Музыкальная грамотность

На новом уровне продолжение освоения специфики театральных жанров: оперы и балета.

Активное формирование тембрового слуха посредством актуализации накопленных слуховых представлений детей о тембрах групп инструментов и отдельных инструментов симфонического оркестра. Регулярное проведение тестов на определение тембра.

Дальнейшее развитие звуковысотного слуха, умение дифференцировать звуковысотное движение.

- актуализация понятия регистра («Игра в регистр»);

- освоение II ступени («Ле») лада, соответствующего ручного знака и всех интонаций, связанных с пентатоникой: I-II-III-V-VI-VIII;

- формирование умения услышать и спеть тонику, допеть до тоники; петь трезвучие как тональную настройку, умение спеть трезвучие в тональности звучащего музыкального произведения; знать и использовать термины: тоника, трезвучие;

- определять на слух мажорный и минорный лад, знать термины: мажор, минор;

- формирование гармонического слуха в процессе игры «Консонанс-диссонанс».

Актуализация и углубление знаний о ритме, метре (пульсе), темпе.

- определение на слух размера 2/4, ¾;

- знание основных ритмослогов в указанных размерах

 

- умение читать ритм попевок, песен;

- ознакомление детей с особенностями пунктирного ритма.

Умение сольфеджировать в объеме изученных ладовых ступеней и ритмослогов, сохраняя привычный алгоритм.

Начать изучение абсолютной нотации (скрипичный ключ, нота «соль»).

Особенное внимание уделить формированию ощущения фразы.

Знание основных динамических оттенков: piano и forte, умение слышать изменение динамики в звучащей музыке.

 

Певческая деятельность

Попевки. Распевания

Повторение основных попевок, выученных во втором классе, основанных на интонациях, связанных с V-III; V-VI; V-I; V-III-I ступенями.

Закрепление интонаций, связанных с тоникой и тоническим трезвучием в мажоре.

«Солнышко - туча»

«Пароходик»

«Зарядка»

«Зайчик»

«Мышка»

«Два цыпленка» (литовская народная песня)

В центре работы – освоение II ступени лада «Лё» и интонационного комплекса пентатоники.

Русская народная песня «У кота-воркота» (сольфеджирование; исполнение каноном)

Русская народная песня «Ходит зайка по саду» (сольфеджирование)

Русская народная песня  «Звоны» (сольфеджирование)

В. Калинников «Тень-тень» (первая и вторая фразы, сольфеджирование)

Ц. Кюи «Осень» (первые четыре фразы, сольфеджирование)

Русская народная песня «Старый заяц» (сольфеджирование)

А. Филиппенко «Мы на луг ходили» (повторение, сольфеджирование до конца)

Венгерская народная песня  «Зайчик» (сольфеджирование)

А. Яковлев упражнения №1,2,3

Петь нисходящие трезвучия на слоги «лё», «лю» штрихом legato и слоги «но» и «мо» штрихом staccato.

Петь упражнения, построенные на нисходящем движении от V к I ступеням гаммы разными штрихами на слоги: «лё», «лю», «мо» и «но».

Разучивание и исполнение канона «Гусенок».

Исполнение песни «Звоны» с выдержанной тоникой на слог «дон».

 

Песни

 

Ц. Кюи                              «Осень»

Р. Паулс                            «Сверчок»

Й. Гайдн                           «Мы дружим с музыкой»

В. Калинников                   «Тень-тень»

К. Мясков                      «Зайчики-мячики»

З. Левина                           «Тимоти-Тим»

Русская народная песня   «На горе – то калина»

(с выдержанным остинато на тонике)

Литовская народная песня

в обработке Т. Попатенко  «Птичий ужин»

Русская народная песня   «А я по лугу» (со второй, на два голоса)

Р. Роджерс                      «До, ре, ми» (с авторским текстом)

 

Песня Р. Роджерса «До, ре, ми» разучивается с целью ввести детей в систему абсолютной нотации. С этой целью я несколько изменила перевод текста песни.

 

«До» - добавочная снизу,

«Ре» - под первою всегда,

«Ми» - на первой притаилась,

Между двух линеек «Фа».

«Соль» - застряла на второй,

Между второй и третьей «Ля»,

«Си» - на третьей поищи,

А под четвертой снова «До».

 

Песен предполагается больше, чем можно выучить в течение четверти, таким образом отражается вариативный подход к работе с детьми, позволяющий оптимизировать этот процесс.

 

Вокальная импровизация

 

1. Импровизация – диалог:

 

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы, у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре. 

       

– Гриша, Гриша, дай мне нож.

– Ты обратно не вернешь.                    

– Дай-ка, Гриша, карандаш.

– Ты обратно не отдашь.

– Гриша, Гриша, дай резинку.

– Ты откусишь половинку.

– Гриша, Гриша, дай чернил.

– Ты бы сбегал и купил.

(С. Маршак «Жадина»)

 

Из армянской народной песни в переводе И. Токмаковой

 

– Что случилось, козочка?

– Я споткнулась, матушка!

– Где споткнулась, козочка?

– Возле речки, матушка!

– Обо что же, козочка?

– О травинку, матушка!

– Ведь неправда, козочка?

– Ме, ме, ме, матушка!

 

2. Импровизация мелодий на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально – образным содержанием, например:

 

К. Чуковский «Тараканище» (начало)   I и II четверть

К. Чуковский «Доктор Айболит» (начало)

А. Плещеев «Осень»

 

3. Импровизация мелодий в определенном жанре как вокализом, так и на заданный текст.

 

4. Импровизация – диалог вопросно-ответной структуры в форме предложений и периода. Исполняется вокализом (см. раздел «Импровизация») - I и II четверть.

 

Музыкально – пластическая деятельность

 

1. Игра «Прятки» (повторение).

 

В. Моцарт «Вальс»

Ж. Бизе «Марш Тореадора»

Д. Верди «Марш» из оперы «Аида»

 

2. Е. Ломова «Ускоряй - замедляй».

3. Упражнения, способствующие формированию ощущения фразы:

 

П. Чайковский «Старинная французская песенка»

«Декабрь»

Л. Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

4. Определение в процессе музыкально-пластической деятельности двухдольного и трехдольного метра:

 

К. Вебер «Экосез»

Э. Григ «Вальс» e-moll, «Вальс» a-moll

Н. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»

С. Прокофьев «Вальс», «Шествие кузнечиков», «Марш» из цикла

«Детская музыка»

Ф. Шуберт «Экосезы» (сочинения opus. 49 №3, №4)

 

II ЧЕТВЕРТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: