Литературные роды и жанры

 Три рода литературы: эпос, лирика, драма. Лироэпика. Жанры как форма, в которой проявляется род литературы.

 Материал для работы: «Слово о полку Игореве»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»; А.К. Толстой, «Князь Серебряный»; М.Ю. Лермонтов, «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», «Герой нашего времени», лирика;

А.С. Пушкин, лирика; Д.И. Фонвизин, «Недоросль»; Н.В. Гоголь, «Ревизор».

Тема и идея литературного произведения

 Тема как жизненная основа произведения. Тематика как совокупность тем. Проблематика произведения. Идея – основная художественная мысль произведения. Выражение идеи. Идейно-тематическое содержание произведения. 

Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; А.С. Пушкин, «Медный всадник», «Повести Белкина»; Г.Х. Андерсен, «Штопальная игла», «Старый уличный фонарь», «Воротничок», «Серебряная монетка»; А. Приставкин, «Яблоко».

Автор произведения

Автор как создатель литературного произведения. Автор и герой. Виды повествования. Образ автора. Рассказчик. Повествователь. Способы выражения авторской позиции.

Материал для работы: А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Медный всадник».

Персонаж, герой, характер, лирический герой

 Персонаж – действующее лицо произведения. Литературный герой. Герой-антипод, антигерой, герой-«двойник». Образная структура произведения. Характер. Тип. Лирический герой – герой поэтического произведения, условный образ человека в лирике. Специфика лирического героя.

 Материал для работы: А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Скупой рыцарь», «Я вас любил…», «Вновь я посетил…..»; М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Нищий», «Дума».

Форма и содержание произведения

Литературное произведение как неразрывное единство содержания и формы. Содержание произведения – окружающая писателя действительность. Тема, идея, проблематика, конфликт как элементы содержания.

 Форма как способ организации содержания. Внутренняя форма (система образов, сюжет, композиция); внешняя форма (жанр, система художественных средств); внешняя оболочка (непосредственно язык, стиль писателя, словесный материал).

Материал для работы: И.А. Бунин, «Часовня»; А.С. Пушкин, «Медный всадник», «Повести Белкина», «На холмах Грузии…»; М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»; А. Приставкин, «Фотографии».  

Сюжет и композиция

 Сюжет как промежуточное звено между содержанием и формой. Элементы сюжета: пролог (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, постпозиция (эпилог). Композиция как средство реализации сюжета. Многогранность понятия «композиция». Типы композиции. Внесюжетные элементы в структуре произведения.

 Материал для работы: Д. Олдридж, «Последний дюйм»; А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»; М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри».

Внесюжетные элементы. Рама произведения.

 Внесюжетные элементы произведения: пейзаж, портрет, интерьер, художественная деталь). Пейзаж – описание картин природы, окружающего мира. Функции пейзажа в художественном произведении. Портрет – описание внешности персонажа. Составляющие элементы портрета. Виды портрета. Деталь как средство создания образа и средство выражения авторской позиции. Интерьер как средство характеристики персонажа.

Рама произведения (заголовочный комплекс): имя автора (псевдоним), заголовок, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление, введение), послесловие (заключение, эпилог), оглавление, примечания.

Материал для работы: «Слово о полку Игореве»; А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»; М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…»; И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Ася»; А.А. Фет.

С целью развития исследовательских и коммуникативно-речевых навыков учеников можно предлагать задания, связанные с будущей профессией, основанные на создании «специальной психологической речевой ситуации, в процессе которой учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться», предоставляли возможность речевой практики.

 Так, учащимся, которые наметили для себя в будущем профессии юриста, психолога, социолога, историка, филолога, на основных, факультативных занятиях и на занятиях элективного курса («Детектив как литературный жанр») предлагались такие темы для самостоятельного исследования и последующего выступления с докладом: «Элементы детектива в русской классической литературе», «Порфирий Петрович как следователь нового типа в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Отражение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» реформы судебной системы в России», «Внутреннее состояние Раскольникова «перед», «в момент» и «после» совершения преступления», «Специфика детектива как литературного жанра», «Детектив – искусство или «чтиво» для необразованного читателя?», «Причины постоянного интереса читателей к детективам», «А. Маринина – «русская Агата Кристи»?» и т.д.

Подобные задания, позволяющие перейти от проблем русской классической литературы к зарубежной и современной, основанные либо на профессиональном, либо чисто на личностном интересе, заставили учеников обратиться не только к литературоведческой и научно-популярной литературе, но и к книгам по истории судебной системы России, к пособиям по теории литературы, что активизировало их самостоятельную исследовательскую деятельность.

Вопросы и задания:

1.В чем отличие элективных курсов от факультативных занятий?

2. Обратитесь к программе элективного курса «Тайны поэтики» для 9 класса, проанализируйте структуру программы.

3. Составьте программу своего элективного курса по близкой Вам теме.

Роль теории литературы в процессе анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: