Часть Ш. Психологические аспекты личности педагогов

1. Способности и профессионально важные качества педагога.

2. Стилевые особенности педагогов:

· стили деятельности, связанные с проведением урока (Субботин С.В., 1987; Маркова А.К. и Никонова А.Я., 1987; Звонарева Н.А., 2000);

См .: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

С..118-126.

· ориентация на развитие или результативность учащихся (Аминов Н.А., 1993);

· стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента;

· стили педагогического руководства и их восприятие учащимися. Отношение учащихся к стилям руководства педагогов;

· стили педагогического общения.

3.Типы учителей:

· в зависимости от развитости у учителей профессионально важных качеств и направленности в процессе педагогической деятельности на те или иные цели (Рогов Е.И., 1998);

· по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися (Атаханов Р. и Бобкова М.Г., 2007); и т.п.

Модуль III. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Часть Ш. Психология учебной деятельности

1. Мотивы и мотивация учебной деятельности. Мотивы поступления в школу.

2. Стили учебной деятельности.

МОДУЛЬ IV. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 1. Психологические концепции воспитания личности

1. Изучение школьника как объекта и субъекта воспитания:

- методы изучения личности учащегося;

- методы изучения учащегося как субъекта воспитания и психологические особенности их воздействия на личность воспитуемого.

Тема 2. Воспитание и развитие личности

Часть 1. Психологические основы воспитания

1.Типы личности как результат воспитания и развития школьника (по В.М.Миниярову).

Часть Ш. Психологические особенности «трудных» детей и подростков

1. Агрессивность и агрессивное поведение подростка.

2. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.

3. Первичная диагностика выявления детей «группы риска».

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы учебного курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу.

1. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научных знаний, ее становление и современное состояние.

2. Бихевиористские теории научения (Д.Уотсон, Э.Торндайк, К.Толмен, Б.Ф.Скиннер).

3. Когнитивные теории учения (Дж.Брунер, Д.Норман, Д.Озбел, С.Пайперт и др.).

4. Информационные модели процесса обучения.

5. Деятельностная теория учения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

6. Условия прочного запоминания учебного материала

7. Развивающее обучение по системе В.В.Давыдова, Л.В.Занкова. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения.

8. Проблемное обучение (В.Оконь, М.М.Махмутов, А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская, Т.В.Кудрявцев и др.).

9. Программированное обучение (Б.Ф.Скиннер, Н.Кроудер, Л.Н.Ланда и др.).

10. «Знаково-контекстное» обучение (А.А.Вербицкий), суггестопедическое направление в обучении (Г.К.Лозанов), нейролингвистическое программирование (Р.Бендлер, Дж.Гриндер и др.).

11. Психология обучения и условия его оптимизации в общеобразовательной и профессиональной школе.

12. Общая характеристика учебной деятельности. Внешняя и внутренняя структура учебной деятельности.

13. Мотивы как предмет учебной деятельности. Классификация мотивов учения.

14. Пути и механизмы формирования мотивации учения. Проблема «нежелания учиться.

15. Познавательные интересы учащихся.

16. Особенности учебной деятельности школьников, разных по типу высшей нервной деятельности (ВНД): сильный и слабый типы; по соотношению 1 и П сигнальных систем: художественный, мыслительный, средний типы.

17. Роль типов ВНД и их учет в процессе обучения и воспитания.

18. Психологические основы использования технических средств обучения в учебной деятельности.

19. Понятие «умственное развитие». Критерии умственного развития.

20. Процесс усвоения знаний. Этапы усвоения знаний. Психологические компоненты усвоения знаний.

21. Психологические критерии контроля и оценки знаний.

22. Психологические функции школьной отметки и оценки.

23. Понятие «индивидуальный подход» и «дифференцированный подход» в истории психологической и педагогической науки.

24. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании.

25. Индивидуальный подход к способным и одаренным детям.

26. Индивидуальный подход к неуспевающим и слабоуспевающим школьникам.

27. Психологический анализ причин и предупреждение школьной неуспеваемости.

28. Индивидуальный подход к недисциплинированным школьникам.

29. Индивидуальный подход к агрессивным детям.

30. Интегральные характеристики личности учителя.

31. Профессионально значимые качества личности учителя. Нравственные качества учителя.

32. Профессионально педагогические умения учителя, их формирование и развитие. Критерии качества и методы оценки уровня сформированности педагогических умений. Методы и приемы их совершенствования.

33. Педагогические способности, их структура.

34. Система профессионально-педагогического общения. Этапы и стили педагогического общения.

35. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

36. Психологические основы педагогического такта и его влияние на учебную деятельность и поведение учащихся.

37. Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе.

38. Учитель глазами учеников.

39. Взаимоотношения подростков в семье (Семья глазами ребенка).

40. Подростково-юношеская субкультура и ее влияние на развитие личности.

41. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту.

42. Показатели и критерии воспитанности. Диагностика воспитанности

43. Психологические закономерности развития личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Кольберг, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Э.Эриксон).

44.  Воспитание как процесс формирования сознания, смыслов, системных жизненных целей, ценностных ориентаций, установок, убеждений и норм поведения человека.

45. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы с учащимися. Виды воспитательных воздействий, их влияние на формирование личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: