Вопрос. Партийные системы. Становление российской многопартийности

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Партийные системы и их характеристика:

1. Однопартийные -Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

2. Двухпартийные -Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

3. Многопартийные -Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

· многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями.

· многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте.

· «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

Типы и типология партийныхтсистем:

· Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

· Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

· Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

· Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

· Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

· Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

· эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);

· неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);

· использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

Манифест 17 октября 1905 г. создал условия для формирования в России политических партий. Отражая стремления и чаяния ряда социальных групп, они различались в своих программных установках и, следовательно, в отношении к революции. Партийный политический спектр того времени можно разделить на три крупных лагеря:

1. В первый входили помещичье-правительственные партии — правые и крайне правые: «Союз русского народа», «Союз русских людей», «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», «Народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей». Концептуальные основания их идеологии базировались на крайне негативном отношении к революционным преобразованиям. Они отстаивали идеи незыблемости существующего политического режима, самодержавной власти царя, «единой и неделимой» России.

2. Второй можно охарактеризовать как лагерь буржуазно-либерального направления. Сюда входили конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), «Партия демократических реформ», «Мирного обновления» и некоторые другие. Отражая интересы представителей крупного капитала и демократической интеллигенции, они ратовали за постепенное реформаторское обновление страны на основах демократии и либерализма, в сторону расширения прав и свобод, утверждения принципа разделения властей и развития представительных органов, институтов самоуправления. Отвергая в принципе идею революционной борьбы в пользу мирных средств, они считали возможным использование достижений революции для реализации своих целей.

3. В третий лагерь входили революционно-демократические партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеров). Претендуя на выражение интересов широких народных масс — рабочих и крестьян — они выдвигали гораздо более радикальные требования. Сюда входили: свержение самодержавия, установление республики, раздача земли крестьянам и т.д. В качестве своей конечной цели эсеры и РСДРП видели построение в России социалистического государства. Реализация программы построения социализма, по их мнению, могла быть произведена только посредством революционных преобразований, поэтому именно эти партии целиком поддержали революцию и подталкивали ее развитие по восходящей линии. Следует отметить, что некоторым своеобразием отличалась политика в отношении революции со стороны двух течений в РСДРП — большевиков и меньшевиков. Если первые являлись сторонниками концепции перманентного развития революции, высказав идею перерастания ее из буржуазно-демократической в социалистическую (что отвечало программе-максимум РСДРП), то меньшевики поддерживали лишь буржуазно-демократические преобразования (программа-минимум), считая Россию на данном этапе не готовой к социализму и откладывая социалистическую революцию на необозримое будущее. Именно такое соотношение сил и должно было определить перспективы развития страны после всех преобразований первой русской революции 1905—1907 гг.

В апреле 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы», ставшие прообразом Конституции и закрепившие основные права и свободы. В 1-й Госдуме (апрель—июль 1906), выборы в которую бойкотировали социал-демократы и эсеры, руководящая роль принадлежала кадетам — самой большой партии. Второе место занимали трудовики — возникшая в Думе фракция, выражавшая взгляды левых, прежде всего эсеров. Главным в 1-й Думе стал аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предполагали принудительное отчуждение помещичьей земли.

Во 2-й Госдуме (февраль—июнь 1907 г.) неонародники и социал-демократы получили 43% мест, кадеты, октябристы и другие либералы — 45%. 3 июня 1907 г. Дума была распущена императором. Это не противоречило законодательству, но выпуск Указа об изменении избирательного закона от 3 июля нарушал Основные законы, так как был принят без согласия парламента. Революция закончилась поражением. Новая, 3-я Дума, избранная в 1907 г., во многом послушная властям, проработала полный срок.

Вопрос. Политика и идеология: понятия, функции, проблемы взаимодействия. Основные мировые идеологии: либерализм, неолиберализм. Развитие либерализма в России. Консерватизм, неоконсерватизм. Развитие консерватизма в России. Социализм. Развитие социализма в России.

Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

 

Функции политической идеологии:

· Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

· Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

· Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

· Программно-целевая (целеполагающая ) функция – показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе.

· Компенсаторная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

· Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп.

· Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

· Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

· Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Политика и идеология тесно связаны:

· политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах;

· идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт:

· Во-первых, политика и идеология – это явления сознания.

· Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология – через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти.

Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеологиятеоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией.

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Либерализм (от латинского слова"liberalis" — "свободный") является философским и общественно-политическим течением, провозглашающим незыблемость прав и индивидуальных человеческих свобод.

Либерализм – утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод.

Основные принципы либерализма: индивидуализм, свобода, собственность.
Неолиберализм (от английского слова "neoliberalism") представлен направлением экономической и политической философии, возникшим в 1930-е годы и сформировавшимся как идеология в 1980-е — 1990-е.
Неолиберализм – государственное регулирование рыночной экономикой, социальная помощь нуждающимся.

Неолиберализм, отличаясь от либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое регулирование, рассматривает неограниченную конкуренцию и свободный рынок в форме основного средства по обеспечению прогресса, достижения справедливости в социуме, которые возможны на базе экономического роста, измеряющегося валовым внутренним продуктом.
Появление идей западного либерализма в россии:

По мнению ряда историков, либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, и либерализм прошел три этапа (было три "волны"):

1. Инициируемый "сверху" либерализм. Периоды правления Екатерины II и Александра I. Этот либерализм ещё называют просветительским.

2. "Охранительный" либерализм. После отмены крепостного права 1861 года.

3. "Новый" либерализм, период с 1900 г. до октября 1917 г.

Консерватизм – защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего.

Основные ценности: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть, религия, мораль.

Неоконсерватизм – ограниченное государственное регулирование рыночной экономикой, бесплатные блага только тем, кто в них нуждается.

Основные прин­ци­пы российского консерватизма бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щер­ба­то­вым и Н.М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии (гр. С.С. Ува­ров, Н.Г. Уст­ря­лов и др.), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А.С. Хо­мя­ков, Ю.Ф. Са­ма­рин). С точ­ки зре­ния российских кон­сер­ва­то­ров, са­мо­дер­жав­ная фор­ма прав­ле­ния со­от­вет­ст­во­ва­ла ис­то­рическому свое­об­ра­зию русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм и га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве.

Социализм – направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений.

В России развитие социализма представляло собой довольно сложный и специфический процесс. Социалистические идеи стали проникать в нашу страну в 30-е годы XIX века с Запада. Русская образованная публика знакомилась с трудами известных социалистов-утопистов – Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Сен-Симона. Это подвигало ее к довольно-таки радикальным требованиям. В 1845 году мелкий чиновник МИД России М. В. Буташевич-Петрашевский организовал кружок, участники которого стояли на позициях, близких к социализму. В начале деятельность кружка носила чисто просветительский характер. Затем петрашевцы пришли к мысли о необходимости вооруженного восстания и стали вести соответствующую организационную работу в войсках. В результате кружок оказался разгромлен полицией. Так почти с самого начала своего существования отечественный социализм показал себя врагом русской традиции.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: