Возникновение понятия универсальные учебные действия связано с изменением парадигмы образования: от оценки знаний, умений и навыков к развитию личности учеников. Формирование УУД является надежным способом повышения качества образования.
Универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в образовательную деятельность школы с 2009 года. Концепция развития универсальных образовательных действий решается на основе системно - деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанова.
Как отмечает А. Г. Асмолов, универсальные образовательные действия (далее - УУД) в широком смысле означают способность к обучению, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. "Умение учиться" является значимым фактором повышения эффективности развития у студентов предметных знаний, умений и навыков, образа мира и ценностно-смысловых основ личностно-нравственного выбора. [2, с. 27]
|
|
В узком смысле УУД - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих независимую оценку новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
По мнению А. В. Федотовой, это " обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся - как в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее направление ценностно – смысловой и эксплуатационных характеристик.
Методисты выделяют следующие функции универсальных учебных действий:
- предоставление возможности учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к ее непрерывному образованию;
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: постановка целей, планирование, прогнозирование, мониторинг, оценка, саморегулирование.
Познавательные универсальные действия включают: общеобразовательные, логические, самостоятельные, отбор, поиск информации, структурирование знаний.
|
|
Остановимся подробнее на коммуникативных универсальных образовательных действиях А. Г. Асмолов сопереживает тому, что коммуникативные действия обеспечивают социальную конкуренцию и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия включают:
- планирование учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопроса
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликта - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных путей разрешения конфликта, принятие решений и их реализация;
- управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность в соответствии с предметом и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормальной - возрастного развития личной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.
Итак, рассмотрены понятие универсальных учебных действий и выяснено, что существуют различные функции и виды универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Более подробно рассмотрены коммуникативные универсальные образовательные действия и выяснено, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учитывают позицию других людей.
Универсальные образовательные действия могут быть сформулированы только в новых условиях образовательной деятельности. В связи с этим возникла необходимость более детального изучения возрастных особенностей развития коммуникативной универсальной образовательной деятельности.