Литературного образования
Содержание литературного образования определяется образовательным стандартом и конкретизируется в программах по литературе; в старших классах оно включает в себя элективные и факультативные курсы, способствующие углубленному изучению литературы и имеющие выход на профессиональные интересы учащихся, а также связанные с культурой, традициями и спецификой развития региона.
На сегодняшний день разработаны самые разные элективные курсы для учащихся: «Анализ художественных произведений различных жанров», «Детское чтение», «Детектив как литературный жанр», «Взаимодействие русской и зарубежной литературы», «Режиссерский анализ художественного текста», «Литературное краеведение» и т.д.
Так, например, программа элективного курса «Анализ художественных произведений» основана на том, что главная задача учителя литературы – научить школьников самостоятельно разбираться в художественных произведениях, постигая бездонность классики, показать пути к авторской мысли через слово и через всю систему художественных средств.
Стержнем данной программы является обучение анализу по законам рода и жанра произведений, которые уже изучались школьниками в 5 – 9 классах (или должны были изучаться). Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся. Повторное обращение к ранее прочитанному ведет к постижению глубинных пластов произведений, которые в силу разных причин не были замечены при первом чтении, к осознанию нравственной и эстетической ценности литературы, позволяет более эффективно формировать навыки самостоятельного творческого анализа, творчески подходить к написанию сочинений.
Важнейшими методами обучения в системе данного спецкурса мы считаем беседу с элементами лекции, работу над текстом, систематизацию материала в схемах и таблицах разного типа, написание сочинений различных видов. Одновременно идет и отработка теоретико-литературных понятий, необходимых при анализе художественных произведений. Данный курс разработан как дополнение к основному курсу литературы.
Элективные курсы по различным предметам ведутся в 9–11 классах. Таким может быть элективный курс по литературе в 9 классе (на 20 часов) «Тайны поэтики»:
Пояснительная записка
Выпускник средней школы должен уметь воспринимать и оценивать литературное произведение как произведение искусства. Это возможно в том случае, если школьник освоил основные эстетические категории, лежащие в основе создания художественного мира произведений.
Главное в школьном обучении литературы – формирование способности к личностной оценке прочитанного, иными словами, формирование навыков анализа художественных произведений. Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно- эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа. В школьной практике реально использовать такой путь постижения литературного произведения:
1. Творческая история произведения.
2. Тема, проблемы.
3. Основная идея.
4. Пути реализации идеи:
а) жанр;
б) сюжет и композиция;
в) образная структура;
г) художественные приемы и средства;
д) своеобразие языка.
5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе.
6. Чем особенно интересна книга сегодня?
Все эти компоненты должны быть так или иначе рассмотрены, но не обязательно в этом порядке.
Чтобы вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев анализа художественных произведений, причем мало знать теоретические определения и понятия, надо научиться применять их на практике. Этой цели служит предлагаемый нами элективный курс «Тайны поэтики».
В основу данной программы положены блоки теоретико-литературных понятий, знание которых особенно необходимо школьникам, особенно тем, кто собирается учиться в классах гуманитарного профиля. В рубрике «Материал для работы» предлагаются произведения, на основе которых можно с большей эффективностью добиться усвоения теоретико-литературных понятий, причем у учителя есть право выбора. Мы не включили в этот курс работу над художественными приемами и языковыми средствами, поскольку считаем, что это материал для отбельного элективного курса.
Художественные произведения для работы с учениками нами избраны, за немногим исключением, те, которые уже пройдены (мы основывались на программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) или изучаются в 9 классе.
Методические комментарии к программе вынесены в раздел учебно- тематическое планирование и представлены в самом общем виде. Приоритетным для нас является использование личностно ориентированных технологий обучения, позволяющих учащимся освоить курс на деятельностной основе.
Рациональнее этот курс вести в 3 или 4 четверти, когда основные программные произведения будут пройдены.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия. Количеств часов | Виды деятельности учащихся на уроке |
1 | Художественная литература как вид искусства (1 час) | - Коллективная работа – составление схемы «Виды искусств»; - индивидуальная работа – сопоставительный анализ репродукций картин двух художников, посвященных одной теме; - выразительное чтение эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7); - просмотр фрагмента «Пляска Наташи» из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» (2-ая серия); - сопоставление эпизода с его художественной интерпретацией в кинофильме; - индивидуальная работа – сообщение учащегося «Памятник Петру I работы Фальконе»; - выразительное чтение фрагмента из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (от слов «Ужасен он …» до «… Россию поднял на дыбы») и его анализ; - составление развернутого высказывания на тему «Специфика литературы как искусства слова»; - начало работы над созданием «Портфеля ученика». |
2. | Художественный образ (2 часа) | - Аналитическая беседа, выявляющая восприятие учащимися особенностей образной структуры рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа над системой образов этого рассказа, составление схемы «Образная структура рассказа И.А. Бунина «Часовня»; - коллективная работа – анализ одной из повестей Н.В. Гоголя, работа с таблицей «Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя…»; - работа в малых группах – анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, составление высказывания на тему «Особенности образной структуры стихотворения …»; - коллективное обсуждение результатов деятельности малых групп. |
3. | Литература и история (2 часа) | - Коллективная работа над таблицей «Историческая основа сюжета о Марфе-посаднице»; - беседа, выявляющая восприятие учениками повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница»; - тестовая работа по теме «Н.М. Карамзин – историк и писатель»; - работа в малых группах по составлению высказывания на тему «В чем отличие образа Марфы в повести от ее исторического прототипа?»; - презентация подготовленных высказываний и их обсуждение. |
4. | Литературные роды и жанры (2 часа) | - Коллективное составление схемы «Роды и жанры литературы»; - индивидуальная работа – иллюстрирование этой схемы примерами; - выразительное чтение отрывка из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» (описание Ивана Грозного); - сопоставление образа Ивана Грозного в романе с образом в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», выявление особенностей создания образа в произведениях разных жанров; - работа в творческих группах – составление сценария для инсценировки эпизодов романа А.К. Толстого «Князь Серебряный»; - беседа, обобщающая знания учеников по теме «Роды и виды литературы»; - создание речевого высказывания в жанре литературно- критической статьи «Роды и жанры литературы», рассчитанного на учащихся 5-6 классов. |
5. | Тема и идея литературного произведения (2 часа) | - Самостоятельная работа со справочной литературой; - тестовая работа по рассказу И.А. Бунина «Часовня»; - работа творческих групп над определением темы и идеи одной из сказок Г.Х Андерсена; - коллективное обсуждение результатов работы творческих групп; - самостоятельная работа над созданием речевого высказывания в жанре аннотации к рассказу А. Приставкина «Яблоко». |
6. | Автор произведения (2 часа) | - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Автор и его произведение»; - коллективное составление схемы «Система повествователей в Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - индивидуальные сообщения о типах повествователей в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина; - работа в парах над темой «Образ Автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”» с последующей взаимопроверкой; - ответ на проблемный вопрос: «Почему именно Гриневу доверяет А.С. Пушкин повествование о пугачевщине?»; - наблюдение над текстом поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» с целью определения приемов выражения авторской позиции; - создание речевого высказывания на тему «Виды повествования». |
7. | Персонаж, герой, характер, лирический герой (2 часа) | - Самостоятельная работа со справочной литературой; - индивидуальные сообщения учащихся на темы: «Грушницкий как “двойник” Печорина», «Доктор Вернер как “двойник” Печорина»; - коллективная работа над таблицей «Гринев и Швабрин – герой и антипод»; - наблюдение над текстом «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, подбор текстового материала, доказывающего, что Барон – это антигерой; выразительное чтение отрывков; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Лирический герой поэзии Пушкина и поэзии Лермонтова»; - презентация подготовленных высказываний; - обсуждение результатов работы малых групп. |
8. | Форма и содержание произведения (2 часа) | - Лекция брейн-сторминг (обсуждение информации, предложенной до занятия в форме конспекта лекции учителя) «Неразрывность формы и содержания художественного произведения»; - коллективная работа над схемой структуры художественного произведения (рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», рассказ И.А. Бунина «Часовня»), сопоставление этих рассказов с точки зрения формы и содержания; - работа творческих групп – создание киносценариев по этим рассказам; - презентация киносценариев и их обсуждение. |
9. | Сюжет и композиция (2 часа) | - Самостоятельная работа со справочной литературой; - коллективное составление плана рассказа Д. Олдриджа «Последний дюйм», определение элементов композиции; - сжатый пересказ сюжета рассказа с опорой на элементы композиции; - работа в малых группах над составлением высказываний по темам: «Особенности композиции романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»; - презентация высказываний с их последующим обсуждением; - индивидуальная работа – создание рассказа с динамичным сюжетом. |
10. | Внесюжетные элементы художественного произведения (2 часа) | - Самостоятельная работа со справочной литературой; - наблюдение над текстом «Слова о полку Игореве», выявление роли пейзажных зарисовок; - работа в малых группах над составлением высказывания на тему «Особенности пейзажных зарисовок в “зимних” стихотворениях А.С. Пушкина»; - презентация высказываний с последующим обсуждением; - наблюдение над текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», выявления специфики пейзажных зарисовок; - индивидуальные сообщения учащихся по темам: «Функции пейзажа в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Особенности пейзажных зарисовок в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Романтический пейзаж в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”», «Особенности пейзажных страниц в рассказах И.С. Тургенева “Хорь и Калиныч”, “Певцы”»; - обсуждение предложенной учителем схемы композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; - сообщение учащихся на темы: «Роль интерьера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова», «Интерьер как средство характеристики образа в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»; - работа в малых группах – подготовка сообщения на темы: «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Заголовочный комплекс в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”»; - презентация сообщений и их обсуждение. |
11. | Итоговое занятие (1 час) | - Мини-лекция учителя обобщающего характера; - презентация «Портфелей учащихся»; - чтение лучших докладов, сообщений, творческих и исследовательских работ учащихся (работы отбираются таким образом, чтобы можно было пройти по всем изученным темам). |
Программа
Художественная литература как вид искусства
Искусство как форма отражения действительности, особый способ мышления, самопознание автора. Виды искусства. Место литературы в системе видов искусства. Специфика литературы как искусства слова.
Материал для работы: репродукции картин, альбомы по различным видам искусства, видеоматериалы; видеозапись фрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».
Художественный образ
Образ как основа искусства. Слово как средство создания образа в литературном произведении. Образ-персонаж, персонифицированные и неперсонифицированные образы. Образная структура произведения. Художественная реальность в литературном произведении.
Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», «Вий» (по выбору учителя); М.Ю. Лермонтов, «Нищий», «На севере диком…», «Утес»; А.С. Пушкин, «Анчар» (по выбору учителя).
Литература и история
Литература как искусство и история как наука. Художественный вымысел. Н.М. Карамзин – историк и писатель. «Марфа-посадница» – повесть о событиях в Новгороде. Описание присоединения Новгорода к Москве в «Истории государства Российского».
Материал для работы: Карамзин Н.М. Предания веков, т.6, гл. I, III; «Марфа-посадница».