Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников

Формирование коммуникативных УУД это наисложнейший процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Важнейшим источником и способом развития навыков коммуникации у детей является художественная литература. В художественное развитие входит не только литература, но и изобразительное искусство, музыка, а так, же театр.

В рамках определенной темы, рассмотрим театрально-игровую деятельность, направленную на развитие коммуникативных УУД младших школьников. Педагоги часто недооценивают театрализованную деятельность. Поэтому ее использование в образовательном процессе редко используется. А ведь она раскрывает огромные возможности для развития речи детей и, в частности, коммуникативных навыков и умений.

Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм.

Основные элементы театрализованного творчества детей определил Л. С. Выгодский:

- его ценность заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: «ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом»;

- участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;

- использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию: «...гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества»;

- организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получая удовольствие.

Один из главных видов деятельности человека - общение. Самый эффективный способ решения задач социально-художественного развития, а так же развития навыков коммуникации - это коллективная форма работы со школьниками.

Существует несколько форм включения театральной деятельности в образовательный процесс.  Основные из них:

1. Театральная деятельность на уроке;

2. Театр во внеурочной деятельности.

В первом случае включенная театральная деятельность предполагает:

- углубление знаний детей о театре;

- изучение детьми истории театра;

- разработку и реализацию постановок;

-использование специальных упражнений, направленных на развитие познавательных интересов младших школьников;

-использование упражнений на развитие некоторых элементов творческой работы;

- собственно, развитие коммуникационных навыков.

Однако у данной формы работы имеется яркий недостаток - это ограничение по времени, а так же непонятность критериев для оценивания результативности работы учеников на уроке.

Вторая форма работы - внеурочная деятельность. Это форма является наиболее распространенной при включении театрализованной деятельности в образовательный процесс. Это достигается тем, что она находится на некотором отдалении от обычного учебного процесса и предполагает мероприятия, более продолжительные по времени, которые организует учитель после уроков.

Существует несколько видов и направлений внеурочной театрализованной деятельности:

- игровая деятельность; (игры, нацеленные на формирование воображения, фантазии, дикции, артикуляции, этюды, игры на доверие)

- познавательная деятельность; (ознакомление с терминологией театра, осуществление исследований на различные темы в рамках театрализованной деятельности);

- проблемно-ценностное общение (работа над спектаклем, назначение ролей);

- художественное творчество (подготовка декораций, костюмов);

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность во время выходов с готовой постановкой в другие ОУ).

Значимую роль в течение организации театрализованной деятельности в образовательном учреждении играет учитель.

Вовлекая учащихся в театрализованные игры, учитель помогает вырабатыванию у них коммуникативных навыков, формированию умения расширять общественные контакты, проявлять свои эмоции, а так же творческие способности.

Широкий формирующий потенциал театрально-игровой деятельности содержится:

- в коллективности работы;

- в деталях игровой деятельности;

- в потребности творить коллективное дело и общаться;

- в потребности стимулировать познавательные возможности;

- в самостоятельности предпочтения и организации личной роли в игре.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию:

- монологической и диалогической речи;

- разнообразных приемов общения с ровесниками;

- психофизических возможностей (мимики, пантомимики);

- адекватного межличностного общения;

- позиции ребенка к себе (самооценка);

- мастерства отождествлять себя с всевозможными образами;

- эмоционально – личностной сферы;

- эмпатии.

Театрально-игровая деятельность активизирует формирование реальных внутренних мотивов, каковые естественно включают мотивацию успешности, продвижения вперед. Чтобы исполнить роль, ребенок должен применять выразительные средства, такие как мимика, жесты, телодвижения, исполненная выразительной лексикой и интонацией речь. Метод театрализации включает в себя разнообразные приемы.

Чтобы процесс адаптации к новым условиям, которые предлагают некие рамки, прошел для первоклассников наиболее спокойно и безболезненно, применяется прием персонификации - включение в урок определенного героя.

Во время урока помощниками учителя могут выступать знакомые (а иногда и не совсем знакомые) герои книг, мультфильмов. Они предлагают детям порассуждать, поспорить, найти выход из ситуации, становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное воздействие на ребенка. Сначала роли этих героев играют ребята постарше, а потом учитель подключает более подготовленных детей из класса - а это опережающее домашнее задание, индивидуальный подход, работа с одаренными детьми.

Данный прием направлен на формирование следующих предметных компетенций, как осмысленность и выбор произведений для самостоятельного прочтения или чтения с родителями. Более того, этот прием на уроке позволяет снять психологический барьер между учителем-учеником, сделать трудное и непонятное интересным и понятным, повышает мотивацию к чтению, позволяет выявить индивидуальные способности каждого ребенка.

Следующий прием - это прием ролевого прочтения текста. Данный прием направлен на формирование следующих компетенций: предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Для того, чтобы сделать этот прием более интересным можно использовать следующие игры: игра "Выбери себе роль" (традиционное чтение по ролям, только дети берут в руки атрибут или надевают на голову шапочки и игра становится оживленней); игра "Кто я?" (работая над текстом, каждый ребенок выбирает себе определенного героя и представляет себя, вживаясь в роль при помощи разного темпа, тембра, интонации); игра "Диктофон" (ребенок принимает на себя роль диктора, ведущего, остальные дети записывают выразительное чтение стихотворения или отрывка из произведения и пересылают учителю на электронную почту. Педагог прослушивает их дома, а в классе предлагает выслушать лучших. А также тех, у кого получилось не очень хорошо, чтобы дать ребятам рекомендации. Во-первых, учитель успевает всех оценить; во-вторых, видит, как работают над текстом (орфоэпия мышление, ударения, паузы, логопедические проблемы); в третьих, повышается мотивация; кукольный театр, который помимо всего прочего, развивает мелкую моторику рук; сценически -игровые упражнения.

Необходимо проводить серьезную работу именно над пересказом текста, работы над изложением. И сценически игровой прием очень важен. После прочтения текста, необходимо предлагать показать все то, о чем говорится в произведении, жестами, мимикой, позами. Дети довольно легко с этим справляются, а соответственно, не будут испытывать трудностей при пересказе или в изложении. Более того, этот прием позволяет эмоционально принять позицию каждого действующего героя и научить ребят правильному нравственному выбору.

Еще один прием - инсценировка. Этот прием можно использовать на уроках литературы, а также на уроках русского языка, когда проходит работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок. Каждой группе можно предложить придумать, чем закончится или как можно продолжить рассказ. Более того, сыграть мини-спектакль в классе. Таким образом, происходит обучение сочинению.

Все эти приемы можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ну, и конечно, наиболее интересным и для учителя, и для детей является драматизация-постановка произведений на сцене.

У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках помогает заинтересовать ученика, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Когда дети играют, то не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В классе даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. С этой целью необходимо наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры нравятся больше, какие меньше. Оказалось, что большее предпочтение дети отдают играм-предложениям, играм-загадкам, сюжетным играм, играм – путешествиям, играм делового

(экологического) характера.

На первом этапе (1-2 класс) можно включать в работу сюжетные игры, которые направлены на то, чтобы раскрепостить ученика. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Форма игры может быть массовой. Уже в 3-4 классах можно использовать игры делового характера, когда ученики выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих какие – либо проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Игры – путешествия, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием, их устными сообщениями, переживаниями. Игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

Таким образом, театрально-игровая деятельность оказывает содействие формированию коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста. Посредством театрализованных игр активизируется и улучшается словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи улучшается диалогическая речь. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед надобностью ясно, четко, понятно изъясняться. Дети обучаются взаимодействию друг с другом, адекватному реагированию на критику и советы собеседника, устанавливать компромисс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: