Спонсорство надо отличать от благотворительности — безвоздмездной передачи средств. В настоящее время благотворительность также стала элементом маркетинговых коммуникаций.
Благотворительные акции позволяют решить аналогичные задачи:
ш создать известность компании;
• сформировать и укрепить ее имидж.
Этот вид маркетинговых коммуникаций в настоящее время развивается очень активно. Так, в течение последних нескольких лет ресторан «Макдональдс» проводит благотворительную акцию, приуроченную ко Всемирному Дню ребенка. В этот день много известных людей —..«звезд» шоу-бизнеса, телеведущих и спортсменов — встают к кассам ресторана и пробуют себя в роли продавцов-кассиров. В акциях участвовали Владислав Третьяк, Юлия Савичева, Анна Семенович, Вилли Токарев и др. Звезды открывают «День благотворительности» торжественной речью. Далее им выдают специальную форму, кепку и фартук со знаком «Макдональдс» и они начинают работу. Это всегда вызывает небывалый ажиотаж среди посетителей. Все деньги, вырученные в этот день, идут в Фонд благотворительности «Рональд Макдональд».
С целью привлечения людей акцию предваряет реклама на телевидении и в печати: «Придя в "Макдональдс" и купив порцию картофеля фри, вы поможете детям!»
Кроме продажи картофеля в ходе благотворительной акции у «звезд» можно купить цветные браслеты и ладошки с надписью «Я помог детям» и получить автограф.
Деньги от акции передаются на нужды больных и нуждающихся детей, инвестируются в детские социальные и оздоровительные программы.
Основные коммуникационные характеристики спонсорства и благотворительности:
ш это синтетические, комплексные средства маркетинговых коммуникаций;
ш благоприятный фон (имя спонсора упоминается- в положительном контексте любимой передачи, любимых спортсменов и т.д.), что значительно повышает эффективность коммуникации;.
Глава 2. Комплекс маркетинговых коммуникаций
ш необходимый коммуникационный эффект достигается часто при затратах, гораздо более низких, чем при использовании только одной рекламы;
т одним из ресурсов, предоставляемых спонсируемому, может быть собственная продукция спонсора (при этом процесс спонсорства может превратиться в демонстрацию преимуществ его товаров или услуг);
ш это технологии, решающие задачи прежде всего в области имиджа и создания известности марки.
2.9. Участие в выставках и ярмарках
В современном бизнесе крайне важным- является персональный контакт компаний и их заказчиков. Прекрасная возможность установить эти контакты предоставляется на выставках и ярмарках. Термины «выставка» и «ярмарка» в настоящее время имеют очень близкое смысловое значение. Различие этих понятий состоит в следующем. Выставка — это прежде всего демонстрация достижений, распространение информации о фирме и ее товарах для обеспечения продаж в дальнейшем. Продажа товаров на выставках осуществляется лишь в отдельных случаях. Ярмарка — это коммерческое мероприятие, на котором заключают торговые сделки, это крупный рынок потребительских и производственных товаров.
В настоящее время и выставки, и ярмарки являются, с одной стороны, демонстрацией новейших идей, и технологий, показом достижений в той или иной сфере, а с другой — местом непосредственных продаж. С точки зрения формирования маркетинговых коммуникаций участие фирмы в ярмарке мало чем отличается от участия в выставке.
Эти мероприятия позволяют решить единый спектр задач:
ш продемонстрировать потенциальным и имеющимся кли
ентам возможности компании и ее продукцию;
ш найти новых покупателей и деловых партнеров;
т заключить договоры о сотрудничестве;
ш создать осведомленность о новом продукте (компании);
т обеспечить непосредственный сбыт продукции;
т сформировать благоприятный имидж компании-
Участие в выставках и ярмарках 53
м собрать информацию о конъюнктурных изменениях, тенденциях развития рынка, изучить передовой опыт;
ш проанализировать предложения конкурирующих компаний и т.д.
Одним из важнейших условий эффективности участия в выставках и ярмарках является их тщательная подготовками прежде всего хорошее рекламно-информационное обеспечение. В связи с этим рассмотрим этот аспект более подробно.
Реклама каждого участника должна проводиться перед от-крытием, во время и даже после окончания мероприятия. На подготовительном этапе до начала мероприятия задача рекламы —. проинформировать целевую аудиторию о предстоящем участии того или иного участника в выставке или ярмарке и заинтересовать ее. Такая реклама предусматривает:
Л! ш публикации в прессе, ориентированной на целевые груп-к" пы посетителей;
ш объявления в наружной рекламе (на перетяжках, щитах, транспорте);
ш сообщения на радио (в виде анонсов, бесед, аудиоспотов);
ш информирование посредством Интернета;
ш рассылку писем с приглашением посетить стенд партнерам и наиболее значимым клиентам, в контактах с кото-г рыми заинтересована компания (появление на выставке очень полезно подкрепить такой рекламой с приложением индивидуальных пригласительных билетов или пропусков), такие приглашения можно рассылать по электронной почте и посредством факсов;
ш рассылку пресс-релизов и приглашений в СМИ (на презентации, пресс-конференции и пр.);
т включение компании в официальный каталог выставки (ярмарки), для чего необходимо своевременно оформить специальную заявку. Купить место под рекламу в выставочном каталоге очень полезно. Тогда в нем будут указаны название компании и номер стенда. Кроме того, появится возможность дать в редакционном разделе каталога краткое описание экспонатов. Во-первых, это поможет привлечь посетителей к стенду во время проведения выставки. Во-вторых, многие посетители выставки долго