Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль и их полномочия

Финансовый контроль в РФ: понятие, значение, цели, задачи

Понятие, задачи и принципы аудиторского контроля

Практическое занятие № 2. Решение ситуационных задач - 2

Финансовый контроль - регламентированная нор­мами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своев­ременности и точности финансового планирования, обоснованности и пол­ноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Цели финансового контроля:

1. выявление нецелевого (неправомерного, необоснованного) и неэф­фективного использования денежных средств;

2. соблюдение объектами контроля финансовой дисциплины и закон­ности при совершении финансово-хозяйственных операций с использова­нием денежных средств;

3. проверка наличия и движения имущества и обязательств, исполь­зования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами;

4. выявление резервов улучшения финансовой деятельности;

5. выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомер­ных и неэффективных действий по использованию денежных средств;

6. анализ причин возникновения нарушений в сфере финансовых правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использова­ния денежных средств, низкой результативности расходования денежных средств, выявление резервов по повышению эффективности использова­ния денежных средств;

7. принятие мер по своевременному устранению нарушений, выявлен­ных в ходе осуществления финансового контроля, разработка рекоменда­ций (мероприятий) по их устранению и предупреждению.

Законодательство о финансовом контроле - совокуп­ность нормативных правовых актов, регулирующих финансово-контроль­ные отношения. В настоящее время в России нет единого нормативного правового акта, устанавливающего общие положения о финансовом кон­троле, принципах и порядке его осуществления. К числу наиболее значи­мых в этой сфере нормативных правовых актов следует отнести БК РФ, НК РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и ряд других.

Принципы финансового контроля:

1. соответствие - содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам бюджетной системы России;

2. непрерывность - осуществление контроля на постоянной основе, вклю­чая предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль);

3. гласность - информационная открытость в работе субъектов кон­троля, доведение результатов контрольных мероприятий до заинтересо­ванных органов и организаций, а также общественности.

4. законность - строгое и точное соблюдение действующего законодательства.

5. независимость - формальная и фактическая независимость от органов, осущест­вляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций; наделение контрольно-счетных органов статусом юридического лица;

6. объективность - строгое соответствие действий сотрудников контрольно-счетных ор­ганов принципам служебного поведения государственных и муниципаль­ных служащих, установленным процедурам проведения контроля; беспристрастность и обоснованность выводов по результатам прове­рок, подтверждение их данными, содержащими достоверную и официаль­ную информацию.

7. системность - единство правовых основ функционирования органов внутреннего и внешнего государственного и муниципального финансового контроля; разграничение функций органов внешнего и внутреннего фи­нансового контроля, отсутствие дублирования в выполнении возложенных на них задач, взаимодействие между ними в процессе осуществления кон­троля; планирование деятельности, предусматривающее охват наиболее значимых объектов контроля, а также эффективную реализацию всех форм контроля: предварительного, текущего и последующего; периодичность проведения контроля на одних и тех же объектах, в том числе контроля за устранением ранее выявленных нарушений;

8. ответственность - добросовестное отношение сотрудников контрольно-счетных органов к своим профессиональным обязанностям, обстоятельность в выборе мето­дики контроля, соблюдение установленных стандартов (процедур) при про­ведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, учет всех обстоятельств и факторов при вынесении суждений и оценок; глубокое понимание того, что за ненадлежащее исполнение возло­женных обязанностей каждый сотрудник контрольно-счетного органа не­сет гражданскую, административную, дисциплинарную и иную предусмо­тренную законом ответственность.

9. профессионализм - необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников контрольно-счетных органов, опыт и квалификацию, отвеча­ющие особенностям проверяемой области (объекта) и поставленным за­дачам; установление для специалистов контрольно-счетных органов всех уровней необходимых квалификационных требований, включая мини­мальный образовательный ценз; постоянное профессиональное совершенствование сотрудников кон­трольно-счетных органов, поддержание необходимого уровня знаний пу­тем обучения на курсах повышения квалификации, участия в профессио­нальных семинарах и конференциях, ознакомления с новейшей литерату­рой и т.д.; содействие руководителей контрольно-счетных органов профессио­нальному росту своих сотрудников, создание для этого необходимых условий.

10.   соблюдение профессиональной этики - соответствие поведения сотрудников контрольно-счетных органов как общим требованиям к государственным и муниципальным служащим, так и особым требованиям, обусловленным спецификой деятельности ор­ганов внешнего государственного и муниципального финансового кон­троля; соблюдение сотрудниками контрольно-счетных органов в своей про­фессиональной деятельности принципов, содержащихся в названной выше Декларации.

Законодательство о контрольно-счетных органах закрепляет принципы, на основе которых данные органы осуществляют свою деятель­ность (Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в ст. 4 устанавливает следующие прин­ципы: законность, эффективность, объективность, независимость, открытость и гласность.

Виды финансового контроля:

1.0. в зависимости от времени его проведения:

1.1. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств и осуществляется:

• в целях предупреждения и пресечения финансовых (бюджетных, на­логовых, валютных и др.) нарушений;

• в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и других проектов законов (решений), затрагивающих бюджет­ные, финансовые и имущественные вопросы;

• при подготовке экспертных заключений по проектам законов (реше­ний) о бюджете, проектам долгосрочных целевых программ;

• в других случаях, предусмотренных законом.

1.2. Текущий финансовый контроль осуществляется при про­ведении финансовых операций. Например, текущий контроль, проводимый законодательными (пред­ставительными) органами государственной власти и местного самоуправ­ления, осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполне­ния бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законо­дательного (представительного) органа, оценки ожидаемого исполнения бюджета в текущем финансовом году и прогнозируемых изменений на пла­новый период, и в связи с депутатскими запросами. Текущий контроль осуществляется также:

• за поступлением налоговых и неналоговых доходов бюджета;

• расходованием средств бюджета, в том числе в ходе исполнения дол­госрочных и ведомственных целевых программ;

• использованием привлеченных средств (кредитов, займов) и обслу­живанием государственного и муниципального долга.

1.3. Последующий финансовый контроль осуществляется после соверше­ния финансовой операции по использованию финан­совых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчет­ности.

2.0. в зависимости от сферы контролируемой финансовой де­ятельности:

2.1. Внешний государственный (муниципальный) - контрольная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъек­тов РФ и муниципальных образований.

2.2. Внутренний государственный (муниципальный) - контрольная деятельно­сть Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финан­сового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъ­ектов РФ или муниципальных образований).

2.3. налоговый контроль;

2.4. контроль за эмиссионной деятельностью (включающий в себя бан­ковский контроль и надзор, валютный контроль);

2.5. страховой.

3.0. в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотноше­ний:

3.1. обязательный - про­водится в силу требований законодательства, а также по решению компе­тентных государственных органов или органов местного самоуправления.;

3.2. инициативный - осуществляется по самостоятель­ному решению хозяйствующих субъектов.

4.0. в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осущест­вляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля:

4.1. государственный (на федеральном и на региональном уровнях);

4.1.1. общегосударственный (Президент РФ, Правительство РФ, палаты Федерального Собра­ния РФ, аналогичные органы субъектов РФ)

4.1.2. надведомственный (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъек­тов РФ)

4.1.3. внутриведомственный ( Федеральное казначейство, Росфиннадзор и органы государственного финан­сового контроля субъектов РФ)

4.2. муниципальный - финансовые органыместного самоуправления.

4.3. общественный;

4.4. аудиторский;

4.5. внутрихозяйственный.

Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

1.0. Счетная палата РФ ( ст. 101 Конституции РФ, ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ».

Полномочия СП РФ:

- контрольная, экспертно-аналитическая, информаци­онная и иные виды деятельности;

- направление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, информационных писем, а также выявление данных, указывающих на признаки составов пре­ступлений, и передача соответствующих материалов в правоохранительные органы;

- получение в сроки, установленные для осуществления своих функций, информации, документов и материалов, необходимых для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществление формирования предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

- получение постоянного доступа к федеральным государственным ин­формационным системам, необходимого для осуществления внешнего го­сударственного аудита (контроля);

- запрос сведений о составе данных ведомственных информаци­онных систем объектов аудита (контроля);

- привлечение к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственных контрольных, правоохрани­тельных и иных органов и их представителей, а также на договорной основе аудиторских, научно-исследовательских, экспертных и иных учреждений и организаций, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

- осуществление по обращениям контрольно-счетных органов субъек­тов РФ и муниципальных образований или законодательных (представи­тельных) органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

- организация взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных кон­трольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- оказание контрольно-счетным органам субъектов РФ и муници­пальных образований организационной, правовой, информационной, ме­тодической и иной помощи, содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счет­ных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

- анализ и формирование предложений по составу макроэкономи­ческих и других ключевых показателей (индикаторов) социально-эконо­мического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

- осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными федераль­ными законами.

2.0. Контрольное управление Президента РФ. Полномочия:

- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномо­чий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

- контроль за реализацией общенациональных проектов;

- контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руко­водителя Администрации Президента РФ;

- контроль за реализацией ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента России и иных программных документов Президента России;

- информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе пред­ложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

3.0. Министерство финансов Российской Федерации (Минфина России)

Особенности:

- БК РФ не относит Минфин России к субъектам финансового контроля, однако, на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации устанавливает, что Минфин России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавлива­емых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (относится государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегу­лируемых организаций аудиторов). Минфин России разрабатывает и утверждает порядок ор­ганизации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюд­жетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Минфин России осуществляет финансовый контроль дея­тельности подведомственных ему федеральных государственных учрежде­ний и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиа­лов и представительств.

4.0. Федеральное казначейство (Казначейство России). Полномочия:

- доводит показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов всех уровней;

- открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

- составляет и представляет в Минфин России оперативную информа­цию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных нало­гов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распо­рядителями и получателями средств федерального бюджета.

- контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюд­жетных обязательств и (или) бюджетными ассигнования ми;

- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, пред­ставленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

5.0. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Осуществляет контроль и надзор (полномочия):

- за использованием средств федерального бюджета, средств государ­ственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, нахо­дящихся в федеральной собственности;

- соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получате­лями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правитель­ства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюд­жетном контроле и надзоре;

- осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодатель­ ством РФ.

6.0. Фе­деральная налоговая служба (ФНС России) - осуществляет контроль и надзор (полномочия):

- за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также при­нятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у инди­видуальных предпринимателей;

- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием вы­ручки от проведения лотерей.

7.0. Федераль­ная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма, по выработке государственной политики, нор­мативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответ­ствующей деятельности других федеральных органов исполнительной вла­сти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) дохо­дов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и рас­пространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противо­действия этим угрозам. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент России.

Полномочия Росфинмониторинга:

- контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физи­ческих лиц, допустивших нарушение законодательства РФ в этой сфере;

- сбор, обработка и анализ информации об опера­циях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежа­щих контролю в соответствии с законодательством РФ;

- проверка информации об операциях (сделках) с денежными сред­ствами или иным имуществом, в том числе получение в установленном порядке дополнительной информации об операциях клиентов организа­ций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным иму­ществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

- выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с лега­лизацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или фи­нансированием терроризма;

- контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

- получение, в том числе по запросам, от федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления и ЦБ РФ информации по вопросам, относя­щимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

- вынесение постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуще­ством;

- направление информации в правоохранительные органы при наличии оснований о том, что операция (сделка) связана с легали­зацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финан­сированием терроризма, а также предоставление информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

- осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности.

8.0. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) (функции агента валютного контроля – изучить самостоятельно).

Уровни финансового контроля:

1. банковский контроль - контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Основные НПА - Закон о Банке России и Закон о бан­ках.

2. ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль - осу­ществляется в министерствах, ведомствах руководителями данных органов и специально созданными в них контрольно-ре­визионными подразделениями, непо­средственно подчиняющихся руководителю.

3. Финансовый контроль на уровне субъектов РФ - осуществляется ор­ганами законодательной власти и контрольно-счет­ными органами субъектов РФ, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти субъек­тов РФ.

Основные НПА - БК РФ, Федеральные законы от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные НПА субъектов РФ в области финансового контроля.

4. Финансовый контроль на уровне муниципальных образований - осу­ществляется органами представительной власти, контрольно-счетными органами муниципальных образований, местными администрациями муниципальных образований, в том числе специально созданными органами местных администраций.

Основные НПА - БК РФ, Фе­деральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нор­мативные правовые акты муниципальных образований в области финан­сового контроля.

Формы (методы) финансового контроля - обследование, экспертиза, наблюдение, анализ, про­верка, ревизия и др. Статья 267.1 БК РФ определяет новый метод финансового контроля - санкционирование операций, т.е. совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требо­ваниям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 

Аудит (аудиторская деятельность) - независимый финансовый контроль, осуществляе­мый аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, для определения достоверности финансовой отчетности объектов контроля, законности формирования и использования государствен­ных средств. Основной НПА – ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Индивидуальный аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Виды аудита:

1.0. инициативный - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

2.0. обязательный (ст.5) - проводится ежегодно в следующих случаях:

2.1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2.2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

2.3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

2.4. если объем выручки от продажи продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

2.5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

2.6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение (ст. 6) - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: