Тема №1. Древнерусская музыка

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема №1. Древнерусская музыка………………………………………………2

2. Тема №2. Русская музыка 18- первой половины 19 веков…………………...5

3. Тема №3. Михаил Иванович Глинка………………………………………….14

Жизненный путь композитора……………………………………………..14

Опера «Иван Сусанин»……………………………………………………..18

Симфоническое творчество Глинки……………………………………….23

Романсы Глинки…………………………………………………………….24

4. Тема №4. Александр Сергеевич Даргомыжский…………………………….28

Жизненный путь композитора……………………………………………..28

Романсы и песни Даргомыжского…………………………………………30

Опера «Русалка»…………………………………………………………….32

5. Тема №5. Русская музыка второй половины 19 века………………………...37

6. Тема №6. Модест Петрович Мусоргский…………………………………….40

Жизненный путь композитора……………………………………………..40

Опера «Борис Годунов»…………………………………………………….44

Романсы и песни…………………………………………………………….47

Фортепианное творчество. «Картинки с выставки»……………………...49

7. Тема №7. Александр Порфирьевич Бородин………………………………...52

Жизненный путь композитора……………………………………………..52

«Богатырская» симфония…………………………………………………..55

Опера «Князь Игорь»………………………………………………………56

8. Тема №8. Николай Андреевич Римский- Корсаков…………………………61

Жизненный путь композитора…………………………………………….61

Симфоническое творчество Римского- Корсакова………………………64

Опера «Снегурочка»……………………………………………………….67

Список литературы……………………………………………………………….73

Приложения.

Тема №1. Древнерусская музыка.

Мы называем эпохой древнерусской музыкальной культуры очень большой период времени. Он охватывает почти восемь столетий – от возникновения Русского государства в 9 веке до реформ Петра I в конце 17 века. Все это долгое время русская музыка развивалась в двух областях – народной и церковной музыки. О русском фольклоре мы довольной подробно говорили в первый год изучения музыкальной литературы. Тогда ты узнал различные жанры народных песен, которые сопровождали практически все события в жизни человека.

Сегодня мы вспомним особый слой профессиональных музыкантов, который выделился в народной среде в то далекое время, - скоморохов. Так называли на Руси бродячих музыкантов, актеров, певцов и танцоров. Свои выступления скоморохи обычно сопровождали игрой на различных инструментах. Скоморохи ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому- либо князю, иногда в своих путешествиях становились купцами. К их числу принадлежал киевский сказитель Баян, воспетый Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила» и Глинкой в одноименной опере.

Из скоморохов- купцов выделялся новгородский гусляр Садко, ставший прообразом главного героя оперы Римского -Корсакова. Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда- то скоморохам.

Церковная музыка в Древней Руси существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона и т.д. Колокола среднего и большого размера часто получали имена: особенно известны «Царь – колокол», который до сих пор стоит в Московском Кремле, «Сысой», «Лебедь», а в Ростовском Кремле был установлен колокол «Баран».

Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых разнообразных формах в практической и теоретической системе, которая получила название «система осмогласия», то есть чередование групп напевов по периодам в восемь недель. Древнерусские песнопения- стихиры, тропари, кондаки- по вдохновению, профессионализму исполнения и силе художественного выражения не уступают ансамблям древнерусского зодчества, фрескам Феофана Грека и Андрея Рублева.

Мы знаем, что народная музыка в те времена по традиции передавалась из поколения к поколению устно, «из уст в уста». Культовая музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называли знаменными или крюковыми. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач музыкальной науки. Крюковые рукописи 11-16 веков большей частью еще не расшифрованы. В начале 17 века в практику были введены специальные значки, выполненные красной краской. Поэтому их называли киноварными пометами. Эти значки дают возможность достаточно точно переводить напевы той поры на современную нам систему нотной записи.

В 17 веке музыкальная культура нашей страны, особенно хоровая, достигла очень высокого уровня. Это было время, когда, наряду с традиционными жанрами музыкального искусства, активно рождались новые формы и жанры. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь ей на смену пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись, и возник стиль «партесного пения». Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты были важной переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.

Кантами в то время называли трехголосные куплетные песни. Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление исторических личностей, выражение человеческих чувств. Пели их небольшие ансамбли.

Самой сложной формой русской духовной музыки 17 века был хоровой духовный концерт. Слово «концерт» означает «соревнование» или, как говорили тогда, «борение». Кто же боролся в этом пении? Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, который пел попеременно с большим хором. А иногда одна хоровая партия вступала в спор с другой – альты с дискантами или тенора с басами. Но, чаще всего, композиторы той эпохи писали концерты, которых состязались несколько хоров.

Представьте, во время концерта певчие выстраивались похорно: один хор на небольшом расстоянии от другого. Получался стереофонический эффект. Тогда это называлось антифонным пением (дословно «противозвук»). Причем в таком пении русские певчие достигли огромных вершин. Композиторы писали концерты для трех и более четырехголосных хоров. В таком письме особенно прославились в те времена Н. Дилецкий и В. Титов.

16-17 века были периодом зарождения русского музыкального театра. Истоками его были древние представления - ритуал «пещного действа» и вертепный кукольный театр.

Пещное действо – инсценировка древнего сказания о трех отроках, которые не пожелали отдать поклон золотой статуе Навуходоносора и были брошены, по его приказанию, в горячую печь (пещь). Такая инсценировка сопровождалась пением различных стихир, кондаков и «росных» стихов (стихотворения, которые рассказывали о росе, которая чудесным образом погасила огонь в печи).

Большой любовью в народе пользовались вертепные представления. Вертеп- кукольный ящик с двухъярусной сценой- носили по домам и под пение кантов разыгрывали один и тот же спектакль о жестоком библейском царе Ироде и его смерти.

В конце 17 века появился в России настоящий музыкальный театр со зрительным залом, сценой, актерами, а иногда, и оркестром. Первые такие театры называли школьными, потому что большинство из них организовывались при каком- либо учебном заведении. Тексты для них писали известные драматурги, например, Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский. Спектакли школьных театров стали итогом развития всего древнерусского искусства и одновременно стали связующим звеном с русским искусством 18 века.

Вопросы.

1. Какой период времени охватывает древнерусское искусство?

2. В каких областях развивалось музыкальное искусство этого периода?

3. Кто такие скоморохи, и чем они занимались?

4. Что такое стихиры, кондаки, тропари?

5. Объясни понятия: осмогласие, знамена, киноварные пометы, партесное пение, кант, духовный концерт, антифонное пение, пещное действо, вертепные представления, школьный театр.

6. Перечисли истоки русского музыкального театра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: