Интенсификация производства необходима для увеличения экономической эффективности сельского хозяйства, и зависит от целого ряда факторов, которые разделены на 3 группы:
1 группа – те факторы, которые обеспечивают рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет более полного использования их биологического потенциала (применение удобрений, совершенствование агротехнических приемов, использование новых высокоурожайных сортов растений, совершенствование семеноводства, орошение, укрепление кормовой базы, соблюдение норм кормления, племенной и ветеринарной работы, улучшение условий содержания животных и т.д.).
2 группа – факторы, которые направлены на снижение затрат труда (на возделывание сельскохозяйственных культур, содержание животных) – комплексная механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства, совершенствование организации и оплаты труда.
3 группа – факторы, которые создают благоприятные условия для эффективного использования имеющихся производственных ресурсов предприятия – специализация, концентрация и кооперация сельскохозяйственного производства, совершенствование экономического механизма хозяйствования, улучшение условий труда и отдыха работников.
В рыночных условиях интенсификация сельскохозяйственного производства должна осуществляться как за счет количественного наращивания ресурсов, их более рационального использования, применения интенсивных технологий, ресурсосберегающих технологий при соблюдении агротехники и технологии производства сельскохозяйственной продукции так и за счет их оптимального сочетания при наличии соответствующей системы машин и кадров.
Как основные направления интенсификации сельскохозяйственного производства можно выделить следующие:
1.Рациональное (экономное) использование ресурсов;
2.Совершенствование технологии (поточность, синхронность);
3.Комплексная механизация и автоматизация трудоемких процессов;
4.Химизация (применение минеральных удобрений, средств защиты растений (СЗР), белково-витаминные добавки (БВД);
5.Мелиорация (орошение, осушение, известкование кислых гипсование солонцовых почв);
6.Внедрение новых высокоурожайных сортов и высокопродуктивных пород животных;
7.Племенное дело и семеноводство;
8.Совершенствование экономического механизма в АПК;
9.Соблюдение экологических требований
Контрольные вопросы
1. Понятие и экономическая сущность интенсификаций
2. Особенности интенсификаций производства в сельском хозяйстве.
3. Показатели интенсификаций производства и их вычисление.
4.Факторы интенсификаций.
5. Основные направления интенсификаций сельскохозяйственного производства.
6. Какое значение имеет интенсификация в сельскохозяйственном производстве.
Планирование на сельскохозяйственных
Предприятиях
Задачи и принципы планирования
Сельское хозяйство – сложная совокупность предприятий и отраслей, тесно связанных между собой. Успех деятельности предприятия в значительной степени зависит от качества планирования.
Планирование – это цепь взаимосвязанных экономических расчетов, направленных на выработку оптимального варианта действий и решений, установление оптимальных и обоснованных пропорций экономического и социального развития предприятия.
Основными задачами планирования являются:
1. Обеспечение устойчивого функционирования и взаимосвязь подразделений и отраслей предприятия.
2. Увеличение объемов производства и продаж, а также расширение рынка сельскохозяйственной продукции.
3. Определение необходимых для производства заданного объема сельскохозяйственной продукции материально-технических, финансовых и трудовых затрат при эффективном использовании имеющихся ресурсов.
4. Выявление внутренних резервов роста производительности труда и снижения издержек производства.
5. Прогнозирование и обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Планирование должно осуществляться с соблюдением ряда требований и принципов. Основными из них являются:
1. Конкретность и измеримость планов (т.е. планы должны содержать конкретные качественные и количественные ориентиры).
2. Комплексность (т.е. учитывать развитие всех направлений и сфер производственно-хозяйственной деятельности предприятия).
3. Согласованность (т.е. взаимосвязь различных видов планов, а также между различными подразделениями предприятия).
4. Непрерывность (взаимосвязь и сочетание оперативных, тактических и стратегических планов).
5. Научность планирования (т.е. планы должны содержать комплексное использование достижений и данных маркетинга и мониторинга, также научных исследований).
6. Целенаправленность и приоритетность (т.е. планы должны содержать конкретные цели и обозначить приоритетные направления развития предприятия).
7. Социальная ориентированность (т.е. планы должны предусмотреть развитие социально – бытовой сферы предприятия для создания комфортных условий работы и отдыха работников и.т.д.).
8. Адекватность планирования (т.е. планы должны быть составлены с учетом реальных возможностей предприятия).
9. Учитывать специфику и аспекты развития отрасли в регионе.
9. 2. Виды, содержание и структура планов
Наибольшее распространение получили такие формы планирования как:
1. Директивное планирование, т.е. планирование с применением командно – административных методов воздействия для достижения намеченных целей и задач.
Такое планирование, когда плановые показатели спускались централизованно, было характерно для советского периода развития нашей страны, и сегодня в основном имеет место при планировании производственно – финансовой деятельности производственных предприятий, которые входят в состав объединений, имеющих статус государственных.
2. Индикативное планирование, т.е. разработка важнейших параметров развития экономики предприятия в качестве перспективных ориентиров (индикаторов).
Каждое предприятие должно «видеть» перспективу своего развития и поэтому такое планирование может быть присуще предприятиям любой организационно – правовой формы хозяйствования.
В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых расчетов и показателей, бывают:
1. Текущее планирование – на период до 1 года, включая суточное, недельное, декадное, месячное, квартальное, полугодовое планирование.
2. Среднесрочное планирование – на период от 1 года до 5 лет.
3. Долгосрочное (перспективное) планирование – на период более 5 лет.
По содержанию плановых решений различают:
1. Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Главная цель стратегического планирования – это поиск средств и методов, которые позволят предприятию обеспечить устойчивое развитие в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Стратегическое планирование охватывает долгосрочный и среднесрочный периоды.
2. Тактическое планирование, которое предусматривает разработку конкретных планов экономического и социального развития предприятия на ближайшую перспективу и охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды.
3. Оперативно – календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана для организации повседневной работы предприятия и его структурных подразделений.
Основные показатели и балансы производства рассчитывают для каждого планируемого года, что дает возможность использовать их при разработке и текущих планов предприятия.
Годовой производственно – финансовый план предприятия – это программа работы хозяйства на конкретный календарный год. Он содержит большое число форм и показателей и на его основе формируются задания для непосредственных исполнителей (звеньев, бригад, отделений, ферм и т.д.) и состоит из 7 разделов:
1. Юридический статус.
2. Организационная структура.
3. Основные показатели производственно – финансовой деятельности.
4. Производственная программа.
5. Ценообразование.
6. Инвестиционная деятельность.
7. Финансовая деятельность.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под планированием на предприятий.
2. Задачи планирования
3. Перечислите основные принципы планирования
4. Какие методы могут использоваться при планирований на сельскохозяйственные предприятия.
5. Какие виды планов существуют на предприятии.
6. С какой целью составляют технологические карты.
7. Дайте определения бизнес -плана как составной части системы стратегического планирования.
8. Какие разделы включает бизнес-план.