Вокальная импровизация

 

1.  Сочинение мелодий на определенный ритм, записанный на доске;

- сочинение мелодий на определённые, заданные интонации;

- продолжение работы по ритмизации стихотворений;

- повторение заданий II четверти.

 

2. Импровизация мелодий на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием, например:

 

– Что ты плачешь, ослик мой?

– Я кувшин чужой разбил.

– Чем же били, ослик мой?

– Старой плетью матушка.

– Кто же бил, ослик мой?

– Злая баба, матушка.

– Ты нарочно, ослик мой?

– Я нечаянно, матушка.

–Как ты плакал, ослик мой?

– И-а, и-а, матушка.

(из армянской народной поэзии, перевод Р. Грановской)

 

Второй этап работы – диалог двух учеников, воплощающих в своей импровизации характер героев.

 

3. Игра «Спой свое имя».

 

4. Сочинение мелодии в жанре танца (польки или вальса) вокализом или на заданный текст, в жанре колыбельной песни.

 

Марш

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

 

Вальс

Три крысы в костюмах и шапках из плюша,

Три утки в соломенных шляпках для суши,

Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой

Да три собачонки без теплой попонки

Пошли на прогулку и встретили свинок,

Двух свинок в шелках с головы до ботинок.

 

из зарубежного фольклора «Воскресная прогулка»

Ты меня знаешь-

Я храбрый щенок!

Увижу котенка-

Собью его с ног.

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих от чужих отличать!

(С. Михалков)

Танец полька

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же это, мышь

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш!

 

или

 

Вышли мышки как- то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мышки вон.

 

или

Я купила кошке

Новые сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

(Б. Заходер)

 

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть.

Но зато могу их съесть! 

 (С. Маршак)

 

Музыкально-пластическая деятельность

 

1. Пластические этюды, сюжетно-образные игры:

 

М. Коваль                «Военная игра» (опера «Волк и семеро

козлят»)

Театрализованная игра   «Мы играем в оперу» на материале фрагмента из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»

П. Чайковский        «Вальс снежных хлопьев» – пластический этюд

А. Гречанинов         «Мазурка» («Цветок») – повторение

В. Моцарт – Б. Флисс «Колыбельная»

 

2. Пластическая импровизация:

 

В. Моцарт              Концерт № 21 (первая часть)

                         «Серенада D-dur (первая часть, фрагмент)

П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

 

3. Импровизация движений в связи с изменением жанрового начала:

 

В. Моцарт «Серенада» (D-dur, фрагмент)

 

4. Формировать умение передавать в движении изменение темпа:

Игра«Мы играем в оркестр»

М. Арсеев Игра «В гости»

 

5. Формировать умение передавать в движениях изменения тембра, имитируя игру на различных инструментах симфонического оркестра:

Игра «Мы играем в оркестр».

Ж. Бизе «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (вступление)

 

6. Игра «Прятки»:

 

В. Моцарт     «Прятки»

Ж. Бизе «Марш Тореадора»

 

7. Ритмическое эхо:

 

В. Моцарт              Симфония № 40 (первая часть, главная партия)

Ю. Чичков               «Здравствуй, Родина моя»

Р. Бойко         «На лошадке»

 

8. Продолжение работы по освоению танцевальных движений «Менуэта»:

 

В. Моцарт            Менуэты

Й. Гайдн               Менуэты

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

 

1. Ритмическая импровизация на ударных инструментах.

2. Ритмические партитуры.

 

П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

И.Гайдн         «Менуэт»

 

 3. Ритмическое сопровождение к песням:

 

В. Калинников    «Киска»

Ю. Чичков               «Здравствуй, Родина моя»

М. Ройтерштейн    «Песенка-небылица»

IV ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные произведения для слушания

 

П.Чайковский Балет «Щелкунчик»:

«Марш»

«Война игрушек и мышей»

«Вальс снежных хлопьев»

«Вальс цветов»

С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

 

Повторение пройденного материала в течение учебного года.

Уроки-концерты по заявкам, уроки-викторины, уроки-загадки.

 

Музыкальная грамотность

Обобщить и систематизировать все знания в области музыкальной грамотности, накопленные в учебном году.

Обобщить представления учащихся о массово-бытовых жанрах[22] (песня, танец, марш) во всех разновидностях, представленных в программе.

Выявить уровень усвоения учащимися специфики концертных жанров: симфония и концерт, их отличий и общности.

Выявить уровень усвоения учащимися специфики театральных жанров (опера, балет).

Обобщить работу по развитию тембрового слуха на материале симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».

В процессе проведения музыкально-дидактических игр выявить уровень сформированности динамического слуха. Знать термины piano и  forte.

Выявить уровень усвоения всех интонационных оборотов, связанных с I-III-V-VI-VIII ступенями лада в процессе сольфеджирования, музыкально- дидактических игр, нахождения знакомых интонаций в музыкальном тексте, звучащем и написанном.

Выявить уровень усвоения понятия «регистр».

Обобщить слуховые ощущения и представления учащихся в сфере ладового слуха и чувства. Уметь определять на слух законченные фрагменты, произведения; мажорный и минорный лад.

Выявить уровень усвоения метро-ритмических особенностей музыки: ритма, длительностей, ритмослогов, двухдольного и трехдольного метра (пульса). Важно также проверить уровень сформированности следующих практических умений: интонирование, чтение нотной записи, сольфеджирование, определение на слух и т.д.

Знать имена композиторов уметь отличать их портреты: И.С. Бах, Л. Бетховен, Ж. Бизе, Г. Свиридов, Й. Гайдн, В. Моцарт, М. Мусоргский, П. Чайковский. 

 

Попевки. Распевания

 

А. Филипенко                    «Хоровод» (сольфеджирование).

Русская народная песня   «Зайчик» (сольфеджирование).

Венгерская народная песня «Дом» (сольфеджирование).

«Мишка» из сольфеджио М. Котляровской-Крафт (сольфеджирование)

 

Повторение всех попевок, закрепление всех изученных ранее ладовых интонационных моделей.

 

Песни

 

Я. Полонский                    «Весенняя песенка»

Немецкая народная песня «Весна»

Ц. Кюи                              «Мыльные пузыри»

«Весна»

Ю. Соснин                                  «Мы – уточки» (повторение)

«Певец»

«До чего же грустно»

«Начинаем перепляс»

В. Кикта                          «Синеглазка» (повторение)

Г. Струве                          «Лунные коты»

«Хор»

Т. Потапенко                   «Это для нас»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: