Цели образовательной деятельности в старшей (10–11 классы) школе

Л.И. Петриева

 

 

Анализ художественных произведений

В школе

Учебное пособие

По методике обучения литературе

Для бакалавров

(направление подготовки 44.03.05

«Педагогическое образование»

Профили: «Русский язык. Литература»)

 

 

Ульяновск

2017

УДК 82

ББК 74.26

   П 29

Печатается по решению Редакционно-издательского Совета

Ульяновского государственного университета

 

Петриева Л.И.

П 29 Анализ художественных произведений в школе: учебное пособие для студентов-бакалавров филологических факультетов педагогических вузов. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 60 с.

 

Данное учебное пособие предназначено студентам-бакалаврам филологических факультетов педагогических вузов (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профили: «Русский язык. Литература»). 

Книга содержит в себе как теоретические положения, практический материал, так и методическую часть: вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы студентов.

 

 

ББК 74.26

© Петриева Л.И., 2017

©Ульяновский государственный

                                                          педагогический университет, 2017

ISBN – ____________________

 

 

Содержание

I. Цели и задачи изучения литературы в школе………………………………...…4

 

II. Элективные курсы как одна из форм школьного

литературного образования………………………………………………………..10

 

III. Роль теории литературы в процессе анализа художественных

произведений……………………………………………………………………….19

 

IV. Изучение эпических произведений на уроках литературы………………….25

 

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»…………………………………………...25

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»…………………………………..36

 

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»…………………………………47

 

М. Горький. «Старуха Изергиль»……………………………………………...53

 

V. Литература……………………………………………………………………….60

Цели и задачи изучения литературы в школе

Литература стоит на первом месте в формировании духовной жизни человека, как учебный предмет играет особую роль не только в расширении кругозора ученика, но и в воспитании современного школьника, в целостном развитии и становлении его личности. 

Литература как искусство слова формирует личность, воздействуя на мысли и чувства людей, раскрывая перед ними эстетический мир, сферу прекрасного, обогащая знаниями о мире человеческих отношений, психологии, повышая культуру нового поколения, утверждая общечеловеческие ценности.

Поскольку восприятие литературного произведения – процесс очень сложный и глубоко индивидуальный, опирающийся на субъектный опыт ученика, то на первый план в обучении литературе выдвигается необходимость развития индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, максимального выявления, использования его личного опыта.

Литература как учебный предмет создает предпосылки для получения прочных знаний и по другим предметам. Проблемы современного литературного образования требуют глубокого и всесторон­него осмысления, которое возможно на осно­ве органического соединения отечественных традиций преподавания литературы и иннова­ционных подходов к обучению.

 «Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

 Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют ”художественным исследованием”, ”человековедением”, ”учебником жизни”» [20, c. 4-5].

На основе новых ФГОС составлен проект Основной образовательной программы полного общего образования (10-11 классы). 

Методологической основой образовательной программы среднего (полного) общего образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование развивающей образовательной среды; - развитие современной коммуникативной среды образовательного учреждения, обеспечивающей пространство творческого взаимодействия и общения поколений; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели образовательной деятельности в старшей (10–11 классы) школе

Образовательная программа старшей ступени устанавливает следующие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, предусмотренных новыми стандартами общего образования:

1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их моти- вации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; систе- мы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; способность к построению индивидуальной образовательной траектории; владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

3. Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами.

I. Личностные результаты освоения основной образовательной про- граммы среднего (полного) общего образования в процессе изучения литературы:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

- сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

- зрелость нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

- сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

II. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в процессе изучения литературы:

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать инфор- мацию, получаемую из различных источников;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

III. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в процессе изучения литературы:

- приобщение через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

- свободное использование словарного запаса;

- сформированность умений написания текстов по различным темам по изученной проблематике, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-  владение навыками анализа художественных произведений с учѐтом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста (в том числе новинок современной литературы);

- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;

- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);

- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики [10].

Концепция литературного образования представлена и в трудах ученых-методистов (Ф.И. Буслаева, В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, В.Ф. Чертова, С.А. Зинина и др.). Необходимо отметить, что, несмотря на наличие вариативности формулировок, цели литературного образования практически все авторы концепций современного литературного образования сходятся в главном:

«Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов» [4, с.76].

Вопросы и задания:

1.В чем, на Ваш взгляд, заключается воспитательная роль литературы как учебного предмета?

2. Предложите свои варианты формулировки целей литературного образования на разных уровнях.

3. Составьте варианты заданий по литературе, позволяющих реализовывать предложенных ФГОС результатов.

4.Ознакомьтесь с трудами ведущих методистов 19, 20, 21 веков, определите, чья позиция представляется особенно актуальной.

5.Представьте реферат по деятельности одного из методистов прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: