Порядок формирования перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирование за счет средств федерального бюджета

 

Формирование и финансирование целевых федеральных программ - одна из составляющих бюджетной работы, один из важнейших аспектов реализации бюджетной политики. Государственная поддержка путём финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики РФ, решение важнейших социально-экономических проблем, которые невозможно полностью осуществить за счёт иных источников оказывается государственным заказчикам за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели на соответствующий год в федеральном бюджете и выделяемых на безвозвратной основе.

Федеральные целевые программы (далее - ФЦП) и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует РФ, - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении РФ. Финансирование ФЦП осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов и внебюджетных источников. Формирование и реализация таких программ - прерогатива федерального центра, согласно Конституции ответственность за планированием и исполнением федеральных программ лежит на Правительстве РФ.

ФЦП обязательно проходят правовую и экономическую экспертизы, финансовые показатели также находятся под постоянным контролем Правительства. Как инструмент государственной региональной экономической политики, ФЦП появились в начале 1990-х годов.

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:

• отбор проблем для программной разработки;

принятиерешения о разработке целевой программы иее формирование;

• экспертиза и оценка целевой программы;

• утверждение целевойпрограммы;

• управление реализациейцелевой программы;

• контроль заходом ее выполнения.

Подготовка и разработка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы осуществляются по решению Правительства РФ и финансируются за счет средств, предусмотренных в разделе «Прочие статьи» федерального бюджета.

Утвержденные целевые программы реализуются за счет:

• средств федерального бюджета;

• привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников;

• средствбюджетов субъектов Федерации.

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее - ФАИП), являющаяся составной частью федерального бюджета на очередной финансовый год, определяет объемы расходов на государственные капитальные вложения, в том числе в форме субсидий и субвенций, предусматриваемые на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм), ведомственных целевых программ (далее - программная часть), а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы (подпрограммы), на основании предложений, одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ (далее - непрограммная часть).

Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством финансов РФ с привлечением государственных заказчиков в сроки, устанавливаемые Правительством РФ для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляет в Правительство РФ предложения по перечню федеральных имежгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, иобъемам их финансирования.

С этой целью государственные заказчики целевых программ с учетом хода их реализации в текущем году, проведения с исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд уточняют объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ и МФ РФ.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ и МФ РФ направляют в Министерство экономического развития и торговли РФ свои предложения о размерах государственной поддержки в очередном финансовом году научных исследований, опытно-конструкторских работ и прочих текущих расходов для реализации целевых программ.

При подготовке перечня федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год. Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством промышленности, науки и технологии РФ, МФ РФ на основе проектов бюджетных заявок ( см. приложение 5), представленных государственными заказчиками целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов Федерации, возможностей федерального бюджета определяет государственную поддержку целевых программ по объемам централизованных капитальных вложений, расходам на научные исследования и опытно-конструкторские работы, прочим текущим расходам. Бюджетные заявки на финансирование федеральных целевых программ проходят следующий путь (см. рисунок 3.1.1):

 

Рисунок 3.1.1. Схема прохождения бюджетных заявок на финансирование федеральных целевых программ

 

Перечень федеральных имежгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждениев Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигновании для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР ипрочих затрат. Например, в федеральном законе о федеральном бюджете на 2007 год по федеральной целевой программе «промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» составляет 4 341 581,0 тысяч рублей (или 0,85%). Для сравнения, в 2006 году, на эту программу в федеральном бюджете было запланировано 3 923 100,0тысяч рублей (или 0,97%). В отделении по Всеволожскому району УФК по Ленинградской области в 2006 году по данной программе был произведен кассовый расход на сумму 4 400 400,00 рублей по КБК 388 0411 1005403 213 310.

В пояснительной записке к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ сказано следующее:

В полном объеме будет обеспечена реализация федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП.

Указанные расходы являются частью расходов федерального бюджета, обеспечивающей инвестиционную и инновационную деятельность, направленную на реализацию стратегических целей развития страны.

Формирование указанных расходов на 2008-2010 годы осуществляется согласно бюджетной стратегии, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию РФ при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Расходы инвестиционного характера (без учета расходов по национальным проектам), направляемые на реализацию федеральных целевых программ, непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы, на государственную поддержку малого предпринимательства предусмотрены в объеме: 2008 год - 862,9 млрд. рублей, 2009 год - 921,3 млрд. рублей, 2010 год - 682,0 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 67%, 78% и 31%, соответственно.

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году - 668,7 млрд. рублей, в 2009 году - 723,9 млрд. рублей, в 2010 году - 500,8 млрд. рублей, что в 1,6, 1,8 и 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2006 года соответственно.

При этом, в целях необходимости досрочного завершения Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» объем ассигнований на 2008 год увеличен на 78,8 млрд. рублей, на 2009 год на 76,8 млрд. рублей против показателей паспорта указанной программы с соответствующим уменьшением объемов ассигнований из федерального бюджета в 2010 году на 155,6 млрд. рублей. С 2010 года планируется реализация новой программы, направленной на развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. Объемы ассигнований из федерального бюджета на финансирование новой программы будут определены после ее утверждения.

Так, предлагаются к финансированию в 2008 году 51 федеральная целевая программа, в 2009 - 50 программ, в 2010 - 48 программ. Из указанных программ 13 проходят корректировку и 8 вновь разрабатываются.

Вновь разрабатываемые федеральные целевые программы связаны с развитием в социально-экономическом и этнокультурном отношении российских немцев, развитием инфраструктуры наноиндустрии, обеспечением экономического роста регионов юга России, обеспечением ядерной и радиационной безопасности, развитием социальной инфраструктуры космодрома «Плесецк», электронной компонентной базы. Ассигнования из федерального бюджета на их реализацию учтены в проектировках федерального бюджета на 2008-2010 годы в объемах: на 2008 год - 47,5 млрд. рублей, на 2009 год - 56,5 млрд. рублей, на 2010 год - 64,2 млрд. рублей. Распределение между соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета указанных объемов по новым программам будет осуществлено после их утверждения.

В рамках федеральных целевых программ планируется осуществлять: создание условий для ускорения социального развития, в том числе, развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, улучшения демографической ситуации; развитие агропромышленного комплекса; строительство и модернизацию стратегически важных для страны объектов транспорта; решение вопросов ядерной и радиационной безопасности, развития электронной компонентной базы, инфраструктуры космодромов, содействие переходу экономики на инновационный путь развития на основе создания национальной инновационной системы, развитие науки и высоких технологий; укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил РФ, развития пограничной и таможенной инфраструктуры; реформу судебной системы; улучшение экологической обстановки, создание условий безопасной жизнедеятельности и др.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений по федеральным целевым программам и решение отдельных социально-значимых для экономики страны проблем вне рамок указанных программ включены в установленном порядке в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2008-2010 годы.

Объем ассигнований на непрограммные инвестиции в основные фонды составляет: в 2008 году - 190,7 млрд. рублей, в 2009 - 193,4 млрд. рублей, в 2010 - 176,9 млрд. рублей, что в 1,6, 1,6 и 1,5 раза соответственно превышает уровень 2006 года.

Государственные капитальные вложения сосредоточатся в основном на:

· строительстве и реконструкции объектов образования для обеспечения условий удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

· строительстве и реконструкции объектов здравоохранения в целях повышения доступности населению медицинской, в том числе высокотехнологичной помощи, снижения предотвратимой смертности и повышения рождаемости;

· строительстве и реконструкции особо ценных объектов культурного наследия России в целях формирования единого культурного пространства, создания условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создания условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс и обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям;

· строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, основной целью которых является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные национальные интересы страны;

· развитии фундаментальной науки и укреплении материально-технической базы науки и техники в целях развития национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России;

· строительстве объектов спецкомплекса, обеспечивающих обороноспособность и национальную безопасность страны;

· реконструкции объектов федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

· обеспечение служебным и постоянным жильем военнослужащих.

Стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности и в собственности акционерных обществ, будут финансироваться по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с отраслевой принадлежностью.

Финансирование строек и объектов государственной собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, включенных в ФАИП на 2008-2010 годы, будет осуществляться в порядке межбюджетных отношений в пределах средств по разделу «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

 

Функциональная структура расходов 2006 год (отчет) 2007 год (Закон)

2008 год

2009 год

2010 год

      Проект % к 2007 г. Проект % к 2007 г. Проект % к 2007 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Расходы инвестиционного характера

-всего, в том числе: - ФЦП - непрограммные инвестиции - малый бизнес 516,7 393,4 120,8 2,5 688,9 495,8 189,7 3,5 862,9 668,7 190,7 3,5 125,2 134,9 100,5 100,0 921,3 723,9 193,4 4,0 133,7 146,0 102,0 114,3 682,0 500,8 176,9 4,3 99,0 101,0 93,3 122,9

Расходы инвестиционного характера (без учета расходов по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»

всего, в том числе: - ФЦП - непрограммные инвестиции - малый бизнес 355,1 231,8 120,8 2,5 507,3 314,1 189,7 3,5 615,4 421,2 190,7 3,5 121,3 134,1 100,5 100,0 661,2 463,8 193,4 4,0 130,3 147,7 102,0 114,3 682,0 500,8 176,9 4,3 134,4 159,4 93,3 122,9

Общегосударственные вопросы

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 15,5 5,2 10,3 35,6 16,1 19,5 34,1 18,1 16,0 95,8 112,4 82,1 35,8 21,0 14,8 100,6 130,4 75,9 34,3 22,9 11,4 96,3 142,2 58,5

Национальная оборона

-всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 71,2 52,3 18,9 80,5 61,8 18,7 95,6 69,7 25,9 118,8 112,8 138,5 97,9 74,5 23,4 121,6 120,5 125,1 97,9 73,3 24,6 121,6 118,6 131,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 35,2 19,9 15,3 32,4 15,7 16,7 50,6 20,4 30,2 156,2 129,3 180,8 54,4 22,1 32,3 167,9 140,8 193,4 54,5 26,3 28,2 168,2 167,5 168,9

Национальная экономика

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 76,4 65,7 10,7 137,9 109,6 28,3 188,9 169,0 19,9 137,0 154,2 70,3 216,5 207,8 8,7 157,0 189,6 30,7 233,8 227,3 6,5 169,5 207,4 23,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 39,3 6,2 33,1 41,3 7,7 33,6 45,8 6,0 39,8 110,9 77,9 118,5 66,4 4,5 61,9 160,8 58,4 184,2 64,5 3,4 61,1 156,2 44,1 181,8

Охрана окружающей среды

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 0,39 0,3 0,09 0,4 0,2 0,2 0,39 0,3 0,09 97,5 150,0 45,0 0,26 0,2 0,06 65,0 100,0 30,0 0,24 0,2 0,04 60,0 100,0 20,0

Образование

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 13,9 9,4 4,5 22,0 13,2 8,8 23,1 11,8 11,3 105,0 89,4 128,4 24,2 12,8 11,4 110,0 97,0 129,5 20,3 12,5 7,8 92,3 94,7 88,6

Культура, кинематография и средства массовой информации

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 13,6 12,3 1,3 14,7 12,0 2,7 17,5 14,5 3,0 119,0 120,8 111,1 13,3 10,7  2,6 90,5 89,2 96,3 8,9 7,1 1,8 60,5 59,2 66,6

Здравоохранение и спорт

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 15,2 8,3 6,9 42,1 10,5 31,6 28,5 12,1 16,4 67,7 115,2 51,9 30,0 11,6 18,4 71,3 110,5 58,2 29,5 10,5 19,0 70,1 100,0 60,1

Социальная политика

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции 10,4 10,4 0,0 2,1 2,1 0,0 2,6 2,6 0,0 123,8 123,8 0,0 2,9 2,9 0,0 138,1 138,1 0,0 3,5 3,5 0,0 166,7 166,7 0,0

Межбюджетные трансферты

всего, в том числе: - ФЦП непрограммные инвестиции малый бизнес 63,9 41,8 19,6 2,5 78,8 35,5 39,8 3,5 80,9 49,3 28,1 3,5 102,7 138,9 70,6 100,0 63,2 39,4 19,8 4,0 80,2 111,0 49,7 114,3 71,7 50,9 16,5 4,3 91,0 143,4 41,5 122,9
Новые ФЦП     47,5   56,5   64,2  
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»  161,6  181,6  247,4  136,2  260,1  143,2  0,0  0,0

 

В соответствии с Постановлением Правительства от 11 октября 2001 г. №714 «Об утверждении положения «О формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 №339), федеральная адресная инвестиционная программа, являющаяся составной частью федерального бюджета на очередной финансовый год, определяет объемы расходов на государственные капитальные вложения, в том числе в форме субсидий и субвенций, предусматриваемые на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм), ведомственных целевых программ (далее - программная часть), а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы (подпрограммы), на основании предложений, одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ (далее - непрограммная часть).

Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, утверждаемый Правительством РФ, предусматривает распределение объема государственных капитальных вложений, выделенных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, по конкретным стройкам и объектам (далее - перечень).

В перечень включаются стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. В него могут быть включены также стройки и объекты, находящиеся в собственности негосударственных коммерческих организаций, а также стройки и объекты, находящиеся в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

По стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности и включенным в непрограммную часть перечня, средства федерального бюджета предоставляются бюджету другого уровня в форме субсидий.

В перечень включаются стройки и объекты, выполнение работ на которых осуществляется подрядным способом.

По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе наочередной финансовый год. Финансирование открывается после заключения заказчиками государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Федерации.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными и утвержденными программой государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Федерации для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров). Государственный контрактопределяет права иобязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает государственным заказчиком контроль за ходом работ по выполнению государственного контракта.

Государственные заказчики целевой программы сообщают в МФ РФ и Министерство экономического развития иторговли РФ о заключенных государственных контрактах (договорах) со всеми участниками реализации программ по их финансированию из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Федерации.

Государственный заказчик целевой программы с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты попрограммным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.

При необходимости государственный заказчик вносит предложения в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство финансов РФ о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Министерство экономического развития и торговли РФ по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий РФ и МФ РФ подготавливает заключение о продлении срока реализации целевой программы или нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в Правительство РФ для принятия решения.

Подготовка продленной целевой программы, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых подпрограмм иих утверждение осуществляются в порядке, установленномдля разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Корректировка обязательств российскойстороны по межгосударственным целевым программам, в осуществлении которых участвует РФ, проводится совместно с заказчиками других стран.

Государственный комитет РФ по статистике совместно с государственным заказчиком целевых программ организует ведение ежеквартальной статистической отчетности пореализации утвержденных федеральных и межгосударственных целевых программ по перечню показателей, согласованных с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Министерство экономического развития иторговли РФ с участием МФ РФ государственных заказчиков целевых программ, заинтересованных органов государственной власти иорганов власти субъектов Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых наих реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов Федерации, конечные результаты программы.

По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство РФ о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.

Государственные заказчики программ направляют:

• в Министерство экономического развития иторговли РФ статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения возложенных на министерство функций;

• ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли РФ иМФ РФ, а в части целевых программ, которые содержат разделы НИОКР гражданского назначения, - в Министерство промышленности, науки и технологийРФ - доклады о ходе работ по программам иэффективности использования финансовых средств. Министерство экономического развития иторговли РФ с участием МФ РФ, Министерства промышленности, науки итехнологий РФ, государственных заказчиков программ и органов исполнительной власти субъектов Федерации до 1 марта каждого года подготавливают и представляют в Правительство РФ доклад за отчетныйгод о ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Россия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: