1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. История становления педагогической психологии.
2. Методы исследования в педагогической психологии. Классификация методов исследования.
3. Традиционное и гуманистическое образование. Образование как система, процесс и результат.
4. Основные направления обучения в современном образовании.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход в педагогическом процессе.
6. Понятие научение, учение и преподавание, их сущность. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.
7. Научение, его сущность. Виды научения. Уровни научения. Научение в подростковом и старшем школьном возрасте.
8. Психологическая сущность и принципы развивающего обучения.
9. Психологическая сущность и принципы программированного обучения.
10. Психологическая сущность, структура и этапы проблемного обучения.
11. Теория учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
12. Мотивы учения, их классификация. Мотивация учебной деятельности в школе.
|
|
13. Психологические функции школьной оценки и отметки.
14. Усвоение учебного материала, его психологическая основа.
15. Умственное развитие и обучаемость. Критерии обучаемости. Обученность.
16. Психологические проблемы воспитания как целенаправленного формирования личности. Основные направления и принципы воспитания.
17. Воспитание как общение, как восприятие и понимание педагогом учащихся. Понимание учащимися педагога.
18. Роль коллектива в развитии и формировании личности.
19. Понятие индивидуального подхода. Индивидуальный подход к детям с разным типом высшей нервной деятельности.
20. Понятие «трудные дети». Индивидуальный подход к «трудным» (неуспевающим, недисциплинированным, неблагополучным, агрессивным, с акцентуацией темперамента и характера и т.п.)
21. Одаренные дети. Индивидуальный подход к одаренным детям.
22. Учет возрастных и индивидуальных особенностей как успешное условие общения педагога с детьми.
23. Основные компоненты профессиональной педагогической деятельности. Психофизиологические предпосылки педагогической деятельности как один из важнейших компонентов.
24. Определение и структура педагогических способностей. Роль способностей в педагогической деятельности.
25. Особенности педагогической деятельности учителя средней и старшей ступени образования.
26. Психологические основы педагогического такта и его влияние на общение и поведение детей.
27. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
28. Психологический климат в группах и коллективе. Межличностные отношения в системе школьного образования.
|
|
29. Психологические основы взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Психологические барьеры в общении педагога с учащимися. Коммуникативные ошибки учителя.
Критерии оценивания ответов студентов на экзамене
· Полнота ответа по существу поставленных вопросов билета.
· Логичность, последовательность и пропорциональность изложения материала.
· Знание понятийно-терминологического аппарата по предмету и умение его применять.
· Умение рассуждать, аргументировать доводы, обобщать, делать выводы и обосновать свою точку зрения.
· Умение применять теоретические знания на практике.
· Умение связать ответ с другими предметами по специальности и с современными проблемами (в т.ч. современной экономикой России).
· Понимание основных проблем курса и путей их решения (для ответа на «отлично» и «хорошо»),
· Полнота ответа на дополнительные вопросы по курсу (для ответа па «отлично» и «хорошо»).
Оценка «отлично» ставится за полное соответствие ответа утвержденным критериям, при этом студентом возможно допустить несколько незначительных ошибок, которые после замечания экзаменатора самостоятельно исправляет студент.
Оценка «хорошо» ставится за ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но при этом допускаются студентом несколько незначительных ошибок.
Необходимыми условиями для выставления оценок «отлично» или «хорошо» является полный ответ на дополнительные вопросы по курсу и понимание основных проблем курса.
Оценка «удовлетворительно» ставится за слабые знания экзаменационного материала, но недостатки в подготовке студента не помешают ему в дальнейшем овладеть знаниями по специальности в целом.
Оценка «неудовлетворительно» ставится за незнание студентом большей части экзаменационного материала, свидетельствует об очень слабом понимании или непонимании предмета и не позволяет ему овладеть знаниями по специальности.
Для заметок: