М. Горький. «Старуха Изергиль»

В последнее время в методической литературе часто идет речь о необходимости развивать у учащихся способность к интерпретации художественного текста. Что это значит? Просто высказывать «свое мнение», как говорят ученики? Это было бы слишком просто. Разумеется, за учениками, как и за любыми читателями, сохраняется право по-своему воспринимать текст. Адекватность восприятия художественного текста зависит от многих факторов. Интерпретация (латинское – interpretatio) – понимание, объяснение, толкование. Это понятие широкое. Художественный текст может интерпретировать музыкант, художник, режиссер, актер, читатель, наконец. Процесс интерпретации начинается с первоначального восприятия художественного текста. Это важнейший момент. Но необходимо и повторное обращение к тексту, углубляющее его понимание и осмысление. Читатель постигает автора, проходя творческий путь художника, и создает в своем сознании и подсознании свой мир художественного произведения. Можно ли достичь полного понимания художественного текста? Мы можем понимать отдельные стороны, аспекты произведения, но каждое новое поколение открывает в классической литературе все новые и новые моменты. У читателя отдельные штрихи складываются в целое, возникает цепь ассоциаций, привлекается личный и социальный опыт человека, идет процесс образного обобщения, произведение воспринимается в единстве формы и содержания. «Понимание способствует созданию интерпретации, но не исчерпывает ее, и кроме понимания текста как содержания интерпретации, есть и форма, которую нужно тоже осмыслить и понять. Осмысление в образности есть процесс анализа текста, понимание анализа есть синтез. Но итоговый (не промежуточный) синтез реализуется лишь как интерпретация». В чем же особенность интерпретации художественного текста школьниками? Она может быть различной. Ученик может сыграть в школьном театре роль, прочитать стихотворение; может проиллюстрировать отрывок из произведения; может написать критическую или литературоведческую статью, выступить с докладом и т.д. Как формировать у учащихся способность к интерпретации художественного текста? Рассмотрим это на примере урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».

Уже более ста лет волнует души людей творчество М. Горького. За это время его первые произведения, получившие название «романтических», пережили множество различных интерпретаций в критике, множество преломлений в школьной методике преподавания литературы. Сегодня, в период переоценки ценностей, заставляет задуматься более чем странное отношение к изучению творчества Горького в школе. Из школьного изучения творчества Горького, как ни странно, по ныне действующим программам выпадает произведение, которое сам писатель считал одним из наиболее значимых: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».

Творчество Горького на протяжении всего 20 века укладывали в определенные рамки, соответствовавшие идеологической схеме. И если сегодня мы встаем на путь преодоления мифологического восприятия великого писателя, стремимся к объективности, то путь этот следует начинать с раннего романтического творчества М. Горького, в частности, с рассказа «Старуха Изергиль», причем отходить от стереотипов в восприятии творчества Горького надо в первую очередь учителям, а не ученикам, живо, нестандартно воспринимающим слово писателя.

Изучение этого рассказа в выпускном классе позволяет учителю работать над формированием творческого индивидуального подхода к литературным произведениям, способности к интерпретации. К моменту начала работы над творчеством Горького ученики уже достаточно подготовлены в плане историческом, историко-литературном, теоретико-литературном, что позволяет, опираясь на ранее полученные знания, проверить степень развития умений и навыков самостоятельного творческого анализа произведений.

Работу над рассказом «Старуха Изергиль» необходимо начинать с обращения к сложной и противоречивой эпохе конца 19 века, полной острых социальных конфликтов, политических катаклизмов, которые определили специфику общественного и художественного сознания на рубеже веков. Отметим состояние психологической напряженности в обществе, ожидание «великого переворота» (Лев Толстой), вспомним, как в одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления», обратим внимание на то, что значительной части русской интеллигенции были присущи религиозно-философские искания, вылившиеся в развитие религиозной философии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Н. Флоренского.

М. Горький как гениальный художник (а имя его уже тогда называлось не только в России, но и за рубежом рядом с именами Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко) не мог не ощущать будущих потрясений. Творчество Горького развивается в предреволюционный период «с безусловным приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми, с этих позиций ведет он поиск своих героев, исследуя человека без сословных признаков, вне социальных условий». Ранние произведения Горького глубоко философичны, в них на первый план выступает постановка извечных вопросов добра и зла, свободы и необходимости, правды; справедливости, следовательно, они бездонны.

Работу над рассказом «Старуха Изергиль» в классе предваряет домашнее задание:

1.Перечитать рассказ «Старуха Изергиль».

2.Выписать в тетрадь детали портрета Изергиль.

3.Определить свое ощущение пейзажа во внешнем сюжете рассказа, опираясь на текст.

4.Уточнить по толковым словарям значение слов «гордость» и «гордыня».

5.Объяснить, почему в тоне Изергиль, когда она завершила рассказ о Ларре, «звучала боязливая, рабская нота».

В классе работу над рассказом начинаем с рассмотрения композиции. Определение ее особенностей не вызывает обычно сложностей у учащихся выпускного класса. Две легенды, включенные в диалог героя-странника со ста-рухой Изергиль, и ее собственная история. Два полюса (Ларра и Данко) и композиционный центр (Изергиль).

Предлагаем в первую очередь рассмотреть линию Изергиль, внешний композиционный слой рассказа, отметив непременно, что рассказ не случайно назван ее именем. Что она собой представляет? Какие детали в ее описании привлекают наше внимание?

Ученики, опираясь на сделанные дома выписки, говорят о том, что это центральный образ рассказа, связывающий две легенды, она живое звено между мирами жизни и сказки. Раскрывается ее образ в двух планах: это старая женщина, согнутая временем, описание ее, данное героем-рассказчиком, позволяет представить ее вне времени, бессмертным существом. Но это и молодая красавица, наслаждающаяся жизнью, живущая лишь для себя (хотя осуждать ее не хочется). Именно с ней связаны философские вопросы жизни и смерти, любви и ненависти; в ней самой смешалось добро и зло – это противоречивый образ. Особенно важно то, что без нее утрачивается смысл рассказов о Ларре и Данко – ведь читатель верит ей, ее жизненному опыту; она говорит об истинах, без которых невозможно жить.

Теперь, когда определена сущность центрального персонажа, обращаемся к самим историям, но прежде выясняем роль пейзажных зарисовок, предваряющих каждый рассказ Изергиль.

Ученики делают вывод, что состояние природы меняется перед каждым эпизодом, так автор подготавливает почву для восприятия историй, усиливает их психологическое воздействие, поскольку природа связана с душевным состоянием героев, с их внутренней сущностью. Перед рассказом о Ларре пейзаж навевает ожидание начала «чудной сказки», «все было странно красиво и грустно», «обрывки туч» и напомнили рассказчице историю Ларры; диск взошедшей луны был «кроваво-красен» – это напоминание о пролитой человеческой крови. Повествование Изергиль о ее молодости начинается на фоне «странной» песни, «все мягче становилась ночь, и все больше разрождалось в ней голубого сияния луны». Но перед последней историей пейзаж меняется, отображая атмосферу надвигающегося конфликта между личностью и обществом. «С моря поднималась туча – черная, тяжелая...», степная даль теперь уже «черная и страшная», в ней «вспыхивали маленькие голубые огоньки». Природа хранит в себе человеческие деяния – то в мрачных тенях, то в голубых искрах. Интересным для учеников оказалось то, что во внешнем композиционном ряду даны реалистические картины природы в романтическом освещении, а в легендах им свойственна условность, символичность.

Затем переходим к определению сущности образа Ларры. Учащиеся отмечают, что это фантастический герой – сын орла, гордой, свободной птицы, и женщины. Он презирает людей, поэтому одинок. Прозрение приходит к нему через много лет. Жизнь становится мукой для него: когда человек хочет презреть священные законы человечности, любви, он терпит крах. Ларра с детства жил по своим законам, его трудно обвинить в этом. Но в человеческом мире жизнь иная. Герой не добился полной свободы, а потерял ее. Он оказался на грани жизни и смерти: физически он свободен, но душа его навсегда осталась закована цепями страдания. Ученики считают, что в образе Ларры Горький осудил эгоизм, стремление утвердить право сильной личности, отмечают, что наказан Ларра за непомерную гордость.

Возникает вопрос о том, почему грех Ларры назван в рассказе «гордостью». В словаре С.И. Ожегова есть слово «гордость», имеющее три значения, и есть слово «гордыня», которое имеет значение «непомерная гордость». В современном русском языке эти слова – синонимы только по одному значению слова «гордость», по последнему. А в словаре В.И. Даля слова «гордость, гордыня, горделивость» сразу даны как синонимы и имеют одно общее значение – «надменность, высокомерие». Обращение к словарям снимает чувство недоумения, возникающее у учащихся.

Интересным оказался еще один вопрос по тексту. Изергиль закончила рассказ о Ларре «таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота» (курсив наш). Почему?

Ответы учащихся весьма разнообразны. Изергиль – земной человек, она преклоняется перед высшими силами, боится их, а ненависть и страх – черты рабской психологии. Рабство не только в ее голосе, рабство в ее сознании. Говоря о Ларре, она ощущала его силу, власть над собой. Он нагонял на нее страх. Человек ведь по сути раб, раб своих желаний, страстей, человеческих отношений. Ларра не из человеческого мира, поэтому он вызывает особые чувства. Изергиль могла бояться, что судьба пошлет ей те же мучения, что испытывает Ларра, что она так же превратится в тень, как и он. Она много прожила, много знает о жизни, она мудра, поэтому понимает, что в некоторых обстоятельствах нельзя поступить иначе, чем Ларра. Жизнь трудна, непредсказуема, никто не знает, что ждет впереди. Изергиль только к концу своей жизни многое поняла, поэтому-то она и живет среди молодых, рассказывает им поучительные истории, видя в этом спасение своей души.

Обсуждая образ Данко, ученики в первую очередь отмечают, что он из этих людей, знает их законы, нравы, достоинства и пороки; зная, что люди – это толпа, он все же не ставит себя выше них, в своей душе несет понимание красоты и величия человека. Через Данко проходит грань между добром и злом, между лесом и степью. Именно он знает дорогу от зла к добру. Данко – пророк, а толпа не принимает таких. У многих учащихся возникает ассоциация образа Данко с Христом, который взял на себя грехи людей и умер за них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». И смерть Данко – это его путь в бессмертие, он «смертию смерть попрал», как Христос. Высшая свобода – это свобода людей. Человек приносит себя в жертву – и это вечная трагедия тех, кто горит желанием сделать людей счастливыми. Ведь люди не замечают добро, которое им делают, они лишь наслаждаются тем, что получили. Ученики отмечают, что люди из племени Данко не прилагали никаких усилий, чтобы преодолеть лес. Данко указал путь, но идти они должны сами. Людям стыдно было сознаться в бессилии, и они злобу и гнев обрушили не на себя, а на Данко – вот людская благодарность за добро. Часть учеников вспомнила стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» («угль, пылающий огнем», вместо сердца), что позволило говорить о традициях русской литературы.

Беседуя о Данко, нельзя не затронуть вопрос о том, что значит в этой легенде лес. Образ леса воспринимается как олицетворение зла, преграды на пути к свободе. Люди должны преодолеть это зло. Но это еще и испытания, посланные человеку, чтобы человек прошел сквозь них и сохранил себя, не растратившись на зло, потому что преодоление зла делает человека мудрее. Образы серого сумрака, тьмы, теней, собравшихся сразу всех ночей, смрадного болота – пример такого же темного человеческого сознания, внутреннего мира. Злые силы сдерживают просветление души, лес обретает власть над людьми. И задача Данко – вывести людей из плена тьмы – означает увидеть и принять свет в душу, осознать свой темный внутренний мир. Лес – это и место обитания злых духов, черных сил, страхов, сомнений, влияющих на людей. Некоторые ученики восприняли лес и как общественно-политическую обстановку в России, как сложную и запутанную жизнь человечества, как внутренний мир отдельно взятого человека. Многим вспоминается и образ леса в «Божественной комедии» Данте.

Обращаем внимание и на «осторожного человека», который наступил на гордое сердце ногой...». Данко уже умер, но продолжает жить его сердце, в нем живет Данко. Люди вышли из леса, свет его сердца им уже больше ни к чему. Они забыли о Данко и его сердце. «Осторожный человек», видимо, хотел «снизить» подвиг Данко, затушевать. Но если бы сердце жило, был бы вечный свет, вечное добро, а этого не может быть, ибо жизнь заключается в борьбе тьмы и света, холода и тепла, добра и зла. Не будет борьбы – не будет жизни, поэтому такие люди, как «осторожный человек», всегда есть и будут. К тому же, при Христе должен быть Иуда, без которого нет идеи жертвенности, страдания за людей.

Подводя итоги обсуждению образов рассказа, задаем ученикам вопрос: «Почему Данко превращается в голубые искры, а Ларра – в тень?» Учащиеся отмечают, что весь рассказ Горького основан на вариациях света и тьмы, солнца и камня. Ларра, желая умереть, попытался пронзить себе грудь, «сломался нож – точно в камень ударили им», и обреченный на одиночество Ларра «стал как тень». Он не находит смерти, и это иссушает его душу, которая потеряла свои очертания. Он теперь ничто, потому что пожелал возвыситься над людьми, ему нет места среди людей, он тень, холодная и неуловимая, прозрачная и зыбкая. Душа его скитается между небом и землей, страдая за грехи. Не было Ларре места среди людей, нет ему места и в вечном мире, душа его скитается. А героическое проявление души Данко способствует тому, что его «огненное сердце» украшает мир прекрасными голубыми бликами в память о нем. Он превратился в искры, в вечный свет, а свет бессмертен. Он будет освещать путь людям, продолжает жить в искрах и дарить людям счастье, радость. Искры иногда попадают в душу человека, тогда в таком человеке оживает Данко.

После глубокого проникновения в текст горьковского рассказа учащиеся выделяют в нем евангельские мотивы: Изергиль – своеобразный евангелист, она хранительница мудрости; Ларра – символ гордыни как главного греха в христианской религии, Христос, Спаситель – Данко. Мир настолько переполнен «свинцовыми мерзостями», что Горький, судя по всему, ощущал необходимость пришествия Христа, несущего милосердие.

Предлагаемый нами путь к постижению художественного и духовного мира великого писателя, экспериментально опробованный неоднократно разными учителями, ведет к творческому, эмоциональному, индивидуальному восприятию прекрасного рассказа «Старуха Изергиль», вызывая у учеников удивление неоднозначностью, многослойностью слова Горького, его личностью.

 

Вопросы и задания:

1.Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

2.Составьте вопросы к беседе по рассказу.

3.Представьте систему подготовки к сочинению по этому рассказу.

4.Составьте задания в режиме ЕГЭ по литературе по рассказу.

Литература

1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – С.39.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 423 с.

3. Беленький Г.И., Снежневская М.Д. Изучение теории литературы в средней школе (4 – 10 классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999. – С. 76.

5. Виноградов И.И. Философский роман М.Ю. Лермонтова // Новый мир. – 1964. – № 10. – С. 210 – 236.

6.  Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М.: Учпедгиз, 1955.

7.   Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. – М., 1988. – С. 12-18.

8. Лихачев Д.С. О филологии. – М.: Высшая школа, 1989.

9. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988. – С. 121.

10. Основная образовательная программа полного общего образования (10-11 классы). http://www.koriphey.ru/upload/file/quick-folder/op_starshaya_shkola_proekt.pdf

11. Петриева Л.И. Современные проблемы литературного образования: учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – 201 с. 11 п.л. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 – русский язык и литература.

12. Петриева Л.И., Зевакина А.Ю. Специфика изучения литературы в средних профессиональных образовательных учреждениях социально-экономического профиля: монография. Книга. М.: Флинта: Наука, 2010. – 108 с. 7/4

13. Петриева Л.И., Дупленко М.В. «Бородино» М.Ю. Лермонтова и Бородинское сражение в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Сравнительный анализ в классах математического профиля // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С.33–35. ВАК.

14. Петриева Л.И., Ерастова Е.С. Аксиологический подход к изучению повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2011. – № 2 (70). Ч. 2. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». – С. 191–198. ВАК.

15. Петриева Л.И., Ерастова Е.С. Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Литература в школе. 2011. № 6. С. 30–34. ВАК.

16. Розанов В.В. Возврат к Пушкину (К 75-летию со дня его кончины), 1912 год // Литература в школе. – 1989. – № 4. – С. 68.

17. Рыбникова М.А. Избранные труды. – М., 1985.

18. Удодов В.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 139.

19. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. – М. – Пг., 1914. – С. 3-7.

20. Чертов В.Ф. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015. — 160 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: