Организация слушания музыки

Задачи на учебный год.

1. Продолжать работу по развитию эмоциональной сферы детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, уделяя все больше внимания работе по осознанию детьми своих музыкальных впечатлений, накапливать интонационно – слуховой опыт.

2. Понимать содержание музыкальных произведений, различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, размер, интонация, мелодия, лад (мажор, минор), регистр динамика, тембр, понимать их содержательное значение, уметь связать содержание музыкального произведения с использованием различных выразительных средств музыки.

Цель работы – целостное, полное и адекватное восприятие музыкального произведения детьми.

3. Продолжать работу по воспитанию у детей умения вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения. Постепенно увеличивать длительность звучания предлагаемых для прослушивания произведений.

4. Развивать музыкальное мышление учащихся в процессе восприятия музыки и анализа прослушанных произведений. Уметь при сравнении двух или нескольких пьес находить общее и разное и в содержании, и в комплексе использованных композитором выразительных средств. Особое внимание уделять развитию музыкальной памяти: учить детей запоминать прослушанную музыку, узнавать её при повторном звучании.

Углубленно знакомить детей с темами музыкальных произведений; исполнять, вокализируя, основные интонации и темы в удобной для детей тональности, в процессе анализа постоянно возвращаться к живому музыкальному звучанию, учить детей узнавать темы оркестровых и вокальных произведений в звучании фортепиано, там, где это позволяет музыкальный образ произведения тактично привлекать пластическое звуковысотное моделирование в форме игры.

5. Расширять и углублять понимание значения интонации в музыке, как носителя смысла и содержания. Расширять круг ладовых интонаций, освоенных детьми. Дети должны узнавать знакомые интонации в песнях и музыкальных произведениях, например: интонацию мажорного или минорного трезвучия, восходящего и нисходящего полутона, чистой квинты (V-1↓), чистой кварты (V-1↑), поступенное гаммообразное движение и т.д.

Совершенствовать умение внутренним слухом следить за интонационным развитием в процессе звучания музыкальной ткани. Понимать термин интонация и уметь им пользоваться.

6. Определять на слух первичные жанры и их признаки. Освоить понятие «жанровость». Проводить в форме тестов самостоятельные работы на определение жанра, например:

                                              1. Т (танец)

                                              2. М (марш)

                                              3. П+М (песня и марш)

                                              4. Т+М (танец и марш)

Музыкальным материалом для подобных работ могут служить знакомые и новые пьесы из фортепианных циклов детской музыки П. Чайковского, Р. Шумана, Ж. Бизе, С. Прокофьева, К. Дебюсси, А. Гречанинова, С. Майкапара.

7. Понимать и уметь объяснить в самом общем виде жанровые особенности оперы, балета, симфонии, концерта.

8. Осваивать в практической музыкальной деятельности принципы развития музыки, музыкальной драматургии: повторность (тождество), контраст, варьирование (Е. Ручьевская). Рассмотрение этих принципов с точки зрения эмоционально-образной драматургии музыкального произведения.

Познакомить детей с музыкальной формой как конструкцией: трёхчастной, формой рондо, формой вариаций (точнее на этом этапе вариационного принципа развития). Уметь определять названные конструкции-формы на примерах доступной, яркой и достаточно простой по форме музыки, знать опорные схемы: АВ; АВА; АВАСА; АА1А2А3…; уметь импровизировать (вокальная и ритмическая импровизация, импровизация на элементарных музыкальных инструментах) простую двухчастную форму, простую трехчастную форму, элементарное рондо.

9. Учить осознанному пониманию развития (изменения) выразительных средств музыки в процессе становления музыкального образа; понимать неразрывную связь интонационных, ладовых, метро-ритмических, динамических и тембровых изменений в процессе развития музыки.

10. Продолжать работу по дальнейшему развитию тембрового слуха. Продолжение знакомства с тембрами инструментов симфонического оркестра. Закрепление представления о тембрах основных групп симфонического оркестра и отдельных инструментов. Проведение тестов на определение тембра.

11. Знать имена и узнавать портреты композиторов: П. Чайковского, Э. Грига, Ж. Бизе, С. Прокофьева, И.С. Баха, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Р. Шумана, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.

12. Уметь полностью и грамотно назвать музыкальное произведение и его автора.

13. Регулярно вести тетради по музыке, где записывать основные термины, названия прослушиваемых произведений и их авторов. Вести дома «Дневник музыкальных впечатлений».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: