Обзор определений понятия «педагогическая технология» по книге: Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
– интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
– составные элементы, компоненты;
– структура (связи и отношение между частями и элементами);
– функциональные характеристики;
– коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
– историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты. В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
Понятие педагогической технологии.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
•Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
• Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
• Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
• Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
• Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
• Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
• Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Задание 2. Проанализируйте табл. 5 о недостатках педагогической технологии и возможных путях их устранения и выделите уязвимые черты педагогической технологии.
Информационный материал с методическими указаниями
Загреков, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загреков, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 38–43.
Таблица 5
Недостатки педагогических технологий
Характерные особенности недостатков педагогической технологии | Причины недостатков педагогической технологии | Возможные пути устранения |
1 | 2 | 3 |
Преимущественная ориентация на обучение репродуктивного типа | Общее тяготение технологии к воспроизводимости учебных процедур | Наиболее полный учет результатов педагогических, дидактических и методических исследований |
Неразработанность мотивации учебной деятельности | Игнорирование личности школьника | Усиление связи педагогической технологии с общей теорией обучения, теорией и методикой преподавания учебных дисциплин, с психологией |
Окончание таблицы 5
1 | 2 | 3 |
при проектировании обучающих систем | ||
Недостаточный учет личности учителя, ограничение его роли функциями организатора и консультанта | Учитель рассматривается часто как пассивный исполнитель «фирменных» дидактических проектов, разработанных специалистами в области содержания и процесса обучения | Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки учителя, высокого уровня его общей и методологической культуры |
Невозможность технологизировать отдельные элементы учебного процесса | Игнорирование в условиях технологизации учебного процесса личности школьника | ____ |
Сложность технологизации воспитательной сферы вообще и воспитывающей функции обучения, в частности | Недостаточный учет в условиях технологизации межсубъектного характера образовательного процесса; ориентация учителя на учет позиции школьника в этом процессе только как объекта его педагогических замыслов и воздействия и недостаточный учет его личностных потребностей, а также недооценка позиции ученика как субъекта своей учебной деятельности | Обеспечение высокого уровня методологической компетентности школьника, ориентация на его личностные потребности, развитие позиции ученика в процессе обучения как субъекта своей учебной деятельности |
Задание 3. Прочитать фрагмент лекции № 2 учебного пособия О.С. Гребенюк «Общая педагогика» и разработать «кластер» и «синквейн» по теме «Педагогические технологии».
Внимание! Пояснение к разработке кластера и синквейна вы найдете в лекции № 2 вариативной части |