Разработка и реализация комплекса занятий по формированию универсальных учебных действий младших школьников

Формирующий эксперимент проводился с 26 сентября 2019 г. по 5 февраля 2020 г. На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса в школе.

Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса».

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • структурировать методы обучения и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
  • разработать и реализовать комплекс заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках были структурированы приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

В таблице 4 систематизированы методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Таблица 4.

Методы обучения Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников
Метод работы в парах Умение донести свою мысль до напарника
Метод сотрудничества Умение согласовывать свои действия с активностью партнеров
Метод работы в малых группах Умение распределять обязанности в группах
Метод «Дискуссия» Умение излагать сои мысли и прислушиваться к доводам оппонента
Метод «Наблюдение и фиксирование результатов. Поиск информации» Умение исследовать, задавать вопросы, ставить задачи
Метод подражания Умение чувствовать взаимную общность
Метод «Мозговых штурмов» Умение продолжить и развить мысль одноклассника
Метод дидактических игр Умение общаться в игровой ситуации
Метод «Уроки общения» Сознательное обучение общению

 

Рассмотрим более подробно некоторые методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Проектно-исследовательский метод формирует следующие коммуникативные умения: публичное выступление в разных аудиториях, ответы на вопросы оппонентов.

Метод подражания – дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение.

Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

В таблице 5 систематизированы приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, используемые на уроках.

Таблица 5

Приемы Коммуникативные УУД младших школьников
Прием «Вертушка» Умение работать в малой группе разного уровня развития
Приём «Пила» Умение принимать решение сообща
Прием  «Зигзаг» Умение отстаивать свою точку зрения
Приём «Индивидуальная работа в команде» Умение оказать помощь, выполняя собственное задание
Приём  «Командно-игровая деятельность» Умения работать в команде и соревноваться
Приём «Учимся вместе» Взаимное обучение

Более подробно некоторые приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий представлены в приложении.

Для проведения формирующего эксперимента на основе выявленных методов и приёмов в соответствии с «примерными программами по учебным предметам» и на основе рабочей программы были разработаны и реализованы комплекс заданий по предметам начальной школы. В разработанный комплекс заданий были включены методы обучения и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса.

Цель данной программы формирования коммуникативных универсальных учебных действий: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В целом разработанный комплекс заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий был положительно принят учащимися: ребята учились с интересом, активно выполняли задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, с удовольствием выполняли групповые и парные задания.

Все приобретённые в урочной деятельности коммуникативные действия учащиеся применяют во внеурочной деятельности. Третьеклассники с удовольствием участвуют в кукольных спектаклях, мини-постановках, которые представляют потом на классных и школьных мероприятиях. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на школьников..

Вот некоторые игры, используемые на занятиях театральной деятельности:

Игры-приветствия “Продолжи фразу…”:

“Солнышко в подарок”. Учитель просит продолжить фразу, передавая игрушку–солнышко друг другу: “Я дарю тебе солнышко, чтобы …”.

Игра “33 картинки”.

Дети и ведущий сидят в кругу на стульях или полу. Ведущий перемешивает карточки с картинками. Каждый ребенок по очереди берет одну картинку (карточки перевернуты изнаночной стороной). Ведущий тоже берет из стопки карточку и начинает рассказ, например: “Жила-была на дереве ворона. И был у этой вороны зонтик...”. Следующий ребенок должен продолжить историю, используя свою картинку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: