Задачи на учебный год.
1. Продолжать работу по развитию эмоциональной сферы детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, уделяя все больше внимания работе по осознанию детьми своих музыкальных впечатлений, накапливать интонационно – слуховой опыт.
2. Понимать содержание музыкальных произведений, различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, размер, интонация, мелодия, лад (мажор, минор), регистр динамика, тембр, понимать их содержательное значение, уметь связать содержание музыкального произведения с использованием различных выразительных средств музыки.
Цель работы – целостное, полное и адекватное восприятие музыкального произведения детьми.
3. Продолжать работу по воспитанию у детей умения вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения. Постепенно увеличивать длительность звучания предлагаемых для прослушивания произведений.
4. Развивать музыкальное мышление учащихся в процессе восприятия музыки и анализа прослушанных произведений. Уметь при сравнении двух или нескольких пьес находить общее и разное и в содержании, и в комплексе использованных композитором выразительных средств. Особое внимание уделять развитию музыкальной памяти: учить детей запоминать прослушанную музыку, узнавать её при повторном звучании.
|
|
Углубленно знакомить детей с темами музыкальных произведений; исполнять, вокализируя, основные интонации и темы в удобной для детей тональности, в процессе анализа постоянно возвращаться к живому музыкальному звучанию, учить детей узнавать темы оркестровых и вокальных произведений в звучании фортепиано, там, где это позволяет музыкальный образ произведения тактично привлекать пластическое звуковысотное моделирование в форме игры.
5. Расширять и углублять понимание значения интонации в музыке, как носителя смысла и содержания. Расширять круг ладовых интонаций, освоенных детьми. Дети должны узнавать знакомые интонации в песнях и музыкальных произведениях, например: интонацию мажорного или минорного трезвучия, восходящего и нисходящего полутона, чистой квинты (V-1↓), чистой кварты (V-1↑), поступенное гаммообразное движение и т.д.
Совершенствовать умение внутренним слухом следить за интонационным развитием в процессе звучания музыкальной ткани. Понимать термин интонация и уметь им пользоваться.
6. Определять на слух первичные жанры и их признаки. Освоить понятие «жанровость». Проводить в форме тестов самостоятельные работы на определение жанра, например:
1. Т (танец)
2. М (марш)
|
|
3. П+М (песня и марш)
4. Т+М (танец и марш)
Музыкальным материалом для подобных работ могут служить знакомые и новые пьесы из фортепианных циклов детской музыки П. Чайковского, Р. Шумана, Ж. Бизе, С. Прокофьева, К. Дебюсси, А. Гречанинова, С. Майкапара.
7. Понимать и уметь объяснить в самом общем виде жанровые особенности оперы, балета, симфонии, концерта.
8. Осваивать в практической музыкальной деятельности принципы развития музыки, музыкальной драматургии: повторность (тождество), контраст, варьирование (Е. Ручьевская). Рассмотрение этих принципов с точки зрения эмоционально-образной драматургии музыкального произведения.
Познакомить детей с музыкальной формой как конструкцией: трёхчастной, формой рондо, формой вариаций (точнее на этом этапе вариационного принципа развития). Уметь определять названные конструкции-формы на примерах доступной, яркой и достаточно простой по форме музыки, знать опорные схемы: АВ; АВА; АВАСА; АА1А2А3…; уметь импровизировать (вокальная и ритмическая импровизация, импровизация на элементарных музыкальных инструментах) простую двухчастную форму, простую трехчастную форму, элементарное рондо.
9. Учить осознанному пониманию развития (изменения) выразительных средств музыки в процессе становления музыкального образа; понимать неразрывную связь интонационных, ладовых, метро-ритмических, динамических и тембровых изменений в процессе развития музыки.
10. Продолжать работу по дальнейшему развитию тембрового слуха. Продолжение знакомства с тембрами инструментов симфонического оркестра. Закрепление представления о тембрах основных групп симфонического оркестра и отдельных инструментов. Проведение тестов на определение тембра.
11. Знать имена и узнавать портреты композиторов: П. Чайковского, Э. Грига, Ж. Бизе, С. Прокофьева, И.С. Баха, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Р. Шумана, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.
12. Уметь полностью и грамотно назвать музыкальное произведение и его автора.
13. Регулярно вести тетради по музыке, где записывать основные термины, названия прослушиваемых произведений и их авторов. Вести дома «Дневник музыкальных впечатлений».