Вид (степень) умственной отсталости. Значения коэффициента интеллекта (IQ)

Легкая умственная отсталость 40-69 Дети способны ориентироваться в простых практических ситуациях, они овладевают навыками самообслуживания. Мышление у них имеет конкретно-образный характер, доступна фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Как правило, дети трудолюбивы, но малоинициативны, они нуждаются в присмотре и помощи других. (могут работать малярами, плотниками ит.д.)

Умеренная умственная отсталость 35-49 У детей имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса представлений, сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Доступно понимание и произнесение простых слов и элементарных фраз. Формируются простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере обнаруживается переживание обиды, насмешек, общее понимание своих ограничений. В более легких случаях дети могут обучиться элементам чтения, письма, счета, но на это требуется много времени и большое число повторений, однако они не могут или могут очень ограниченно использовать приобретенные навыки. Детям доступен также простой физический труд. Они способны к внешней подражательности движениям и действиям другого человека, поэтому могут освоить действия в быту и по самообслуживанию (подметать пол, мыть посуду).

Тяжелая умственная отсталость 20-34 Люди с тяжелой и умеренной умственной отсталостью нуждаются в присмотре на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте некоторые из них способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора.

Глубокая умственная отсталость ниже 20. Мышление практически отсутствует, речь может представлять собой набор нечленораздельных звуков либо звукокомплексов. В обращенной речи ребенок способен уловить интонацию, но не общий смысл. С детьми возможны лишь самые простые формы невербальной коммуникации.Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями и выражают собственное состояние ребенка, свидетельствуют о его комфорте или дискомфорте.В случае более легких нарушений возможна привязанность к ухаживающим людям, общая ориентировка в пространстве (узнают, где их дом, квартира, где принимают пищу, куда ходят на прогулку и т.п.). Навыки самообслуживания фактически не формируются. Нуждаются в постоянном надзоре.

В противовес взглядам о том, что умственная отсталость предполагает обязательное снижение интеллекта, существует другой подход, представленный Г. Гарднером. При рассмотрении мыслительных способностей человека Г. Гарднер отказывается от понятия коэффициента интеллекта и предлагает многофакторную теорию интеллекта. Эта теория основывается на наблюдениях ученого за детьми с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом, у которых наблюдаются частично сохранные способности. По его мнению, у человека существует несколько автономных видов интеллекта (он описывает, по крайней мере, семь видов интеллекта), среди них: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный (знание о себе) и межличностный (знания о других). Если придерживаться теории Гарднера, то у умственно отсталых людей можно обнаружить необычные музыкальные, художественные или телесные способности, то есть признать у них в некотором смысле даже одаренность. Однако описанные в литературе особые способности страдающих интеллектуальной недостаточностью представляют собой скорее исключение. При этом следует обратить внимание, что при изолированных способностях речь идет скорее о таких, которые приобретены путем механического научения. Речевые способности при соответствующей стимуляции могут также достигать удивительно хорошей выразительности, включая правильное употребление детьми иностранных слов. Но лица, страдающие интеллектуальной недостаточностью, все-таки не обладают возможностями абстрактно-логического мышления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: