в себе такую свободу, что сумели воздержаться от веры в те вещи, кои не представлялись вполне достоверными и исследованными. Но ведь ничто не может быть более само собой разумеющимся, чем вещи, не представляющиеся сомнительными при таком отношении к ним. Что же до воли, то область ее действия чрезвычайно обширна (что, несомненно, согласуется с ее природой), и высшим совершенством человека является свобода волений; таким образом, он в некотором особом смысле хозяин своих поступков и сообразно с ними заслуживает хвалы. Ведь автоматы нельзя хвалить за то, что они аккуратно выполняют все движения, к которым предназначены, ибо они выполняют их так в силу необходимости; однако хвалят создавшего их мастера за то, что он сработал их с такой точностью, ибо он создал их не в силу необходимости, а по произволу. На том же основании мы, безусловно, заслуживаем большего одобрения, когда избираем для себя истину, поскольку делаем это добровольно, а не в силу необходимости.». (Декарт Р. Первоначала философии)

К вопросу 3:

1. Что такое идеальное?

2. В чем состоит специфика идеального и каковы его функции в жизнедеятельности общества и человека?

3. Можно ли моделировать сознание? Приведите примеры критики современных теорий искусственного интеллекта.

К вопросу 4:

1. Какова роль психоанализа в развитии философии сознания? Что такое бессознательное? Каковы функции бессознательного в системе психики?

2. Какова, по З. Фрейду, структура психики человека? Какое место отводится в ней бессознательному? Что оно собой представляет?

3. Что такое “коллективное бессознательное” (К.Г. Юнг)?

4. Почему в психике человека возникают некрофильские и садистские тенденции (Э. Фромм)? Как этого избежать?

5. Что такое «общественное сознание», и в каких общественных явлениях оно находит свое воплощение? По каким законам происходит изменение общественного сознания?

6. Возможно ли сознание без самосознания?

К вопросу 5:

1 Как связаны сознание и речь?

2 Каковы роль и функции языка и речи для понимания сознания и интерсубъективности? Можем ли мы знать «чужое» сознание?

3 Охарактеризуйте гипотезу лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Приведите примеры аргументов «за» и «против».

4 Охарактеризуйте язык как систему знаков.

5 Как интерпретируется знаковая деятельность субъекта в семиотике Ч. Пирса?

Литература

К вопросу 1:

1. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т.2. С.169-180.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006. С.350-353.

3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С.3-18.

4. Грязнов А.Ф. Загадка сознания. http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_08/1999_8_08.htm (дата обращения 30.09.2019)

5. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения. СПб., 2006. С.132-185.

К вопросу 2:

1. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т.2. С.169-180.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006. С.361-366.

3. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992. С. 249-268.

4. Жданов Г. Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11. С. 97-104.

К вопросу 3:

1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 43-56.

2. Остин Дж. Чужое сознание // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. С. 48-95.

3. Григорян Г.П. Л. Витгенштейн и П. Стросон о проблеме чужих сознаний // Историко-философский ежегодник. 1986. С.191-207.

4. Патнэм Х. Сознание и машины // Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С.23-53.

К вопросу 4:

1. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т.2. С.169-180.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006. С.353-361.

3. Фрейд З. Я и Оно. Режим доступа: https://psychoanalysis.pro/1115/freud-ya-i-ono-1923/3. Дата обращения 27.09.2019.

4. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. С. 194-199.

К вопросу 5:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006. С.370-376.

2. Сепир Э. Коммуникации // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: «Прогресс», «Универс», 1993. С. 209-216.

3. Григорян Г.П. Философия сознания Л.Витгенштейна: Проблемы интерпретации // Современная аналитическая философия. Вып.3. М., 1991. С.46-77.

4. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. №3(7). С. 88-95.

Темы докладов и рефератов

1. Можно ли мыслить без помощи языка?

2. Идея интенциональной природы сознания в философии Э. Гуссерля.

3. Сознание как текст в постмодернистской философии

4. Лингво-прагматическая концепция сознания в философии Л. Витгенштейна.

5. Критика искусственного интеллекта

6. Как разрешить психофизическую проблему

7. Методы исследования сознания

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. С.37‑111.

К теме 2.

1. Мотрошилова Н. В. Анализ «предметностей» сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / Отв. ред. Т.А. Кузьмина. М.: Наука, 1989. С. 63-98.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Избранные работы. М., 2005. С.241-282.

К теме 3.

1. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Изд. "Гнозис", 1995. 192 с.

2. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму // Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2001. С.5 -142.

К теме 4.

Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч.1. С.22-195.

К теме 5.

Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М.: Прогресс, 2010. С. 310-331.

К теме 6.

1. Бунге М. Несостоятельность психофизического дуализма // Философские науки. 1979. №2. С. 88-97.

2.  Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. №8. С.101-112.

3. Прист Ст. Как разрешить проблему «сознание – тело».

http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_08/1999_8_09.htm (дата обращения 30.09.2019)

К теме 7.

1. Султанова Э. Феноменология как метод исследования сознания.

http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2001/2001_03.htm (дата обращения 30.09.2019)

2. Юлина Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания.http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=397&Itemid=52 (дата обращения 30.09.2019)

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1.Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) волей; б) рефлексом; в) сознанием; г) эмоциями

2. Назовите основные категории философии сознания (более одного правильного ответа):

а) рефлексия; б) бессознательное; в) действительность; г) «я»; д) материя

3. Назовите крайнюю форму субъективного идеализма, представители которого придерживались принципа: «В мире нет ничего, кроме моих ощущений»

4. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:

а) физиологическое; б) реальное; в) идеальное; г) активное

5. В философии сознание как высшую форму отражения определял:

а) Ленин; б) Фихте; в) Шеллинг; г) Бердяев

Базовый уровень освоения темы:

1. В современной философии идея интенциональности сознания получила свое развитие в трудах следующих философов (более одного правильного ответа):

а) Э. Гуссерль б) П. Рикёр в) Л. Витгенштейн г) Ф. Брентано д) Д. Сёрл

2. Заполните все строки таблицы:

Концепция Представители Подход к проблеме
Объективный идеализм   - сознание – первичная субстанция; оно возникла до и независимо от человека; - рассмотрение сознания в отрыве от природы и личности
  - Дж. Беркли, Д. Юм - Э. Мах,  Р. Авенариус - сознание индивида – единственная достоверная реальность; - материальный мир – порождение человеческого сознания; форма человеческого опыта; - солипсизм (крайняя степень) предполагает, что реально существует только человек и его сознание (“Весь мир – комплекс моих ощущений” Дж.Беркли)
Умеренный материализм - Демокрит - Л. Фейербах - К. Маркс, - Ф. Энгельс, - В. Ленин - сознание – способность высокоорганизованной материи отражать ……….; - материалистическая теория …….; - сознание, мысль реальны, но представляют собой не объективную реальность, а ……….
Физикализм   - сознания как самостоятельной субстанции не существует; - сознание – порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук (“Мысли – это особый вид тонкой материи. Как печень вырабатывает желчь, так и мозг вырабатывает мысли”)
  - Р. Декарт - одновременное существование двух равноправных субстанций – духовной и материальной

 

Повышенный уровень освоения темы:

Подготовьте эссе на одну из следующих тем:

1. «Ни одну проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она была создана». Альберт Эйнштейн

2. «Как же душа (сознание) прикрепляется к телу?» Аристотель

3. «Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание» Альбер Камю


 

 

ЗАНЯТИЕ 4: « ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »

Основные понятия: гносеология, познание, субъект, объект, предмет познания, истина, агностицизм, скептицизм

План занятия

  1. Проблема познаваемости мира. Границы человеческого познания.

2. Структура познания. Субъект, объект, предмет познания. Принцип активности субъекта. Формы познания: чувственное и рациональное в познании.

3. Истина как цель познания. Основные подходы к определению истины. Критерии истинности.

Методические рекомендации

Проблема познания является важнейшей как в философии, так и в науке. Изучение этой темы осуществляется после философской онтологии (2 и 3 занятия), что связано с тем, что решение проблем познания напрямую зависит от решения проблем бытия.

1. Очень важно различать философский подход к познанию и узконаучный: наука нацелена на нахождение точных ответов на такие вопросы, как «Откуда появилась жизнь на Земле», «Как возникла Вселенная», «Каково строение вещества» и т.п., а философская теория познания (гносеология) решает те проблемы, которые являются вечными: «Познаваем ли мир», «В каких формах осуществляется познание», «Что есть истина» и др. Гносеология выступает как методология науки.

2. С позиции современной философии познание понимается не как простое созерцание, а как деятельность, в которой человек не может быть неактивным. Каждая деятельность имеет структуру, компоненты ее следующие: цель, средства, результат и др.).

3. Философский подход к пониманию истины предполагает, что истина – это важнейшая характеристика знания, это процесс, а также цель познавательной деятельности. Истина – это характеристика не реальности, а наших знаний о ней. Существование разных подходов к пониманию истины (классическая теория, когерентная, прагматическая, конвенциональная) связано со сложностью данного явления.

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

1. Когда появились первые исследования в сфере теории познания (имена, школы)?

2. Какие проблемы философской теории познания можно выделить?

3. В чем состоит и как решается проблема познаваемости мира?

К вопросу 2:

1. Что представляет собой познавательная деятельность? Какова ее структура?

2. Что означает позиция: «без субъекта нет объекта»?

3. Что представляют собой формы познания?

4. Прочитайте отрывок из текста Д. Юма «Исследование о человеческом познании» (глава 2 «О происхождении идей»). Какие формы познания описывает философ и какие их особенности можно выделить на основе текста?

«Всякий охотно согласится с тем, что существует значительное различие между восприятиями (perceptions) ума, когда кто-нибудь, например, испытывает боль от чрезмерного жара или удовольствие от умеренной теплоты и когда он затем вызывает в своей памяти это ощущение или предвосхищает (anticipates) его в воображении. Эти способности могут отображать, или копировать, восприятия наших чувств, но они никогда не могут вполне достигнуть силы и живости первичного ощущения. Даже когда они действуют с наивысшей силой, мы, самое большее, говорим, что они представляют (represent) свой объект столь живо, что мы почти ощущаем или видим его, но, если только ум не поражен недугом или помешательством, они никогда не могут достигнуть такой степени живости, чтобы совершенно уничтожить различие между указанными восприятиями. Как бы ни были блестящи краски поэзии, она никогда не нарисует нам природу так, чтобы мы приняли описание за настоящий пейзаж. Самая живая мысль все же уступает самому слабому ощущению»...

К вопросу 3:

1. Назовите и опишите теории истины.

2. Какие существуют критерии истинности знания?

3. Возможны ли абсолютные истины? Приведите примеры.

Литература

К вопросу 1:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 66-68.

2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. "Философия и социальные коммуникации". Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 06: Познание как объект философии.

3. История философской мысли: учеб. пособие / Е. А. Мезенцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 181-183.

К вопросу 2:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 59-64, 64-66.

2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. "Философия и социальные коммуникации". Омск: ОмГТУ, 2014. лекция 07: Формы познания.

К вопросу 3:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 69-74.

2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. "Философия и социальные коммуникации". Омск: ОмГТУ, 2014. лекция 08: Философское учение об истине.

Темы докладов и рефератов

1. Релятивизм и его разновидности (2, 5).

2. Проблема соотношения веры и знания (3, 4).

3. Истина и наука (1, 6).

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

1. Левин Г. Д. О трех видах релятивизма // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 70–82.

2. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 35–54.

К теме 2.

1. Лекторский В. А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 14–20.

2. Микешина Л. А. Философия познания. Проблема эпистемологии гуманитарного знания. М., Наука, 2008. С. 153-174. Режим доступа: http://ideashistory.org.ru/pdfs/lamphpozn.pdf (дата обращения: 16.09.2019).

К теме 3.

1. Касавин И. Т. Истина // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2 (Е–М). С. 169–172. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1304.html (дата обращения: 16.09.2019).

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., Политиздат, 1977. С. 51-63. Режим доступа: https://www.logic-books.info/sites/default/files/chudinov.pdf (дата обращения: 16.09.2019).

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: