Элективные курсы как одна из форм школьного

Литературного образования

 

 Содержание литературного образования определяется образовательным стандартом и конкретизируется в программах по литературе; в старших классах оно включает в себя элективные и факультативные курсы, способствующие углубленному изучению литературы и имеющие выход на профессиональные интересы учащихся, а также связанные с культурой, традициями и спецификой развития региона.

 На сегодняшний день разработаны самые разные элективные курсы для учащихся: «Анализ художественных произведений различных жанров», «Детское чтение», «Детектив как литературный жанр», «Взаимодействие русской и зарубежной литературы», «Режиссерский анализ художественного текста», «Литературное краеведение» и т.д.

Так, например, программа элективного курса «Анализ художественных произведений» основана на том, что главная задача учителя литературы – научить школьников самостоятельно разбираться в художест­венных произведениях, постигая бездонность классики, показать пути к авторской мысли через слово и через всю систему художественных средств.

Стержнем данной программы является обучение анализу по законам рода и жанра произведений, которые уже изучались школьниками в 5 – 9 классах (или должны были изучаться). Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся. Повторное обращение к ранее прочитанному ведет к постижению глубинных пластов произведений, которые в силу разных причин не были замечены при первом чтении, к осознанию нравст­венной и эстетической ценности литературы, позволяет более эффективно формиро­вать навыки самостоятельного творческого анализа, творчески подходить к написа­нию сочинений.

Важнейшими методами обучения в системе данного спецкурса мы считаем беседу с элементами лекции, работу над текстом, систематизацию материала в схемах и таблицах разного типа, написание сочинений различных видов. Одновре­менно идет и отработка теоретико-литературных понятий, необходимых при анализе художественных произведений. Данный курс разработан как дополнение к основному курсу литературы.

Элективные курсы по различным предметам ведутся в 9–11 классах. Таким может быть элективный курс по литературе в 9 классе (на 20 часов) «Тайны поэтики»:

Пояснительная записка

 Выпускник средней школы должен уметь воспринимать и оценивать литературное произведение как произведение искусства. Это возможно в том случае, если школьник освоил основные эстетические категории, лежащие в основе создания художественного мира произведений.

 Главное в школьном обучении литературы – формирование способности к личностной оценке прочитанного, иными словами, формирование навыков анализа художественных произведений. Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно- эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа. В школьной практике реально использовать такой путь постижения литературного произведения:

1. Творческая история произведения.

2. Тема, проблемы.

3. Основная идея.

4. Пути реализации идеи:

                  а) жанр;

                  б) сюжет и композиция;

                  в) образная структура;

                  г) художественные приемы и средства;

                  д) своеобразие языка.

5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе.

6. Чем особенно интересна книга сегодня?

Все эти компоненты должны быть так или иначе рассмотрены, но не обязательно в этом порядке.

Чтобы вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев анализа художественных произведений, причем мало знать теоретические определения и понятия, надо научиться применять их на практике. Этой цели служит предлагаемый нами элективный курс «Тайны поэтики».

В основу данной программы положены блоки теоретико-литературных понятий, знание которых особенно необходимо школьникам, особенно тем, кто собирается учиться в классах гуманитарного профиля. В рубрике «Материал для работы» предлагаются произведения, на основе которых можно с большей эффективностью добиться усвоения теоретико-литературных понятий, причем у учителя есть право выбора. Мы не включили в этот курс работу над художественными приемами и языковыми средствами, поскольку считаем, что это материал для отбельного элективного курса.

Художественные произведения для работы с учениками нами избраны, за немногим исключением, те, которые уже пройдены (мы основывались на программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) или изучаются в 9 классе.

Методические комментарии к программе вынесены в раздел учебно- тематическое планирование и представлены в самом общем виде. Приоритетным для нас является использование личностно ориентированных технологий обучения, позволяющих учащимся освоить курс на деятельностной основе.

Рациональнее этот курс вести в 3 или 4 четверти, когда основные программные произведения будут пройдены.

Учебно-тематический план

Тема  занятия. Количеств часов Виды деятельности учащихся на уроке
1 Художественная литература как вид искусства (1 час) - Коллективная работа – составление схемы «Виды искусств»; - индивидуальная работа – сопоставительный анализ репродукций картин двух художников, посвященных одной теме; - выразительное чтение эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7); - просмотр фрагмента «Пляска Наташи» из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» (2-ая серия); - сопоставление эпизода с его художественной интерпретацией в кинофильме; - индивидуальная работа – сообщение учащегося «Памятник Петру I работы Фальконе»; - выразительное чтение фрагмента из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (от слов «Ужасен он …» до «… Россию поднял на дыбы») и его анализ; - составление развернутого высказывания на тему «Специфика литературы как искусства слова»; - начало работы над созданием «Портфеля ученика».
2.   Художественный образ (2 часа) - Аналитическая беседа, выявляющая восприятие учащимися особенностей образной структуры рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа над системой образов этого рассказа, составление схемы «Образная структура рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа – анализ одной из повестей Н.В. Гоголя, работа с таблицей «Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя…»; - работа в малых группах – анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, составление высказывания на тему «Особенности образной структуры стихотворения …»; - коллективное обсуждение результатов деятельности малых групп.
3. Литература и история (2 часа)   - Коллективная работа над таблицей «Историческая основа сюжета о Марфе-посаднице»; - беседа, выявляющая восприятие учениками повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница»; - тестовая работа по теме «Н.М. Карамзин – историк и писатель»; - работа в малых группах по составлению высказывания на тему «В чем отличие образа Марфы в повести от ее исторического прототипа?»; - презентация подготовленных высказываний и их обсуждение.
4. Литературные роды и жанры (2 часа)   - Коллективное составление схемы «Роды и жанры литературы»; - индивидуальная работа – иллюстрирование этой схемы примерами; - выразительное чтение отрывка из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» (описание Ивана Грозного); - сопоставление образа Ивана Грозного в романе с образом в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», выявление особенностей создания образа в произведениях разных жанров; - работа в творческих группах – составление сценария для инсценировки эпизодов романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»; - беседа, обобщающая знания учеников по теме «Роды и виды литературы»; - создание речевого высказывания в жанре литературно- критической статьи «Роды и жанры литературы», рассчитанного на учащихся 5-6 классов.
5. Тема и идея литературного произведения (2 часа)   - Самостоятельная работа со справочной литературой; - тестовая работа по рассказу И.А. Бунина «Часовня»; - работа творческих групп над определением темы и идеи одной из сказок Г.Х Андерсена; - коллективное обсуждение результатов работы творческих групп; - самостоятельная работа над созданием речевого высказывания в жанре аннотации к рассказу А. Приставкина «Яблоко».
6. Автор произведения (2 часа) - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Автор и его произведение»; - коллективное составление схемы «Система повествователей в Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - индивидуальные сообщения о типах повествователей в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - работа в парах над темой «Образ Автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”» с последующей взаимопроверкой; - ответ на проблемный вопрос: «Почему именно Гриневу доверяет А.С. Пушкин повествование о пугачевщине?»; - наблюдение над текстом поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» с целью определения приемов выражения авторской позиции; - создание речевого высказывания на тему «Виды повествования».
7. Персонаж, герой, характер, лирический герой (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - индивидуальные сообщения учащихся на темы: «Грушницкий как “двойник” Печорина», «Доктор Вернер как “двойник” Печорина»; - коллективная работа над таблицей «Гринев и Швабрин – герой и антипод»; - наблюдение над текстом «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, подбор текстового материала, доказывающего, что Барон – это антигерой; выразительное чтение отрывков; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Лирический герой поэзии Пушкина и поэзии Лермонтова»; - презентация подготовленных высказываний; - обсуждение результатов работы малых групп.
8.   Форма и содержание произведения (2 часа) - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Неразрывность формы и содержания художественного произведения»; - коллективная работа над схемой структуры художественного произведения (рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», рассказ И.А. Бунина «Часовня»), сопоставление этих рассказов с точки зрения формы и содержания; - работа творческих групп – создание киносценариев по этим рассказам; - презентация киносценариев и их обсуждение.
9.   Сюжет и композиция (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - коллективное составление плана рассказа Д. Олдриджа «Последний дюйм», определение элементов композиции; - сжатый пересказ сюжета рассказа с опорой на элементы композиции; - работа в малых группах над составлением высказываний по темам: «Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»; - презентация высказываний с их последующим обсуждением; - индивидуальная работа – создание рассказа с динамичным сюжетом. 
10.   Внесюжетные элементы художественного произведения (2 часа) - Самостоятельная работа со справочной литературой; - наблюдение над текстом «Слова о полку Игореве», выявление роли пейзажных зарисовок; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Особенности пейзажных зарисовок в “зимних” стихотворениях А.С. Пушкина»; - презентация высказываний с последующим обсуждением; - наблюдение над текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», выявления специфики пейзажных зарисовок; - индивидуальные сообщения учащихся по темам: «Функции пейзажа в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности пейзажных зарисовок в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Романтический пейзаж в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”», «Особенности пейзажных страниц в рассказах И.С. Тургенева “Хорь и Калиныч”, “Певцы”»; - обсуждение предложенной учителем схемы композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; - сообщение учащихся на темы: «Роль интерьера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», «Интерьер как средство характеристики образа в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»; - работа в малых группах – подготовка сообщения на темы: «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”»; - презентация сообщений и их обсуждение.
11.   Итоговое занятие (1 час)   - Мини-лекция учителя обобщающего характера; - презентация «Портфелей учащихся»; - чтение лучших докладов, сообщений, творческих и исследовательских работ учащихся (работы отбираются таким образом, чтобы можно было пройти по всем изученным темам).

 

Программа

Художественная литература как вид искусства

 Искусство как форма отражения действительности, особый способ мышления, самопознание автора. Виды искусства. Место литературы в системе видов искусства. Специфика литературы как искусства слова.

 Материал для работы: репродукции картин, альбомы по различным видам искусства, видеоматериалы; видеозапись фрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Художественный образ

 Образ как основа искусства. Слово как средство создания образа в литературном произведении. Образ-персонаж, персонифицированные и неперсонифицированные образы. Образная структура произведения. Художественная реальность в литературном произведении.

 Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», «Вий» (по выбору учителя); М.Ю. Лермонтов, «Нищий», «На севере диком…», «Утес»; А.С. Пушкин, «Анчар» (по выбору учителя).

Литература и история

 Литература как искусство и история как наука. Художественный вымысел. Н.М. Карамзин – историк и писатель. «Марфа-посадница» – повесть о событиях в Новгороде. Описание присоединения Новгорода к Москве в «Истории государства Российского».

 Материал для работы: Карамзин Н.М. Предания веков, т.6, гл. I, III; «Марфа-посадница».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: