double arrow

Контрольные функции органов казначейства в процессе санкционировании расходов на ФАИП


 

В целях совершенствования управления бюджетными средствами и усиления контроля за исполнением федерального бюджета, распорядители ассигнований, финансируемые из федерального бюджета с 01.01.1998 г. переведены на обслуживание через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

В связи с поставленными перед органами федерального казначейства задачами по организации предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета и создания единой централизованной системы финансирования, было принято решение о переводе распорядителей получателей средств федерального бюджета на осуществление кассовых расходов с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства.

Полномочия органов федерального казначейства при осуществлении процедуры санкционирования расходов федерального бюджета установлены БК статьей 226, согласно которой органы федерального казначейства вправе совершать расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия представленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов.




Перечень документов, подлежащих представлению заказчиками-застройщиками в органы казначейства для осуществления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, указан в пункте 32 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 №714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 №339):

договоры между государственными заказчиками и заказчиками-застройщиками о передаче исполнения части функций государственного заказчика заказчику-застройщику (в случае такой передачи);

государственные контракты на выполнение работ (услуг) для федеральных государственных нужд на весь период строительства, а также на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, иные договоры на выполнение работ (услуг), неразрывно связанных со строящимися объектами, в которых указываются объемы и стоимость подлежащих выполнению работ (услуг), затраты и порядок их оплаты, размер и порядок финансирования строительства, ответственность сторон по обеспечению выполнения обязательств, сведения о распределении на конкурсной основе средств федерального бюджета либо данные, подтверждающие право размещения заказа у единственного источника, а также договоры об осуществлении строительного контроля на стройке или объекте, заключенные с организацией, выигравшей конкурс (при необходимости);

положительные сводные заключения на проектную документацию, подготовленные в установленном порядке, и документы об утверждении проектной документации (приказ, распоряжение);



справка о стоимости выполненных работ (услуг), а также о произведенных затратах, акты сдачи-приемки выполненных работ (услуг) по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.

Учитывая, что Федеральное казначейство было создано, в том числе, для контроля за расходованием средств бюджета, следует отметить, что важнейшее место при ведении лицевых счетов занимает текущий контроль за целевым использованием средств, который осуществляется в момент непосредственно предшествующий расходованию средств с лицевых счетов. Расход может производиться только после признания расчетно-денежных документов правильными и расхода правомерным.

Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на государственные капитальные вложения, осуществляется органами государственной власти РФ в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ. По требованию указанных органов государственные заказчики и (или) заказчики-застройщики предъявляют:

сводные сметные расчеты стоимости строительства;

документы об утверждении проектной документации;

копию лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области строительства, если наличие такой лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным;

справки о направлении собственных, заемных и других средств на финансирование строек и объектов (при долевом финансировании);



титульные списки вновь начинаемых строек и объектов в очередном финансовом году, титульные списки переходящих строек и объектов на очередной финансовый год;

документы по учету выполненных работ (услуг) и понесенных затрат в капитальном строительстве по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики;

другие документы в соответствии с законодательством РФ.

Кассовый расход федерального бюджета по оплате работ по капитальному и текущему ремонту, выполняемых по договорам подряда и хозяйственным способом, санкционируется органом федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 56 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом МФ РФ от 31.12.2002 г. №142н.

Оформленные получателем средств, платежные поручения (см. приложение 7) принимает уполномоченный руководителем органа Федерального казначейства работник. Принятие к исполнению расчетно-денежных документов производиться территориальным органом Федерального казначейства после проверки правильности оформления предоставленных документов в соответствии с нормативными документами Банка России и МФ РФ и проверки правомерности операции.

Кроме того, ответственным исполнителем органа Федерального казначейства проверяется наличие остатка доведенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных с начала финансового года объемов финансирования с учетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых расходов в текущем финансовом году. При этом с 01 января 2005 года остатки лимитов бюджетных обязательств проверяются по соответствующим показателям бюджетной классификации РФ, а доведенные расходными расписаниями объемы финансирования проверяются на не превышение общего остатка по лицевому счету с учетом кассовых расходов и восстановленных платежей. Это происходит потому, что с начала 2005 года объемы финансирования, в отличие от лимитов бюджетных обязательств, доводятся расходными расписаниями общей суммой, без разбивки по статьям бюджетной классификации.

Кроме всего вышеперечисленного, уполномоченный руководителем работник органа Федерального казначейства проверяет соответствие подписей имеющимся образцам в карточке получателя средств, правильность указанных банковских реквизитов органа Федерального казначейства, соответствие показателей бюджетной классификации РФ, указанных в платежном поручении, содержанию производимой операции.

Таким образом, санкционирование расходов (полученных лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств) - одна из важнейших задач бюджетного учета. Процедура санкционирования расходов действует как своеобразный гарант недопущения нецелевых расходов, нежелательной кредиторской задолженности и инструмент планирования и своевременной корректировки смет доходов и расходов.

Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа, если:

форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам;

показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;

суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

получателем средств нарушены требования, установленные Инструкции №142;

приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.

После завершения проверки поступивших платежных поручений на втором экземпляре платежного поручения уполномоченный работник органа Федерального казначейства, проводивший проверку, проставляет штамп «Проверено», дату приемки платежного поручения к исполнению и свою подпись. Принятое к исполнению платежное поручение передается в соответствующий отдел органа Федерального казначейства с одновременной передачей в необходимом количестве экземпляров платежных поручений.

В соответствии со статьей 226 БК РФ должностные лица Федерального казначейства несут ответственность за:

превышение сроков процедуры подтверждения денежных обязательств (не более трех дней с момента представления);

неподтверждение принятых денежных обязательств при отсутствии обстоятельств, предусмотренных бюджетным законодательством (несоответствие денежных обязательств Бюджетному кодексу Российской Федерации, закону о федеральном бюджете, лимитам бюджетных обязательств, утвержденной смете доходов и расходов, а также блокировке расходов);

подтверждение принятых денежных обязательств и совершение разрешительной надписи при наличии указанных выше обстоятельств.

В письме Федерального казначейства от 06.02.2006 №42-7.1-15/5.1-50 «О полномочиях органов Федерального казначейства по проведению предварительного контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд» отмечено, что согласно статье 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета;

наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, органы федерального казначейства при осуществлении предварительного и текущего контроля должны руководствоваться при оплате работ за счет средств федерального бюджета по капитальному строительству, по капитальному и текущему ремонту - пунктом 32 Постановления Правительства от 11.10.2001 г. №714 и пунктом 56 Инструкции, утвержденной приказом МФ РФ от 31.12.2002 г. №142н.

Ответственность за целевое и эффективное использование средств федерального бюджета в соответствии с БК РФ несут главные распорядители и получатели средств федерального бюджета, а также государственные заказчики-застройщики.









Сейчас читают про: