Виды дисциплинарных взысканий

 Статья 147. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применено только одна из таких мер взыскания:

1) выговор;

2) увольнение.

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

4. Закон «О государственной службе» (ст. 14) устанавливает такие меры дисциплинарного воздействия как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую дол­жность. В названном Законе они названы именно мерами «дис­циплинарного воздействия», а не взыскания. В Положении о ран­гах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении оче­редного ранга также названа как мера дисциплинарного воздей­ствия. Следовательно, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга или в назначении на должность не являются дисциплинарным взыска­нием.

1. Комментируемая статья, предусматривает применение к ра­ботникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основани­ям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст.40 и п.1 ст.41 КЗоТ

5. Закон «О статусе судей» предусматривает возможность при­менения в отношении судей судов Украины таких взысканий как выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установление специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основание для вывода о том, что нор­мы КЗоТ о дисциплинарной ответственности на судей не распро­страняются.

6. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины устанавлива­ет следующие меры взыскания:

1) выговор;

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности;

4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокура­туры Украины»;

5) увольнение;

6) увольнение с лишением классного чина.

7. Ряд дисциплинарных взысканий установлен Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта. Это: а) выговор; б) лишение машинистов права управления локомоти­вом с предоставлением работы помощника машиниста, а также лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа и свидетельства помощника машиниста локомо­тива с предоставлением работы, не связанной с управлением ло­комотивом и моторно-рельсовым транспортом, на срок до одного года; в) перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев; г) перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев; д) увольнение.

В связи с принятием Конституции Украины, запретившей при­менение принудительного труда (ст.43), следует признать не со­ответствующими Конституции такие меры взыскания как пере­мещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев и перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев. Таков вывод подтверждается и п. 12 Постановления Пленума Вер­ховного Суда Украины «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия».

Что касается лишения права управления (лишения свидетель­ства) с предоставлением другой работы на срок до одного года, то эта меры не связана с принуждением к труду. Предоставление другой работы в таком случае возможно только по просьбе работ­ника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с даль­нейшей невозможностью выполнения работником прежней рабо­ты. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит увольнению с работы по п.2 ст.40 КЗоТ.

 

 

107. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

 Статья 149. Порядок применения дисциплинарных взысканий

К применению дисциплинарного взыскания владелец или уполномоченный им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменные объяснения.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

При избрании вида взыскания владелец или уполномоченный им орган должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предыдущая работа работника.

Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку.

1. До применения дисциплинарного взыскания собственник обязан затребовать от работника, нарушившего трудовую дис­циплину, письменные объяснения. Отсутствие таких объяснений не препятствует применению взыскания, если собственник рас­полагает доказательствами того, что он объяснения затребовал. Обычно таким доказательством является акт, составленный за подписью нескольких лиц в подтверждение отказа работника дать объяснения по существу нарушения трудовой дисциплины.

2. Часть вторая ст. 149 КЗоТ разрешает за одно нарушение тру­довой дисциплины применять одно дисциплинарное взыскание. Это соответствует правилу части первой ст. 61 Конституции, зап­рещающей за одно и то же нарушение дважды привлекать к юри­дической ответственности одного и того же вида. Следовательно, если собственник поторопился за прогул объявить работнику вы­говор, то после раздумий он может уволить работника по пункту 4 ст.40 КЗоТ "только при условии, что предварительно будет от­менен приказ об объявлении работнику выговора. В то же время соответствует закону применение за один и тот же проступок санкций, относящихся к разным видам ответственности. Так, при­влечение к дисциплинарной ответственности (объявление выго­вора) за нарушение правил пожарной безопасности вполне со­вместимо с материальной и административной ответственностью. За тот же проступок работник может быть лишен премии.

3. Части второй комментируемой статьи не противоречит пра­вило части второй ст. 128 Исправительно-трудового кодекса Ук­раинской ССР, которая предусматривает увольнение, в частно­сти, лиц, работающих в учреждениях и органах исполнения на­казаний по трудовому договору, в случае применения к работни­ку повторного дисциплинарного взыскания в течение года за же­стокое обращение с осужденными или совершение действий, уни­жающих их человеческое достоинство. Увольнение в данном слу­чае следует рассматривать не как увольнение по инициативе соб­ственника за нарушение трудовой дисциплины, а как дополни­тельное основание для прекращения трудового договора, уста­новленное ст. 128 ИТК в соответствии со ст. 7 КЗоТ.

4. Часть вторая ст. 149 КЗоТ дает право собственнику выби­рать вид взыскания, однако обязывает его учитывать при этом целый ряд факторов: 1) степень тяжести совершенного проступ­ка. Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что степень тяжести включает форму вины, хотя к вине она и не сводится;

2) причиненный нарушением вред; 3) обстоятельства, при кото­рых совершен проступок; 4) предыдущую работу работника. Ра­ботник вправе обжаловать в суде наложенное на него дисципли­нарное взыскание в виде увольнения, ссылаясь, на то, что соб­ственник не учел перечисленные факторы. Обжаловать же по этим основаниям выговор нельзя, поскольку это самый нестрогий вид взыскания, который собственник вправе применить за любое на­рушение трудовой дисциплины. Обязать собственника при объяв­лении выговора учитывать тяжесть проступка и другие обстоя­тельства означало бы лишить собственника права применять взыс­кание при наличии нарушения.

5. Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сооб­щается работнику под расписку. Срок сообщения Кодексом зако­нов о труде не установлен. Однако действует трехдневный срок для сообщения приказа об объявлении взыскания работнику под расписку, установленный пунктом 31 Типовых правил. Пропуск этого срока означает, что нарушен порядок применения дисцип­линарного взыскания. Это может влечь признание взыскания не имеющим юридической силы, хотя такая позиция четко в судеб­ной практике и научно-практической литературе не высказыва лась.

6. Отказ работника ознакомиться с приказом об объявлении взыскания или удостоверить этот факт своей подписью не колеб­лет юридической силы взыскания, однако отказ должен быть в случае спора в суде доказан. Обычно на практике отказ удостове­ряется актом, составленным с участием очевидцев этого факта. Отказ может доказываться и другими доказательствами, допус­каемыми ст.226 КЗоТ и Гражданским процессуальным кодексом Украины.

 

108. Комиссии по трудовым спорам.

Статья 221. Органы, которые рассматривают трудовые споры

Трудовые споры рассматриваются:

1) комиссиями по трудовым спорам;

2) районными (городскими) судами.

Такой порядок рассмотрения трудовых споров, которые возникают между работником и владельцем или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.

Установленный порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности членов общественных и других объединений граждан по решению органов, что их избрали.

 Статья 223. Организация комиссий по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам выбирается общими собраниями (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.

Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общими собраниями (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не меньше половины ее состава.

Комиссия по трудовым спорам выбирает со своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии.

По решению общих собраний (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии выбираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций.

В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам (предоставления оборудованного помещения, печатной и другой техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и др.) осуществляется владельцем или уполномоченным им органом.

Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации имеет печать установленного образца.

 Статья 224. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, которые возникают на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, отмеченных в статьях 222, 232 этого Кодекса.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации, которое представляет его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с владельцем или уполномоченным им органом.

 Статья 226. Порядок и сроки рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок с дня предоставления заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, который подал заявление, представителей владельца или уполномоченного им органа. Рассмотрение спора при отсутствии работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель профсоюзного органа или за выбором работника другое лицо, в том числе адвокат.

В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается к следующему заседанию. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии этого заявления с рассмотрения, которое не лишает работника права подать заявление снова в пределах трехмесячного срока с дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам проведение технических, бухгалтерских и других проверок, требовать от владельца или уполномоченного им органа необходимы расчеты и документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствуют не меньше двух третей избранных в ее состав членов.

Работник и владелец или уполномоченный им орган имеют право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, что присутствуют на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не берет участия в разрешении вопроса об отводе.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и секретарем.

Статья 227. Порядок принятия решений комиссией по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов ее членов, что присутствуют на заседании.

В решении указываются: полное наименование предприятия, учреждения, организации, фамилия, имя и отчество работника, который обратился в комиссию, или его представителю, дата обращения в комиссию и дата рассмотрения спора, суть спора, фамилии членов комиссии, владельца или представителей уполномоченного им органа; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.

Копии решения комиссии в трехдневный срок вручаются работнику, владельцу или уполномоченному им органу.

 Статья 228. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам

В случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам работник или владелец или уполномоченный им орган могут обжаловать ее решение в суд в десятидневный срок с дня вручения им выписки с протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием отказа в принятии заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может обновить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае когда пропущенный срок не будет обновлен, заявление не рассматривается, и остается в силе решения комиссии по трудовым спорам.

 

109. Компенсация (я думаю компетенция) суда как органа по рассмотрению трудовых споров.

Статья 221. Органы, которые рассматривают трудовые споры

Трудовые споры рассматриваются:

1) комиссиями по трудовым спорам;

2) районными (городскими) судами.

Такой порядок рассмотрения трудовых споров, которые возникают между работником и владельцем или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.

Установленный порядок рассмотрения трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности членов общественных и других объединений граждан по решению органов, что их избрали.

Статья 231. Рассмотрение трудовых споров в районных (городских) судах

В районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) работника или владельца или уполномоченного им органа, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации (подразделения);

2) прокурора, если он считает, что решение комиссии по трудовым спорам противоречит действующему законодательству.

1. Если работник не согласен с решением комиссии по трудо­вым спорам по трудовому спору, он вправе обратиться с иском в суд (ст.228 КЗоТ). Такое же право принадлежит уполномоченно­му профсоюза, членом которого является работник, независимо от того, участвовал или не участвовал он в заседании комиссии по трудовым спорам при рассмотрении трудового спора.

2. Решение комиссии по трудовым спорам вправе обжаловать в суде путем подачи заявления и собственник. Заявление от име­ни юридического лица подписывают только должностные лица, имеющие в соответствии с уставом (положением) юридического лица статус органов юридического лица. В суде полномочия этих лиц проверяются по соответствующим документам. От имени юри­дического лица обжаловать решение комиссии по трудовым спо­рам в суде вправе и другие лица, полномочия которых предус­мотрены надлежаще оформленной доверенностью. При.обраще­нии с заявлением в суд собственника, не согласного с решением комиссии по трудовым спорам, в суде рассматривается дело по иску работника к предприятию со всеми вытекающими отсюда последствиями для определения процессуального положения сто­рон.

3.Хотя в ст. 13 и 118 ГПК Украины содержатся правила, ог­раничивающие возможности обращения прокурора в суд с заяв­лением, все же в ситу ст.231 КЗоТ, формулирующей специаль­ное правило, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением по трудовому спору, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству. Слова «противоречит действую­щему законодательству» не следует понимать таким образом, что прокурор не может обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит соглашениям, кол­лективному или трудовому договору. В силу законодательства ус­ловия соглашений, коллективных и трудовых договоров должны исполняться. Следовательно, решение комиссии по трудовым спо­рам, противоречащее условиям соглашения, коллективного или трудового договора, в конечном счете противоречит законода­тельству. А это дает основание прокурору обратиться в суд с заяв­лением по трудовому спору, разрешенному в комиссии по трудо­вым спорам.

4. Отметим также, что в соответствии со ст. 124 Конституции работник может обратиться в суд и без предварительного обраще­ния в комиссию по трудовым спорам.

 Статья 232. Трудовые споры, которые   подлежат непосредственному рассмотрению в районных (городских) судах

Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не выбираются;

2) работников о возобновлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменения даты и формулировки причины увольнения, оплату за время вынужденного прогула или выполнение нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, указанных в части третьей статье 221 и статьи 222 этого Кодекса;

3) руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отдела и другого отделенного подразделения), его заместителей, главного бухгалтера предприятия, учреждения, организации, его заместителей, а также служебных лиц, таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и служебные лица государственной контрольно-ревизионной службы и органов государственного контроля по ценам; руководящих работников, которые выбираются, утверждаются или назначаются на должности государственными органами, органами местного и регионального самоуправления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан, по вопросам освобождения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложение дисциплинарных взысканий, за исключением споров работников, указанных в части третьей статьи 221 и статьи 222 этого Кодекса;

4) владельца или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;

5) работников в вопросе применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством предварительно был решен владельцем или уполномоченным им органом и профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.

Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются также споры об отказе в принятии на работу:

1) работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;

2) молодых специалистов, которые закончили высшее учебное заведение и в установленном порядке направленные на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

3) беременных женщин, женщин, которые имеют детей возрастом до трех лет или ребенка-инвалида, а одиноких матерей - при наличии ребенка возрастом до четырнадцати лет;

4) выборных работников после окончания срока полномочий;

5) работников, которым предоставлено право обратного принятия на работу;

6) других лиц, с которыми владелец или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор.

1. Споры, перечисленные в ст.232 КЗбТ, не могут рассматри­ваться в комиссиях по трудовым спорам. Если заявление по спо­ру, относящемуся к такой категории подано в комиссию по тру­довым спорам, оно не должно приниматься. Если оно принято, то не должно рассматриваться. А если оно рассматривается, то Комиссия по трудовым спорам не вправе его разрешать, ибо ее решение не будет иметь юридической силы.

 

110. Исполнение решений органов по трудовым спорам.

Статья 229. Срок выполнения решения комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит выполнению владельцем или уполномоченным им органом в трехдневный срок по окончании десяти дней, предусмотренных на его обжалование (статья 228), за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 235 этого Кодекса.

1. В течение трех дней после истечения десятидневного срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам оно должно быть исполнено. Если решение комиссии обжаловано в суд,-оно не подлежит исполнению до вынесения судом решения об оставлении в силе решения комиссии по трудовым спорам и вступ­ления этого решения в законную силу. Решение о восстановлении на работе, принятое комиссией по трудовым спорам в связи с незаконным переводом работника на другую работу, подлежит немедленному исполнению (часть пятая ст.235 КЗоТ).

Статья 230. Порядок выполнения решения комиссии по трудовым спорам

В случае невыполнения владельцем или уполномоченным им органом решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок (статья 229) работнику комиссией по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации выдается удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа.

В удостоверении указываются:

наименование органа, который вынес решение относительно трудового спора, даты его принятия и выдачи удостоверения;

фамилия, имя и отчество работника;

решение по существу спора. Удостоверение заверяется подписью председателя или заместителя председателя комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации и печатью комиссии по трудовым спорам.

Удостоверение не выдается, если работник или владелец или уполномоченный им орган обратился в установленный статьей 228 срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) суд.

На основании удостоверения, предъявленного не позже трехмесячного срока в районный (городской) суд, судебный исполнитель выполняет решение комиссии по трудовым спорам в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, которая выдала удостоверение, может обновить этот срок.

1. Неисполнение собственником решения комиссии по трудо­вым спорам в сроки, установленные ст.229 КЗоТ и частью пятой «ст.235 КЗоТ, каких-либо санкций в отношении собственника не "влечет, но дает право работнику требовать принудительного ис­полнения решения комиссии по трудовым спорам.

2. На следующий день после истечения срока добровольного исполнения решения комиссии по трудовым спорам, если соб­ственник не обжаловал это решение и не исполнил его, работник вправе потребовать выдачи ему удостоверения, которое имеет силу исполнительного документа (является основанием для принуди­тельного исполнения решения комиссии по трудовым спорам). Поскольку удостоверение должно быть подписано председателем или заместителем председателя комиссии по трудовым спорам, к ним и следует обращаться с просьбой о выдаче удостоверения, если только эта работа не поручена кому-либо из работников предприятия в порядке исполнения собственником обязанности по организационно-техническому обеспечению комиссии по тру­довым спорам (часть шестая ст.223 КЗоТ).

3. Удостоверение на принудительное исполнение решения ко­миссии по трудовым спорам должно быть надлежаще оформлено (подписано председателем комиссии по трудовым спорам или его заместителем и скреплено печатью комиссии по трудовым спо­рам). Ненадлежащее оформление удостоверения является основа­нием для отказа судебного исполнителя (председателя соответ­ствующего районного суда) в принудительном исполнении ре­шения комиссии по трудовым спорам.

4. Работник имеет право предъявить удостоверение в суд в течение трех месяцев. Часть четвертая ст.230 КЗоТ не устанавли­вает, с какого дня исчисляется этот трехмесячный срок. Из этой статьи можно сделать вывод о том, что срок для получения ра­ботником удостоверения на право принудительного исполнения решения комиссии по трудовым спорам вообще не установлен, то есть этот срок не ограничен. Что касается трехмесячного срока для предъявления удостоверения к исполнению, то его следует исчислять со дня получения работником в комиссии по трудовым спорам.

5. Если в принудительном исполнении решения комиссии по трудовым спорам суд (судебный исполнитель) работнику отка­зал по мотиву пропуска срока на предъявление удостоверения к исполнению, работник вправе обратиться в комиссию по трудо­вым спорам с заявлением о восстановлении этого срока. Комис­сия вправе восстановить этот срок, если он пропущен по уважи­тельной причине. Если он пропущен без уважительной причины, комиссия отказывает работнику в восстановлении срока. В таком случае решение комиссии по трудовым спорам принудительно не может быть исполнено, но добровольно собственник может его исполнить в любое время.

 

111. Сроки для обращения с заявлениями по трудовым спорам. Исчисление сроков.

 Статья 225. Сроки обращения в комиссии по трудовым спорам и порядок принятия заявлений работника

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок с дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его обновить.

Заявление работника, которое поступило в комиссию, подлежит обязательной регистрации.

2. Срок для обращения в комиссию по трудовым спорам (в суд) за защитой трудовых прав исчисляется со дня, когда работ­ник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если работник не узнал о нарушении права, то течение срока для обращения за защитой права не начиналось. Следовательно, и течь он не может. Так, если собственник вопреки требованию ст. 30 Закона «Об оплате труда» не проинформировал работника о том, как складывается причитающаяся ему к выплате заработная плата, то работник при получении заработной платы может и не узнать, что он частично лишен премии. Он может потребовать соответствующие документы в любое время впоследствии и уз­нать из них о незаконном лишении премии. Со дня, когда работ­ник из соответствующих документов узнал о нарушении его пра­ва, начинается трехмесячный срок для обращения с заявлением о разрешении трудового спора. Нет никаких оснований считать, что работник должен был узнать о нарушении его права на оплату труда в день получения заработной платы, если собственник в письменном виде не сообщил работнику о том, как сложилась причитающаяся работнику к выплате заработная плата. Даже если собственник об этом и соообщил, работник вправе доказывать, что из представленной информации он не мог с учетом его зна­ний узнать о нарушении права, а поэтому он узнал о нарушении его права только после обращения в бухгалтерию с просьбой о соответствущих раъяснениях.

 3. Если заработная плата работнику начислена в соответствии с законодательством, но не получена работником, нарушения права нет. И работник в любое время без ограничения каким-либо сроком может обратиться с требованием о выплате ранее начисленной, но не выплаченной заработной платы. Собственник при этом не вправе ссылаться на то, что он, представляя государ­ственное предприятие, обязан кредиторскую задолженность, по которой истекла исковая давность, перечислить в бюджет (п.63 Положения об организации бухгалтерского учета в Украине). Хотя по аналогии в подобных случаях и возможно вести речь об иско­вой давности, но она при таких условиях не начинала течь. Толь­ко после отказа собственника работнику в выплате ранее начисленной, но не выплаченной заработной платы, начинается тече­ние трехмесячного срока для защиты права.

4. Трудовое право не знает категорий приостановления и пе­рерыва срока, установленного для обращения работника с заяв­лением о защите трудовых прав. В советское время встречались случаи, когда суды к трудовым отношениям субсидиарно приме­няли нормы ст.78 и 79 Гражданского кодекса о приостановлении и перерыве исковой давности. На наш взгляд, такая практика является неоправданной. Если законодатель счел необходимым применение в трудовом праве конструкции восстановления срока на обращение работника с заявлением о защите трудовых прав, он это предусмотрел в части второй ст.225 КЗоТ.

5. Отсутствие в трудовом праве конструкций приостановле­ния и перерыва срока для обращения с заявлением о восстанов­лении срока на обращение с заявлением о защите права означает, что здесь более широко должно толковаться понятие уважитель­ных причин пропуска срока. Таковыми должны безоговорочно признаваться причины, являющиеся в соответствии со ст. 78 Граж­данского кодекса основанием приостановления срока исковой давности. Признание собственником долга перед работником, обе­щание устранить нарушение субъективного трудового права ра­ботника, также может служить основанием восстановления срока для защиты нарушенного субъективного трудового права работ­ника. Естественно, основанием для восстановления срока для об­ращения работника с заявлением о защите нарушенного субъек­тивного трудового права могут быть и любые другие причины, которые правоприменительный орган сочтет уважительными, то есть заслуживающими внимания и уважения с точки зрения об­щественной нравственности.

6. Часть третья ст.225 КЗоТ предусматривает обязательную регистрацию заявлений работников, подаваемых в комиссию по трудовым спорам. Поскольку в силу части шестой ст.223 КЗоТ учет и хранение заявлений работников в комиссию по трудовым спорам должен вести собственник, на него может быть возложена и обязанность приема заявлений. Однако собственник — это сто­рона противостоящая работнику в трудовом споре. Поэтому явля­ется совершенно необходимой выдача работнику, подавшему за­явление в комиссию по трудовым спорам, расписки или иного документа, свидетельствующего о приеме заявления.

Статья 233. Сроки обращения в районный (городской) суд за разрешением трудовых споров

Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд в трехмесячный срок с дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в делах об увольнении - в месячный срок с дня вручения копии приказа об увольнении или с дня выдачи трудовой книжки.

Для обращения владельца или уполномоченного им органа в суд в вопросах взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год с дня выявления причиненного работником ущерба.

Установленный частью второй этой статьи срок применяется и при обращении в суд вышестоящего органа или прокурора.

1. Часть первая ст. 233 КЗоТ подтверждает признание трехме­сячного срока в качестве общего срока для обращения за защитой субъективных трудовых прав работников. Если и ст.225 КЗоТ и ст.233 КЗоТ устанавливают единый срок, а две эти статьи охватывают практически все случаи обращения за защитой субъек­тивных трудовых прав работников, то такой срок и следует счи­тать общим, хотя закон его таковым и не называет.

Естественно, общее правило должно иметь исключения. Ис­ключение устанавливается в ст.233 КЗоТ для споров об увольне­нии. Спор об увольнении — это спор по заявлению о восстанов­лении на работе. Спор об изменении даты и формулировки уволь­нения, об оплате времени вынужденного прогула — это не спор об увольнении. Поэтому при обращении в суд с заявлениями такого рода действует трехмесячный срок. Для обращения с иска­ми о восстановлении на работе установлен (в порядке исключе­ния) месячный срок.

2. Комментируемая статья определяет день, с которого сле­дует исчислять срок для обращения в суд с иском о защите права. Очевидно, законодатель полагает, что для определения этого дня использовать аналогичное правило ст.225 КЗоТ нельзя. Повторял общее правило о том, что срок для обращения исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права, ст.233 КЗоТ конкретизирует это правило примени­тельно к случаю увольнения работника. В этом случае срок исчис­ляется со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Установив альтернативу, законодатель не определил субъекта, который вправе выбрать тот или другой день для начала исчисления срока. Все-таки представляется оп­равданным срок исчислять со дня, когда совершено более раннее действие. Такой вывод обусловлен тем, что исчисление срока со дня вручения копии приказа об увольнении или трудовой книж­ки есть лишь конкретизация общего правила об исчислении сро­ка со дня, когда работник узнал о нарушении его субъективных трудовых прав. Поскольку узнать два раза об одном и том же невозможно, то следует полагать, что при первом же действии собственника (например, вручении трудовой книжки с записью об увольнении) работник и узнал о нарушении права. Если впос­ледствии собственник совершит и второе действие — вручит ра­ботнику копию приказа об увольнении, то к этому моменту ра­ботник уже знает о нарушении его права.

3. Собственник вправе обратиться в суд с иском о взыскании с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации не позднее одного года со дня обнару­жения причиненного ущерба. Этот же срок действует и тогда, когда иск о взыскании материального ущерба предъявляет вышестоящий орган или прокурор (часть четвертая ст. 136 КЗоТ). По­скольку этот срок исчисляется со дня обнаружения, время, про­шедшее до обнаружения, значения для решения вопроса о при­влечении работника к материальной ответственности не имеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: