Вокальная импровизация

 

Импровизация- диалог:

 

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

(А. Барто)

 

Как кума твои дела?

На базаре я была.

Что ты так устала?

Уток я считала.

Сколько было?

Семь с восьмой.

Сколько стало?

Ни одной.

Где же эти утки?

У меня в желудке!

(С. Маршак «Волк и лиса»)

 

– Ножки, ножки, где вы были?

– По дорожке в сад ходили.

– Ножки, ножки, что ж вы встали?

– Запылились мы, устали.

(Н. Фенкель «Ножки»)

 

– Который час?

– Двенадцать бьет.

– Кто вам сказал?

– Знакомый кот.

– А мышка где?

– В своем гнезде.

– Чем занята?

– Штанишки шьет.

– Кому?

– Супругу своему

– А кто ее супруг?

– Барон Кукареку.

(С. Маршак «Который час?»)

 

Импровизация: «Спой свое имя».

 

Музыкально-пластическая деятельность

1. Передавать в движении эмоционально-образное содержание музыки, менять характер движения в соответствии с его развитием.

 

В. Витлин      «Козочки и Волк»

Д. Шостакович «Марш» (Игра «Трансформеры»)

П. Чайковский «Гроссфатер» из балета «Щелкунчик»

 

2. Наблюдать в музыке и передавать в движении метрическую пульсацию. Импровизировать движение в связи с изменением жанра. Продолжать осваивать различного вида ходьбу, элементы танцевальных движений польки и вальса. Начать освоение танцевальных движений полонеза и менуэта.

 

С. Прокофьев                   «Марш»

     П. Чайковский                        «Марш» из балета «Щелкунчик»

«Вальс» из «Детского альбома»

«Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро»

М. Мильман                      «Лиса» (дети изображают бег лисы)

А. Островский                 «Парад на красной площади»

Словенская народная песня «Наше поле»

С. Майкапар                    «Полька», «Вальс»

                                              из цикла «Бирюльки»

М. Глинка                         «Детская полька»

                                      «Мелодический вальс»

                                              «Прощальный вальс»

Й. Гайдн                           «Менуэт» (G-dur)

И. С. Бах                           «Менуэт(G-dur)

М. Огиньский                    «Полонез» (a-moll), II часть.

 

3. Передавать в движении ощущение метрической пульсации, чередование сильных и слабых долей. В движении определять двухдольность и трехдольность.

 

А. Гречанинов «Моя лошадка»

Л. Бетховен   «Экосезы», «Контрадансы»

А. Дворжак   «Вальс» (his-moll)

Г. Пахульский «В мечтах»

Ф. Шуберт    «Немецкие танцы», «Экосезы»

М. Мусоргский «Гопак»

П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома»

 

4. Слышать и передавать в движении динамические оттенки и их изменение.

Игра «Прятки»

И. С. Бах «Менуэт» (G-dur)

Ф. Госсек «Гавот»

 

5. Пластические этюды, пластические импровизации.

 

П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

К. Сен-Санс   «Слоны»

Ф. Шуберт    «Скерцо» (В-dur)

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

1. Исполнение ритмической партитуры:

С. Рахманинов «Итальянская полька»

Д. Кабалевский «Наш край»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

 

2. Исполнение различных видов ритмического эхо.

3. Исполнение ритмической пульсации в музыке разных жанров.

 

II ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные произведения для слушания

 

Е. Адлер         «Песня менуэта»

И. Гайдн        «Менуэт» из «Детской симфонии»

В. Моцарт              «Менуэт» из симфонии «Кавалер»,

                  «Менуэты» из «Маленькой ночной серенады» и

                         «Серенады» D-dur

П. Чайковский «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (фрагмент; использовать как музыку, звучащую при входе в класс)

С. Прокофьев «Гавот» из симфонии №1

    Л. Бетховен    «Марш» из музыки к драме А. Коцебу                                                «Афинские развалины»

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского                                                                            

                           альбома» (повторение)

Г. Свиридов   «Вальс» из музыкальных иллюстраций к

повести А. Пушкина «Метель»

Музыкальная грамотность

Расширять представления детей о жанровых особенностях музыки. Осваивать некоторые характерные метроритмические особенности различных танцев: менуэт, полонез, мазурка.

Иметь общее представление о танцах экосез и гавот.

Работать над формированием тембрового слуха. Продолжать систематическое освоение тембров инструментов симфонического оркестра. Познакомить с тембром струнно-смычковых (В. Моцарт «Серенада») и медных духовых (Ш. Гуно Марш из оперы «Фауст», Г. Свиридов «Марш») и т.д.

Познакомить учащихся с тембром духового оркестра.

Продолжать освоение интонаций, связанных с I-III-V-VI ступенями лада. Активно формировать ладовый слух и ладовое чувство. На основе накопления слуховых ощущений, осваивать понятия: тоника, трезвучие. Слышать тонику в песне, в прослушанной музыке; уметь допеть фразу до тоники, закончить тоникой мелодию. Овладевать всеми интонациями, связанными с движением по трезвучию. Слышать интонации трезвучия в разучиваемых песнях. С целью развития гармонического слуха регулярно проводить игру «Консонанс-диссонанс». Определять мажорный и минорный лад на слух (игра «Сонышко - туча»). Продолжать освоение двухдольности и трехдольности на слух в процессе музыкально-дидактических игр. Уметь определять размер в изучаемых песнях, попевках, осваивать длительности: половинная и половинная с точкой; ритмослоги в размере ¾. Уметь читать ритм в размере 2/4 и ¾. Знать имена композиторов: Л. Бетховен, П. Чайковский, Г. Свиридов.

 

Попевки. Распевания

 

Интонации связанные с трезвучием и тоникой. (I-III-V; III-V-I; III-I-V; V-III-I; V-VI-V-III-I).

П. Вейс «Я скачу» (сольфеджирование)

«Два цыпленка» – литовская народная песня

«Мышка» (сольфеджирование)

«Зайчик» (сольфеджирование)

«Весна» (сольфеджирование)

«Бубенчики» (сольфеджирование)

«Солнышко-Туча»

 

Начиная со второй четверти и в течение последующих лет обучения на музыкальное приветствие учителя в начале урока, дети отвечают приветствием, построенном на звуках тонического трезвучия: «Здравствуйте» – V-III-I ↓.

 

Игра «СОЛНЫШКО-ТУЧА»

 

Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «солнышко» - нисходящее трезвучие в мажоре, «ту-у-ча» - одноименное минорное нисходящее трезвучие. Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоют интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.

Прежде всего надо слушать непрограммные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, прелюдии И.С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.

 

Песни

 

Г. Струве                          «Пестрый колпачек»

Немецкая народная песня «Гусята» в обработке Т. Попапенко

М. Парцхаладзе                 «Снега-жемчуга» (исполнение с движением, возможны элементы театрализации)

З. Левина                           «Тимоти-Тим»

М. Парцхаладзе                «Дед Мороз»

Ю. Соснин                                  «Новый год к нам пришел»

Русская народная песня   «На горе-то калина» (двухголосно)

Р. Бойко                            «Небылицы»

В. Калинников                  «Солнышко»

Белорусская народная песня     «Перепелочка»

Белорусская народная песня     «Савка и Гришка»

Чешская народная песня «Чудак»

И. Стравинский               «Тили-бом»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: