Интенсификация производства необходима для увеличения экономической эффективности сельского хозяйства, и зависит от целого ряда факторов, которые разделены на 3 группы:
1 группа – те факторы, которые обеспечивают рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет более полного использования их биологического потенциала (применение удобрений, совершенствование агротехнических приемов, использование новых высокоурожайных сортов растений, совершенствование семеноводства, орошение, укрепление кормовой базы, соблюдение норм кормления, племенной и ветеринарной работы, улучшение условий содержания животных и т.д.).
2 группа – факторы, которые направлены на снижение затрат труда (на возделывание сельскохозяйственных культур, содержание животных) – комплексная механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства, совершенствование организации и оплаты труда.
3 группа – факторы, которые создают благоприятные условия для эффективного использования имеющихся производственных ресурсов предприятия – специализация, концентрация и кооперация сельскохозяйственного производства, совершенствование экономического механизма хозяйствования, улучшение условий труда и отдыха работников.
|
|
В рыночных условиях интенсификация сельскохозяйственного производства должна осуществляться как за счет количественного наращивания ресурсов, их более рационального использования, применения интенсивных технологий, ресурсосберегающих технологий при соблюдении агротехники и технологии производства сельскохозяйственной продукции так и за счет их оптимального сочетания при наличии соответствующей системы машин и кадров.
Как основные направления интенсификации сельскохозяйственного производства можно выделить следующие:
1.Рациональное (экономное) использование ресурсов;
2.Совершенствование технологии (поточность, синхронность);
3.Комплексная механизация и автоматизация трудоемких процессов;
4.Химизация (применение минеральных удобрений, средств защиты растений (СЗР), белково-витаминные добавки (БВД);
5.Мелиорация (орошение, осушение, известкование кислых гипсование солонцовых почв);
6.Внедрение новых высокоурожайных сортов и высокопродуктивных пород животных;
7.Племенное дело и семеноводство;
8.Совершенствование экономического механизма в АПК;
9.Соблюдение экологических требований
Контрольные вопросы
1. Понятие и экономическая сущность интенсификаций
2. Особенности интенсификаций производства в сельском хозяйстве.
|
|
3. Показатели интенсификаций производства и их вычисление.
4.Факторы интенсификаций.
5. Основные направления интенсификаций сельскохозяйственного производства.
6. Какое значение имеет интенсификация в сельскохозяйственном производстве.
Планирование на сельскохозяйственных
Предприятиях
Задачи и принципы планирования
Сельское хозяйство – сложная совокупность предприятий и отраслей, тесно связанных между собой. Успех деятельности предприятия в значительной степени зависит от качества планирования.
Планирование – это цепь взаимосвязанных экономических расчетов, направленных на выработку оптимального варианта действий и решений, установление оптимальных и обоснованных пропорций экономического и социального развития предприятия.
Основными задачами планирования являются:
1. Обеспечение устойчивого функционирования и взаимосвязь подразделений и отраслей предприятия.
2. Увеличение объемов производства и продаж, а также расширение рынка сельскохозяйственной продукции.
3. Определение необходимых для производства заданного объема сельскохозяйственной продукции материально-технических, финансовых и трудовых затрат при эффективном использовании имеющихся ресурсов.
4. Выявление внутренних резервов роста производительности труда и снижения издержек производства.
5. Прогнозирование и обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Планирование должно осуществляться с соблюдением ряда требований и принципов. Основными из них являются:
1. Конкретность и измеримость планов (т.е. планы должны содержать конкретные качественные и количественные ориентиры).
2. Комплексность (т.е. учитывать развитие всех направлений и сфер производственно-хозяйственной деятельности предприятия).
3. Согласованность (т.е. взаимосвязь различных видов планов, а также между различными подразделениями предприятия).
4. Непрерывность (взаимосвязь и сочетание оперативных, тактических и стратегических планов).
5. Научность планирования (т.е. планы должны содержать комплексное использование достижений и данных маркетинга и мониторинга, также научных исследований).
6. Целенаправленность и приоритетность (т.е. планы должны содержать конкретные цели и обозначить приоритетные направления развития предприятия).
7. Социальная ориентированность (т.е. планы должны предусмотреть развитие социально – бытовой сферы предприятия для создания комфортных условий работы и отдыха работников и.т.д.).
8. Адекватность планирования (т.е. планы должны быть составлены с учетом реальных возможностей предприятия).
9. Учитывать специфику и аспекты развития отрасли в регионе.
9. 2. Виды, содержание и структура планов
Наибольшее распространение получили такие формы планирования как:
1. Директивное планирование, т.е. планирование с применением командно – административных методов воздействия для достижения намеченных целей и задач.
Такое планирование, когда плановые показатели спускались централизованно, было характерно для советского периода развития нашей страны, и сегодня в основном имеет место при планировании производственно – финансовой деятельности производственных предприятий, которые входят в состав объединений, имеющих статус государственных.
2. Индикативное планирование, т.е. разработка важнейших параметров развития экономики предприятия в качестве перспективных ориентиров (индикаторов).
Каждое предприятие должно «видеть» перспективу своего развития и поэтому такое планирование может быть присуще предприятиям любой организационно – правовой формы хозяйствования.
В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых расчетов и показателей, бывают:
|
|
1. Текущее планирование – на период до 1 года, включая суточное, недельное, декадное, месячное, квартальное, полугодовое планирование.
2. Среднесрочное планирование – на период от 1 года до 5 лет.
3. Долгосрочное (перспективное) планирование – на период более 5 лет.
По содержанию плановых решений различают:
1. Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Главная цель стратегического планирования – это поиск средств и методов, которые позволят предприятию обеспечить устойчивое развитие в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Стратегическое планирование охватывает долгосрочный и среднесрочный периоды.
2. Тактическое планирование, которое предусматривает разработку конкретных планов экономического и социального развития предприятия на ближайшую перспективу и охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды.
3. Оперативно – календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана для организации повседневной работы предприятия и его структурных подразделений.
Основные показатели и балансы производства рассчитывают для каждого планируемого года, что дает возможность использовать их при разработке и текущих планов предприятия.
Годовой производственно – финансовый план предприятия – это программа работы хозяйства на конкретный календарный год. Он содержит большое число форм и показателей и на его основе формируются задания для непосредственных исполнителей (звеньев, бригад, отделений, ферм и т.д.) и состоит из 7 разделов:
1. Юридический статус.
2. Организационная структура.
3. Основные показатели производственно – финансовой деятельности.
4. Производственная программа.
5. Ценообразование.
6. Инвестиционная деятельность.
7. Финансовая деятельность.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под планированием на предприятий.
2. Задачи планирования
|
|
3. Перечислите основные принципы планирования
4. Какие методы могут использоваться при планирований на сельскохозяйственные предприятия.
5. Какие виды планов существуют на предприятии.
6. С какой целью составляют технологические карты.
7. Дайте определения бизнес -плана как составной части системы стратегического планирования.
8. Какие разделы включает бизнес-план.