показали, что им не слишком доверяют. Многие уверены, что знаменитости рекламируют товары ради денег и сахми никогда ими не пользуются. Кроме того, «звезды» способны затмить собой товар, и его не запомнят.
3. Третья возможность — показ потребителя товара. Во-первых, это может быть интервью или монолог с участием тех «потребителей», кто уже пользуется товаром, испробовал на себе его замечательные качества («типичных убежденных потребителей»). Яркий пример убежденного потребителя — образ «мадам Comet». Во-вторых, можно использовать образы сомневающихся в достоинствах товара. Их могут убеждать эксперты или довольные потребители, как в серии роликов порошка Tide («Вы еще сомневаетесь? Тогда мы идем к вам»).
«Показ товара в естественных условиях». Это показ типичной ситуации использования товара. Как врач прописывает лекарства при определенных симптомах, так и рекламист «прописывает» товар для использования его в какой-либо жизненной ситуации: «Если у вас нет горячей воды, покупайте одноразовую посуду».
С помощью этого приема часто закладывают в подсознание потенциального потребителя соответствующую «инструкцию» на использование рекламируемого товара. Например, употреблять йогурт в офисе между завтраком и обедом (реклама «Легкий голод») или использовать сразу две подушечки Orbit после еды, пить кофе из большой чашки Nescafe. Если целью рекламы является увеличение потребления продукта внутри имеющегося рынка, такой подход очень эффективен.
Этот прием можно использовать при выведении на рынок нового товара, когда стоит задача формирования новых потребительских стереотипов, связанных с использованием товара в определенных ситуациях. Но если речь идет о более или менее известных товарах (стадия роста или зрелости), то подобная реклама становится малоэффективной.
«Показ товара в экстремальной ситуации». Более редкий, но достаточно эффективный прием. Суть его состоит в то*м, что товар, проявивший себя с лучшей стороны в экстремальной ситуации, как бы подтверждает свою безоговорочную пригодность для обычных условий. Например, в ролике мужчина, ведущий автомобиль, видит утят, переходящих ему дорогу, и на-
Основные принципы и методические приемы создания рекламной идеи 237
жимает на тормоза, которые не срабатывают. Водитель в ужасе открывает дверь автомобиля и тормозит ногой. Обувь выдерживает испытание, остается неповрежденной.
«Демонстрация товара в нестандартной, нехарактерной для него ситуации». Это особый, интересный и редко используемый прием. Один из самых выразительных примеров использования этого приема — рекламный ролик, обладатель «Золотого льва» Каннского фестиваля 1997 г. В этом ролике девушка, едущая на велосипеде, пытается избавиться от противного скрипа велосипедной цепи с помощью своего крема для лица. Крем не помогает, цепь продолжает скрипеть. Зато блистательно представлено рекламируемое качество крема — влажный, но не жирный.
«Показ товара в фантастической или сказочной ситуации». Реклама может привлечь внимание, если товар показать в фантастической или сказочной ситуации. Например, в телевизионном ролике парень, опуская монету в автомат, вместе с Pepsi-Cola врывается в водоворот приключений: попадает на дискотеку, на занятия аэробикой и т.д. Слоган рекламной кампании — «Pepsi. Открывай, живи, твори».
В рекламе сыра обыгрывается всем известный сюжет — сказка «Красная шапочка».
В рекламе другого сыра Hochland его едят и люди, и инопланетяне. «А люди бывают?» — спрашивает сын-инопланетянин. «Нет, сынок, это — фантастика», -~ отвечает инопланетянин-отец. Здесь обыгрывается слово «фантастика», ассоциирующееся по замыслу авторов с фантастическим вкусом сыра.
«Использование заььчствованной ситуации». Это еще один эффективный творческий прием, предполагающий использование в рекламе произведений искусства и литературы. В сознании людей произведения искусства и классической литературы ассоциируются с высоким качеством, солидностью компании. И если их использовать в реклахмном объявлении (например, включать в реклахму хорошо известные потребителям фрагменты картин, скульптуры, архитектуры, музыки, поэм и стихов, цитаты и визуальные образы из повестей и романов), то ассоциации, связанные с ними, переносятся на товар.
" Этот прием очень эффективен и потому, что4 дает возможность привлечь внимание к рекламе с помощью знакомых образов.