Информационный материал с методическими указаниями

Обзор определений понятия «педагогическая технология» по книге: Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

– интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);

– составные элементы, компоненты;

– структура (связи и отношение между частями и элементами);

– функциональные характеристики;

– коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

– историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты. В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Понятие педагогической технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

• Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

• Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

• Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

• Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

• Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

• Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

 

Задание 2. Проанализируйте табл. 5 о недостатках педагогической технологии и возможных путях их устранения и выделите уязвимые черты педагогической технологии.

 

Информационный материал с методическими указаниями

Загреков, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загреков, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 38–43.

 

Таблица 5

Недостатки педагогических технологий

Характерные особенности недостатков педагогической технологии Причины недостатков педагогической технологии Возможные пути устранения
1 2 3
Преимущественная ориентация на обучение репродуктивного типа Общее тяготение технологии к воспроизводимости учебных процедур Наиболее полный учет результатов педагогических, дидактических и методических исследований
Неразработанность мотивации учебной деятельности Игнорирование личности школьника Усиление связи педагогической технологии с общей теорией обучения, теорией и методикой преподавания учебных дисциплин, с психологией

Окончание таблицы 5

1 2 3
    при проектировании обучающих систем
Недостаточный учет личности учителя, ограничение его роли функциями организатора и консультанта Учитель рассматривается часто как пассивный исполнитель «фирменных» дидактических проектов, разработанных специалистами в области содержания и процесса обучения Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки учителя, высокого уровня его общей и методологической культуры
Невозможность технологизировать отдельные элементы учебного процесса Игнорирование в условиях технологизации учебного процесса личности школьника ____
Сложность технологизации воспитательной сферы вообще и воспитывающей функции обучения, в частности Недостаточный учет в условиях технологизации межсубъектного характера образовательного процесса; ориентация учителя на учет позиции школьника в этом процессе только как объекта его педагогических замыслов и воздействия и недостаточный учет его личностных потребностей, а также недооценка позиции ученика как субъекта своей учебной деятельности Обеспечение высокого уровня методологической компетентности школьника, ориентация на его личностные потребности, развитие позиции ученика в процессе обучения как субъекта своей учебной деятельности

 

Задание 3. Прочитать фрагмент лекции № 2 учебного пособия О.С. Гребенюк «Общая педагогика» и разработать «кластер» и «синквейн» по теме «Педагогические технологии».

 

Внимание! Пояснение к разработке кластера и синквейна вы найдете в лекции № 2 вариативной части

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: