Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Рас­пределение полномочий в области охраны труда между федераль­ными органами исполнительной власти осуществляется Правитель­ством РФ.

Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региона­льным, предприятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» управление охраной труда осущест­вляется органами исполнительной и законодательной власти, а так­же Министерством труда и социального развития Российской Феде­рации (Минтрудом России). Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в терри­ториальных подразделениях Минтруда России.

Местная администрация в соответствии обеспечива­ет соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормати­вов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшим органом управления безопасностью труда являются служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.

В организациях по инициативе работодателя или работников создаются  комиссии по охране труда, в состав которых входят представители работодателя и профессиональных союзов. Комиссия по охране труда организует со­вместные действия работодателя и работников по обеспечению тре­бований охраны труда, предупреждению производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование рабо­тников о результатах указанных проверок, сбор предложений по ох­ране труда.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью тру­да является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный кон­троль.

С развитием рыночной экономики и соответствующих ей трудо­вых отношений стала очевидной необходимость передачи функций надзора и контроля в руки государства.

  Указом Президента РФ от 4 мая 1994 года №850 «О государ­ственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о труде и охране труда» государственное управле­ние охраной труда возлагается на Федеральный орган исполнительной власти по труду, то есть на Министерство труда и социального развития Российской Феде­рации (Минтрудом России) и органы исполни­тельной власти по труду субъектов Российской Федерации в лице Фе­деральной инспекции труда (Рострудинспекции) и подведомственных ей инспекций труда согласно административному делению страны.

В состав Федеральной инспекции труда входят государственная правовая инспекция и государственная инспекция по охране труда.

Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:

· беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установлен­ного образца, посещать в любое время суток предприятия в целях осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране труда;

· налагать в установленном законодательством порядке штраф на руководителей, и других ответственных работни­ков предприятий, виновных в нарушении законов о труде и охране труда;

· предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответ­ственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственные инспекторы по охране труда вправе:

· приостанавливать работу отдельных производственных подраз­делений и оборудования при выявлении нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

· отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном поряд­ке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструк­ций по охране труда.

Решения государственных правовых инспекторов труда и госу­дарственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке.

Руководителем Рострудинспекции является первый заместитель министра труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Президентом Российской Федера­ции.

Кроме Федеральной инспекции труда в Российской Федерации функционируют государственные службы, дополняющие друг друга в деятельности по безопасности труда. К ним относятся:

· Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных механизмов, сосудов под давлением;

· Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Мини­стерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор)   контролирующий санитарно-гигиенические условия труда на промышленных объектах, в сельском хозяйстве, в торговле и на транспорте;

· Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации, осуществляющая контроль за условиями труда на промышленных и других про­изводственных объектах;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасно­сти (Госатомнадзор), контролирующий состояние радиационной безопасности на промышленных объектах, производящих, применяю­щих или утилизирующих источники радиоактивного излучения;

· Пожарный надзор России (Госпожнадзор), контролирующий условия хранения и использования на промышленных предприятиях горючих, легко вос­пламеняющихся и взрывчатых химических веществ;

· Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор) контролирующий проведе­ние мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание элек­трических и теплоиспользующих установок;

· Госстандарт Российской Федерации, осуществляет государственную политику в об­ласти стандартизации и метрологии по безопасности труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприя­тиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небо­льшой численности работников) — инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанно­стей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

 В целях организации и осуществления профсоюзами контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охра­ны труда и окружающей среды, Исполнитель­ный комитет Генерального Совета ФНПР утвердил «Положение отехнической инспекции труда ФНПР (профсоюзов)».

Техническая инспекция труда независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве, экологической безопасности. Она осуществляет свою деятельность в тесном контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды, правитель­ственными органами.

Основным документом, устанавливающим и регулирующим об­щественный контроль за охраной труда являются «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», от 8 апреля 1994 года №30.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за состоянием охраны труда.

Выборы уполномоченных на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Не рекомендуется избирать уполно­моченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Основными задачами уполномоченных являются: содействие соз­данию на предприятии здоровых и безопасных условий труда, осуществление контроля за состоянием охра­ны труда на предприятии и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охра­ны труда; представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, свя­занных с применением законодательства об охране труда, выполнени­ем работодателем обязательств, установленных коллективными дого­ворами или соглашениями по охране труда. 

В целях усиления контроля за проведением мероприятий, направленных на снижение травматизма и улучшение условий труда, на предприятиях внедряется трёхступенчатый контроль за состоянием охраны труда.

Ежедневно мастер или бригадир совместно с общественным инспектором проверяет состояние рабочих мест, исправность оборудования и защитных приспособлений. При обнаружении недостатков немедленно принимаются меры по их устранению. Если устранить неисправность своими силами не возможно, то выявленные нарушения записываются в журнал трёхступенчатого контроля.

Еженедельно начальник цеха совместно со старшим общественным инспектором проводят детальную проверку состояния охраны труда в цехе, принимают решения по замечаниям, сделанным мастером, контролируют выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при предыдущих проверках.Результаты   проверки начальник цеха записывает в тот же журнал.

Ежемесячно главный инженер и инженер по охране труда проверяют состояние охраны труда в целом по предприятию, контролируют устранение недостатков, выявленных на первой и второй ступенях проверки. Результаты проверки оформляются приказом по предприятию.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, ком­плексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного про­изводственного участка, при этом контролируются на соответст­вие требованиям безопасности все виды оборудования, технологи­ческих процессов, средств коллективной и индивидуальной защи­ты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: