Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся

На третьем этапе 12, 13, 14, 15 февраля 2020 года был проведен контрольный эксперимент. Его цель – выявить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся. Задачами контрольного эксперимента стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов. Также на этом этапе обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и положений.

1. 12 февраля 2020 года в классе было проведено повторное заполнение опросных листов на выявление потребности в общении. Их анализ представлен на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

Диаграмма показывает, что классе уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий выше: высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в классе составляет 28 %. Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в классе примерно72%. Показатель низкого уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий классе 0%. 

Сравним результаты первичного и итогового опросных листов для 3 класса (диаграмма 6).

Диаграмма 6.

Из диаграммы  очевидно, что наблюдается рост уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса. Количество учащихся с высоким уровнем сформированности коммуникативных УУД составил 28 %, что на 28 % больше, чем при первичном тестировании. Количество учащихся с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий уменьшился на 28 % и составил 0 %. Количество учащихся, имеющих средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, не изменилось и составляет 72 %.

2. 13 февраля 2020 года в классе было проведено повторное тестирование по определению психологической атмосферы в классе.

Сравнительный анализ результатов тестовых заданий в классе представлен на диаграмме 7.

Диаграмма 7.

Из диаграммы мы видим, что в классе наблюдается более здоровая психологическая атмосфера. В 3 классе 14% учащихся отметили высокий уровень психологической атмосферы в классе. 86 % учащихся 3 класса оценивают психологическую атмосферу в классе как находящуюся на среднем уровне. На 14% ниже показатель низкого уровня психологической атмосферы классе.

Сравним показатели психологической атмосферы в классе на констатирующем и контрольном этапах (диаграмма. 8).

Диаграмма 8.

По результатам построения диаграммы, можно сделать вывод, что в сравнении с исходным уровнем психологическая атмосфера классе значительно улучшились: с 0% до 14% увеличилось количество учащихся, которые считают психологическую атмосферу в классе находящейся на высоком уровне. Все остальные учащиеся 3 класса оценивают атмосферу в классе как находящуюся на среднем уровне.

4. 14 февраля 2020 года в 3 классе было организовано повторное выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская). Результаты выполнения задания представлены на диаграмме 9.

Диаграмма 9.

Из диаграммы видно, что по итогам повторного выполнения задания «Совместная сортировка» в классе уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию действий между собой значительно выше и составляет 28% (на 14 % больше) - высокий уровень, 58 % - средний уровень. Лишь 14 %

(1 учащийся) не смог в классе справиться с повторным выполнением задания «Совместная сортировка».

Для более полной оценки эффективности проведения комплекса работ по формированию коммуникативных универсальных учебных действий был проведен сравнительный анализ исходных и итоговых результатов, полученных в классе. Сравним исходные и конечные показатели выполнения учащимися класса задания «Совместная сортировка». Результат представлен на диаграмме 10.

Диаграмма 10.

По полученным результатам, представленным на диаграмме, видно, что уровень коммуникативных универсальных учебных действий учащихся класса значительно вырос в сравнении с первичными результатами: 28 % учащихся справились с заданием  на высоком уровне (на первичном этапе – 14 %), 58 % - на среднем уровне (58% - на констатирующем этапе). Количество учащихся, не справившихся с заданием, уменьшилось с 28% до 14 %, то есть на 14 %.

5. 15 февраля 2020 года в 3 классе было организовано повторное выполнение задания «Осенний букет». Результаты выполнения задания представлены на диаграмме 11.

 

Диаграмма 11.

Из диаграммы видно, что по итогам повторного выполнения задания «Осенний букет» в классе наблюдается более высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по учету разных точек зрения. В классе высокий уровень выполнения задания показали 28 % учеников, средний – 72% учеников.

Для более полной оценки эффективности проведения комплекса работ по формированию коммуникативных универсальных учебных действий был проведен сравнительный анализ исходных и итоговых результатов, полученных в классе. Сравним исходные и конечные показатели выполнения учащимися класса задания «Осенний букет». Результат представлен на диаграмме 12.

Диаграмма 12.

По полученным результатам, представленным на диаграмме, видно, что уровень коммуникативных универсальных учебных действий учащихся класса значительно вырос в сравнении с первичными результатами: на 28 % учащихся больше справились с заданием на высоком уровне, с заданием на среднем уровне – 72%. Количество учащихся, не справившихся с заданием- 0%.

По данным контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся класса значительно повысился.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент, подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что при обучении младших школьников на уроках, если систематически применять комплекс приемов и методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3-х классов по параметрам: согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Следовательно, разработанный комплекс заданий направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий является эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст - это наилучший период энергичного обучения социальному поведению, искусству взаимодействия между детьми различного пола и взрослыми, усвоение коммуникативных и речевых УУД, технологий различения социальных ситуаций. Развитие коммуникативных УУД является одной из значительнейших задач обучения в начальной школе.

Коммуникативные навыки - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их умение правильно строить свое поведение, распоряжаться им в согласовании с задачами общения. Это умение человека взаимодействовать с окружающими людьми, адекватно интерпретировать полученную информацию, а так же правильно ее передавать.

Нужда в общении у младших школьников выдвигается на передний план и вследствие этого устанавливает развитие коммуникативных УУД.

Из числа средств, которые способствуют развитию коммуникативных УУД во времени воспитания ребенка в условиях обучения, именуют театрально-игровую деятельность. Являясь собой часто встречающимся типом детского творчества, театрально-игровая деятельность универсальна. Совмещающая возможности многих видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театрально-игровая деятельность владеет громадной силой влияния на развитие коммуникативных УУД.

Театрально-игровая деятельность обучает улучшать свою личность, искать себя в нынешнем мире, не страшиться трудностей, стараться тянуться к успеху, ощущать восторг от своих свершений и наслаждаться успехами других, сопереживать, общаться и все это проявлять через коммуникативные УУД.

Итак, театрально-игровая деятельность имеет возможность быть орудием формирования  коммуникативных УУД младших школьников.

Кроме того, применение театрально-игровой деятельности оказывает позитивное влияние на развитие детского интеллекта, на сферу чувств, на навык красиво и свободно держаться, на поднятие интереса к обучению в школе. А главное, повышает уровень коммуникативных УУД младших школьников. Все это отражается  на уровне качества обучения.

В театральной деятельности у детей воспитывается и развивается смелость, чувство ответственности перед партнерами и зрителями, чувство коллективизма, вырабатывается любовь к труду. Все это в полной мере развивает коммуникативные УУД.

Была проведена экспериментальная работа, в ходе которой на констатирующем этапе эксперимента проведенной диагностики выявлен уровень развития коммуникативных навыков детей школьного возраста. Результаты диагностики показали, что большинство детей, имеют средний (72%) и низкий (28%) уровень развития коммуникативных навыков.

В рамках экспериментального исследования был проведен формирующий эксперимент с учащимися. На данном этапе эксперимента мы реализовывали вышеуказанные условия. С целью проверки эффективности проведенной работы по развитию коммуникативных навыков был проведен контрольный эксперимент. Здесь использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Качественные и количественный анализ результатов позволил сделать следующие выводы: отмечена положительная динамика изменения уровня развития коммуникативных навыков в сторону уменьшения количества испытуемых с низким уровнем развития коммуникативных навыков составила: с 28% – до 0%; со средним уровнем: с 72% – до 72%; и увеличения количества испытуемых с высоким уровнем: с 0% – до 28%. Эти данные подтверждают эффективность выделенных нами условий.

Таким образом, театрально-игровая деятельность выступает эффективным средством развития коммуникативных УУД детей младшего школьного возраста. Цель исследования достигнута. Задачи решены.

 

 

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: - 2005.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2011.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.

4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.,  2005.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 2011.

6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

7. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация // Начальная школа: плюс-минус. 2008 № 5.

8. Голубева Е.В., Голубева И.В. Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / Начальная школа 2014 № 3 С 23-27.

9. Григорьева М. В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности // Начальная школа 2003 № 10

10. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.

11. Зверева О.Л. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре. - М., 1994.

12. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи - М.,1998.

13. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

14. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование.- Л., 1981.

15. Корчагина Л.Ф. Театрализация на уроках литературного чтения. Начальная школа 2015  №5 С 40-41

16. Кравцова Е. А. Психология и педагогика обучения.  [Электронный ресурс]. режим доступа: http://dropdoc.ru/doc/1207615

17. Лесняк И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников. – М., 2015.

18. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа 2008 №7 С 38-39.

19. Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников. – СПб., 2005.

20.  Мухина В.С, Возрастная психология. Феноменология развития./ М., 2003.

21. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1992.

23. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

24. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.

25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [ Электронный ресурс].- режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: