Тема 3. Личность в коллективе

 Часть 1. Воспитательный потенциал коллектива

1. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся. Задачи педагога при формировании коллектива.

2. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе.

3. Общественное мнение ученического коллектива и психологические особенности его формирования.

4. Учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе.

5. Психологические барьеры в процессе взаимодействия учащихся, их причины и формы проявления. Смысловой барьер в воспитании.

 6. Общение и межличностные отношения, их связь с воспитанием.

Конфликты среди учащихся.

Рекомендуемая литература:

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 160с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

3. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1.

4. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Изд.центр «Академия, 2003.- 288с.

5. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Минск, 1996.-128с.

6. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»). 

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпресс, 2001.- 432с.

8. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие /В.М.Минияров. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 288с.

9. Пастернак Н.А. Психология воспитания/Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Издательский центр «Академия», 2008. -224с.

10. Психология /Под ред.А.А.Крылова. М.,1998.- С.301-318; 423-441.

11. Практическая психология в образовании /Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание. 1990.

14. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование, 1997. № 1.

15. Психология одаренности детей и подростков /Под ред.Н.С.Лейтеса. М.: Изд.центр «Академия», 1996.

16. Славина Л.С. Трудные дети /Под ред.В.Э.Чудновского. Москва-Воронеж, 1998.

17. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

18. Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам: Психолого-педагогические проблемы. М.: МПУ, 1995.

19. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с. (Серия «Учебники и учебные пособия»).

Микроисследования:

1.Ученик как субъект психологической культуры. Компоненты психологической культуры: психологические знания и умения, компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексивно-оценочный компонент, творческий компонент.

2..Диагностика психологической культуры учащихся (младших школьников, подростков, старшеклассников). – Составить программу диагностики.

3.Диагностика воспитанности и нравственных качеств. Критерии воспитанности.

4. Проблема нежелания учиться в младшем школьном (первоклассников) и подростковом возрасте.

5. Влияние стилей семейного воспитания на формирование социально-психологического типа личности школьника (младшего школьника, подростка, старшеклассника). Типы личности как результат воспитания и развития. Коррекция результатов воспитания (по В.М.Миниярову).

и др.

6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства.

7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства.

8. Психологические особенности ориентации педагогов-предметников на личностную и учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися

9. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей

10. Зависимость межличностных отношений от стиля педагогического общения

11. Влияние самооценки и уровня притязаний на формы агрессивного поведения школьников.

12. Влияние стилей педагогической деятельности на уровень сформированности мотивации

 у старшеклассников (подростков) при изучении русского языка и литературы (иностранного языка).

13. Взаимосвязь успеваемости и типов высшей нервной деятельности учащихся подросткового возраста.

Лабораторные занятия

  МОДУЛЬ II. ПСИХОЛОГИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Тема 1. Психология педагогической деятельности и личности педагога

Часть 1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности

2. Мотивация педагогической деятельности.

2. Психолого-педагогические показатели деятельности школы:

· умственное развитие школьников;

· уровень развития учебной мотивации;

· ценностные ориентации;

· удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами (личностно ориентированная модель образования, т.е. ориентированность на субъектную позицию как педагогов, так и учащихся при организации образовательного процесса; учет мнения участников образовательного процесса о различных его сторонах; содержание обучения; дидактические условия; формы и методы деятельности педагогов и учащихся; анализ и самоанализ результатов обучения и т.п.).

Часть П. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога. Профессиональное развитие и деформации личности педагога

1. Рост агрессии и агрессивности как отражение профессиональной деформации педагогов.

3. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации.

4. Психологическое здоровье учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: