Задачи на учебный год:
1. Развивать и совершенствовать певческие навыки, полученные в первом и втором классах: сохранять правильную певческую установку; петь мягким, округлым, полётным звуком, используя мягкую атаку; овладевать правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу, посредством укрупнения фразы увеличивать продолжительность певческого дыхания.
2. Развивая и совершенствуя навык кантиленного пения, овладевать в пении штрихами staccato и non legato, сочетать в пении различные приёмы звукоизвлечения.
3. Работать над совершенствованием вокальной артикуляции. Продолжать работу по овладению вокальной орфоэпией.
4. Продолжать работу над позиционной равностью звучания гласных в пении, над дальнейшим развитием и совершенствованием вокального слуха детей. Уметь слушать себя и класс в процессе пения, контролировать и оценивать качество звучания своего голоса, а также качество звучания класса в целом.
5. Постепенно расширять динамическую палитру в исполнительской певческой деятельности детей.
6. Совершенствовать навык унисонного пения, продолжать работу по выравниванию звучания «гудошников».
7. Постепенно расширять диапазон звучания класса: c1 – d2. Расширять рабочий диапазон, перенося сформированные певческие навыки с примарной зоны на крайние части диапазона.
8. Начать освоение простейших видов многоголосия: пение с выдержанным звуком в одном из голосов, мелодическое остинато в одном из голосов, простейшие подголоски. Импровизация подголосков в песнях.
9. Освоение полифонического многоголосия: пение простых канонов в приму, разучивание и исполнение от 6 до 10 канонов в течение учебного года.
10. Работать над ансамблем и строем в хоровом пении.
11. Работать над выявлением и развитием тембровых качеств певческого голоса.
12. Выразительно исполнять разучиваемые песни, соблюдая принцип подчинения всей технической работы задачам создания художественного музыкального образа в процессе исполнения, осваивать исполнительские выразительные средства.
13. Понимать постепенно усложняющийся, в соответствии с возрастающим уровнем сложности исполнительских задач, дирижёрский жест педагога.
14. Дальнейшее овладение детьми различными формами свободного дирижирования: показ начала и конца фразы в исполняемых и прослушиваемых произведениях, показ различных штрихов, разной динамики; показ развития музыкальной мысли как внутри фразы, так и в произведении в целом (от начала – к кульминации и к завершению развития).
15. К концу года уметь самостоятельно или с поддержкой инструмента исполнить 3-5 любимых песен.
Певческие упражнения
- понимать роль и значения распеваний.
- сознательно относиться к учебно-тренировочным задачам, которые ставит педагог в процессе распевания.
- использовать для распевания трезвучия, отрезки звукоряда на различные гласные звуки (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т.п.).
- петь упражнения А.Яковлева начинающиеся с гласного «у» в сочетании штрихов легато и стаккато.
- в качестве распевания использовать попевки и небольшие песенки, сольфеджируемые на уроках. Основной материал для распеваний – это народные песни и попевки, фрагменты из песен и вокализы на основе тем прослушиваемых произведений.
Игра на элементарных музыкальных инструментах
Уметь играть на всех инструментах, имеющихся в «оркестре» в школе (треугольник, бубен, барабан, маракасы, кастаньеты, пандейра, металлофон, ксилофон, инструменты оркестра К.Орфа и т.д.).
Исполнять метрическую пульсацию и акценты в песнях и в прослушиваемых произведениях для создания более яркого музыкального образа.
Исполнение двухголосных, трёхголосных и четырехголосных партитур на материале некоторых музыкальных произведений. Таким образом формировать гармонический слух, умение слышать «вертикаль» в музыкальной ткани, способствовать формированию навыка многоголосного пения.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Тема: «Театр королевы Музыки»
Музыкальные произведения для слушания
Ж. Бизе Опера «Кармен»:
Вступление
«Марш мальчишек» (повторение)
Куплеты Тореадора (повторение)
«Фарандола» из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»
Н. Римский-Корсаков Темы Звездочета, Додона, Петушка,
Ария Шемаханской Царицы
(фрагмент) из оперы «Золотой петушок»
Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»: Вступление ко II действию,
«Ария Царевны-Лебедь», «Полет шмеля»
Р. Щедрин Фрагменты из балета «Конек - Горбунок»:
«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох», «Девичий хоровод», «Старшие братья и Иван»
К. Хачатурян Фрагменты из балета «Чиполлино»:
«Тарантелла»,
«Строительство дома кума Тыквы», «Сеньор Груша успокаивает Чиполлино»,
«Появление сеньора Помидора» и др.
С. Прокофьев Фрагменты из балета «Золушка»:
«Вальс и полночь», «Тема феи Сирени», «Кузнечики и стрекозы», «Урок танцев»
Видео-фильм, составленный из отобранных фрагментов балета.
П.Чайковский Фрагменты из балета «Лебединое озеро»
(повторение).
С. Прокофьев Симфония №7, часть I (экспозиция)
Симфония № 1, часть I (экспозиция)
В. Моцарт Симфония № 41, часть I (экспозиция)
Симфония № 40, I часть (экспозиция),
повторение
Концерт для фортепиано с оркестром № 21, часть I (экспозиция), часть II (повторение)
Д. Кабалевский Концерт для фортепиано с оркестром № 3,
часть II
I ЧЕТВЕРТЬ